• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Педагогический проект «Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»

Педагогический проект «Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

Ярковской средняя общеобразовательная школа

имени Романова К.Г











Педагогический проект




На тему: « Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»





Выполнила:

Ячменева Ю. М. учитель начальных классов













2013г.

Содержание

Стр.

1. Введение ………………………………………………………………………. …. 3

2. Что такое самоконтроль в учебной деятельности ……………………………… 4

2.1 Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля…………………………………………………………………………. 4

2.1.1 Выделение орфограмм зелёной пастой……………………………………….. 4

2.1.2 Орфографическое проговаривание……………………………………………. 5

2.1.3 Специально организованное списывание……………………………………. . 5

2.1.4 Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками»………………... 5

2.1.5 Комментированное письмо с указанием орфограмм………………………..... 6

2.1.6 Поиск орфограмм в «чистом» тексте………………………………………… . 6

2.1.7 Индивидуальная карта самоконтроля………………………………………….. 6

2.1.8 Дидактическая игра……………………………………………………………....8

2.1.9 Диктанты………………………………………………………………………….8

2.2 Приёмы самоконтроля при работе над ошибками………………………………10

2.3 Применение наглядности в обучении орфографическому самоконтролю…….12

2.3.1 Схемы……………………………………………………………………………..13

2.3.2 Опорные таблицы………………………………………………………………..13

2.3.3 Памятки…………………………………………………………………………..14

2.3.4 Алгоритм…………………………………………………………………………14

3. Анализ полученных результатов…………………………………………………...15

3.1 Анкетирование учителей…………………………………………………………..15

3.2 Анкетирование учеников…………………………………………………………. 16

4.Заключение………………………………………………………………………….. 16

5.Список литературы………………………………………………………………….. 16

6.Приложение…………………………………………………………………………. 17



1.Введение

Цель исследования - изучить эффективные приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка

Объект исследования - процесс формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: орфографические приёмы будет способствовать формированию самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:

- диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

- применяют методические приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников; орфографические задачи, работа над ошибками; карточки с орфографическими заданиями.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;

2. Определить приёмы, направленные на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников.

3. Предложить систему заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у младших школьников и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.

Методы исследования:

1. Теоретические:

• анализ методической литературы по данной проблеме;

2. Эмпирические:

- анкетирование учителей начальных классов;

- тестирование учащихся.

3. Интепритация: анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах формирования орфографического самоконтроля на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в определении методов и приёмов, способствующих формированию действия самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.

  1. Что такое самоконтроль в учебной деятельности.

Львов М.Р. дает определение самоконтролю в учебной деятельности учащихся - это необходимый этап учебного действия; формируется с первых дней в школе, опирается на осознание школьником своих познавательных действий. Реализуется в таких приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников при этом; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, выразительностью речи; перечитывание учебника с целью выявления полноты ответа. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока.

2.1 Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля.

2.1.1 Выделение орфограмм зелёной пастой.

Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки - с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.

Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:

  • - большая буква в начале предложения, в именах собственных;

  • - знаки препинания в конце предложения;

  • - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

  • - разделительные Ъ, Ь, Ь - показатель мягкости;

  • - двойные согласные.

Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.

2.1.2 Орфографическое проговаривание.

О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием.

Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

2.1.3 Специально организованное списывание.

Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх шагов. (Приложение 1.)

2.1.4 Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять "дырки" в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

2.1.5 Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием алгоритма (Приложение 2)

2.1.6 Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки - ключа.

Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

2.1.7 Индивидуальная карта самоконтроля.

По мнению Филипповой Н.К. карта самоконтроля (Приложение 3) является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося.

Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся.

Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.

Конечно, ученик есть ученик. Он может пойти на уловки при самопроверке. Но при перепроверке учителю будет видна подтасовка исправлений. Кроме того, общая оценка за урок должна быть в обязательном порядке подтверждена контрольной итоговой работой, которую учитель проверяет сам.

Преимущества данной формы работы

1. Ученик непосредственно сам выявляет свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала, знает, какие "дыры следует латать". Он сам контролёр своих знаний.

2. Двойка за один вид работ не обескураживает ученика, что является гарантом интенсивной работы в течение всего урока.

3. Подсчёт оценочных баллов в окружении подсчёта другими одноклассниками своих работ психологически создаёт ситуацию азарта, возможности накопления балла, создающего ситуацию успеха.

4. Учитель детально видит каждого ученика на каждом уроке.

5. Родитель имеет полный информационный блок о знаниях своего ребёнка по всем разделам предмета.

6. Учитель по последней графе карты самоконтроля имеет ясное представление о социальном запросе ученика и родителя, организует оптимальную работу с учеником, имеет связь с родителями.

7. В перспективе создаются условия для индивидуализации работы с учеником, т.к. ученик вписывает в последнюю графу карты итоги предпринимаемой деятельности при неудовлетворённости своими знаниями.

Например, консультация учителя, дополнительные занятия с учителем, самостоятельная дополнительная работа по ликвидации пробела знаний, помощь родителей, репетитора и т. д.

2.1.8 Дидактическая игра.

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга.

Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.

Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы - обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса. В работе по самоконтролю использую разные игры, привожу примеры некоторых из них. (Приложение 4)

2.1.9 Диктанты.

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.

При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ:

1) проверка диктантов только учителем;

2) взаимопроверка.

Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

1. Предупредительный.

2. Объяснительный.

3. Диктант с обоснованием.

Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.

4. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

5. Диктант «Проверяю себя».

Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.

6. Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

7. Выборочный диктант.

Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

8. Самодиктант.

Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

8. Взаимодиктант.

Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.

9. «Диктант за робота».

Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:

Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.

лёд (ледяной) жит . ль

за горой (горы) козл . к

пятёрку (пять) за мор . м

10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».

Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9-15 с (примерно по 3-5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов. (Приложение 5)

11. Зрительный диктант.

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.

12. Знаковые диктанты.

Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время. (Приложение 6) 2.2 Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Самый распространённый способ: учитель зачёркивает одну букву и надписывает другую, не отвечает этому требованию. Он должен создать условия для формирования действий самоконтроля и самооценки, чтобы действия ребенка становились осознанными и контролируемыми. Ребенок должен понимать, что ответственность за качество выполненной работы лежит на нем, и чем качественней он ее сделает, тем меньше работы ему предстоит на этапе работы над ошибками.

Методики Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. приводят способы учительской правки орфографических ошибок:

  • - неправильная буква зачёркнута;

  • - подчёркнуто слово с ошибкой;

  • - подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;

  • - подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;

  • - на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи;

  • - на полях поставлен знак ошибки.

Расположила данные способы учительской правки орфографических ошибок по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.

Работу над ошибками начала с 1 класса, когда дети приступают к изучению грамматических правил, и проводить стараюсь её на каждом уроке, на дополнительных занятиях по теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил.

На каждом уроке русского языка ученикам даётся 1 - 2 минуты для работы над ошибками.

На полях в тетрадях моих учеников цветом, соответствующим индексу дифференцированной помощи в работе над ошибками. В первых тетрадях ошибки не фиксируются в тексте и лишь на полях отмечаются соответствующей пометкой красным цветом: орфографическая ошибка - вертикальная «палочка», пунктуационная - «птичка». В других тетрадях подчёркивается слово, в котором допущена ошибка зелёным цветом. Ученик должен сам определить в какой морфеме допущена ошибка и исправить её. В тетрадях синим цветом ошибки подчёркивает сам учитель, ученик сам производит исправление. Этим я заставляю вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Цвет соответствует уровню грамотности ученика и сформированности его самоконтроля. Красные - в тетрадях сильных учеников, зелёные - среднего уровня грамотности. Синие - нуждающиеся в постоянной помощи и контроле учителя.

Цвет - условный цветовой индекс помощи ребятам в работе над ошибками.

Ученик, получив тетрадь с проверенной работой, сразу приступает к работе над ошибками, исправляя их в тексте зелёной пастой. Но исправление ошибок - это только часть работы. У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками Каждый раз, работая с памяткой, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Исправив ошибки в тексте, ученик выписывает слова, следуя указаниям учителя. (Приложение 7).

С начала учебного года провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю класс на подгруппы по типам орфографических ошибок. Также веду диагностику количества ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах по русскому языку (Приложение 8), строгий учет выполнения всех упражнений в журнале или в специальной тетради. Работа считается невыполненной, если в ней не исправлена хотя бы одна ошибка или какое-либо задание не выполнено до конца.

Таким образом, учитель дает возможность ученику самому исправить ошибки, доработать задание и устранить пробелы в знаниях или откорректировать формируемые умения.

Дифференцированный учёт ошибок является средством не только контроля, но и педагогической диагностики: он позволяет своевременно обнаружить слабые звенья в подготовке учащихся и принять необходимые меры для устранения отставания.

Данная работа дает результаты только при системном, целенаправленном подходе и когда взаимодействие учителя и ученика имеет партнерский, договорной характер: «учитель рядом, а не сверху».

В течение четверти составляю на каждого ученика карточки. В них записываю слова, которые ученик написал с ошибкой (Приложение 9).

Прочитав статью Варовой Т.В. «Самоконтроль в работе над грамотностью», познакомила детей с приёмом саморедактирования. Данный прием стали применять при работе над ошибками в контрольных работах.

Результат саморедактирования ребёнок вносит в таблицу «Работа над ошибками», к которой он может обращаться при необходимости последующей проверки слов (Приложение 10).

2.3 Применение наглядности в обучении орфографическому самоконтролю.

Кабинет начального класса это свой особый мир, в котором дети проводят значительное количество времени. Важно, чтобы оформление класса было удобным, гармоничным, соответствовало внутреннему миру младшего школьника и помогало ему в учении.

Наглядный материал на стенде «Русский язык» не только способствуют восприятию детьми грамматико-орфографических явлений, но и дают образец выполнения работ учащимся. Материалы стенда используются во время фронтальной работы учителя со всем классом, но и в некоторых случаях могут быть использованы при проведении индивидуальных и самостоятельных работ учащихся, при самоконтроле.

На стенде в моём классе имеется:

  • - алфавит;

  • - падежи;

  • - предлоги, приставки;

  • - части слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание);

  • - парные согласные;

  • - гласные, обозначающие твёрдость и мягкость согласного;

  • - слова с орфограммами, выделенными зелёным цветом:

    • лыжи чудо час Борис Арзамас Жучка конь объезд

    • мыши щука роща Иванович Водоватово группа пальто семья

    • Семёнов Тёша

Большое значение для повышения качества обучаемости имеет применение наглядных опор в виде таблиц, условно-графических обозначений, памяток, перфокарт, схем по всем предметам.

2.3.1 Схемы

Особенно эффективны те задания, при выполнении которых дети могут опираться на материальные средства контроля своей работы, в первую очередь на схемы.

Использование схемы на уроке с условными обозначениями пробуждает интерес к теме, повышает эмоциональный настрой, создаёт атмосферу творчества, заставляет не только быть «пассивными слушателями», но и самим делать выводы, а затем использовать их в своей работе, контролировать себя.

К условным обозначениям мы относим и схемы, и буквы, и формулы, и другие специальные значки. Всё это - условные обозначения. Работа с ними делает урок интереснее. Дети учатся думать, спорить, размышлять.

2.3.2 Опорные таблицы

Практически во всех классах начальной школы имеются опорные таблицы. Они предназначены для организации коллективной и индивидуальной работы. Ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут их проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений на уроках русского языка внимание детей обращаю к таким таблицам (Приложение 11).

При изучении темы «Разбор слова по составу» использую разборные таблицы. С помощью таких таблиц составляются и записываются слова для разбора по составу. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - синими, окончания - черными). В ходе объяснения и образования слова ученик выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

2.3.3 Памятки

Огромную роль при формировании самоконтроля отвожу работе с памятками, которые актуализируют знания учащихся при повторении изученного материала, помогают учащимся объективно оценивать свои ответы на обобщающих уроках, когда они могут сравнивать свой ответ с образцом-памяткой.

Для выработки умения проверять орфограммы у детей есть памятка «Проверка орфограмм слабой позиции» (Приложение 12)

2.3.4 Алгоритм

На уроках русского языка коллективно вместе с детьми составляем правила - алгоритмы. С их помощью происходит систематизация знаний, которая служит хорошим подспорьем урока, вовлекая в работу всех детей.

Алгоритм - это способ действия для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда орфографические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.
После знакомства с алгоритмом учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование умения объяснять правописание изучаемой орфограммы с помощью алгоритма. Учащимся даётся образец рассуждения.

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма может быть при использовании данного алгоритма:

  • 1) проговариваю;

  • 2) определяю орфограмму;

  • 3) вспоминаю правило;

  • 4) применяю его;

  • 5) пишу;

  • 6) проверяю.

Такого типа алгоритмы помогают выделить нужную орфограмму. Алгоритмы проще запоминаются, используя их, быстрее можно увидеть результат.

Таким образом, формирование у детей орфографического самоконтроля требует от учителя разработки огромного количества наглядного дидактического материала, направленного на развитие навыков самоконтроля, наличие коллекций разнообразных карточек с заданиями, сигнальных карт, таблиц, схем, памяток, перфокарт.

3.Анализ полученных результатов

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми, диагностику сформированности навыков самоконтроля и анализ письменных работ учащихся, можно сделать вывод об эффективности формирования навыка орфографического самоконтроля у младших школьников по русскому языку в результате использования приемов, описанных и внедрённых в практику .

3.1 Анкетирование учителей.

Анкетирование учителей начальных классов, с целью выяснения их компетентности в вопросах формирования орфографического самоконтроля младших школьников. (Приложение13)

Для получения исходных данных было организованно анкетирование учителей, в котором принимали участие учителя начальных классов , 5 человек. В ходе анкетирования выяснилось:

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

- все опрошенные учителя считают, что проблема формирования орфографического самоконтроля очень актуальна в наше время, но большинство из них, 80 % учителей, оценивают уровень орфографического самоконтроля у своих учеников не достаточно сформированным. Наиболее значимыми причинами низкой сформированности орфографического самоконтроля учителя считают: не знание правил, неумение видеть орфограмму в слове, слабую сформированность навыков самопроверки, невнимательность учеников.

Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования, показал, что все опрошенные учителя знают все существующие в педагогике методы диагностирования орфографической самоконтроля. Из них наиболее эффективным методом считают:

- орфографические задачи - 33% опрошенных учителей;

- работа над ошибками -29%

- карточки с орфографическими заданиями - 20%;

- тестирование с элементами самоконтроля - 18%. (Приложение 14)

3.2 Анкетирование учеников.

Проведение теста, с целью выявления первоначального уровня сформированности орфографической грамотности у детей экспериментальной и контрольной группы.

Проведена диагностика сформированности навыков самоконтроля.

Для проверки сформированности навыков самоконтроля детям 3 и 4 классов был предложен текст с ошибками. Задание 1 - Зачеркните неверную букву; Задание 2 - Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы. (Приложение 15)Полученные в результате исследования данные представлены в сравнении в таблице 1. (Приложение 16)

4. Заключение

Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Необходима систематическая работа в этом направлении.

5. Литература

1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.

2. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.

3. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.

4. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/под ред. М.С. Соловейчик-М.: Просвещение, 1993.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 1995.

6.Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.

7. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. - 1993. - № 1, с. 46-47.

Приложение

Приложение 1

Алгоритм списывания


1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай (вслух или шёпотом) предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать (орфографический).

6.Пиши, диктуя себе (орфографический).

7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Алгоритм списывания

1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2. Прочитай предложение так, как оно написано.

3. Пиши, диктуя себе орфографически.

4. Проверь написанное, проговаривая каждое слово.

Приложение 2

- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.

Комментирование может быть двух видов:

1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и).

2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

Приложение 3

Таблица 1.

Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося

Число

Оценка орфографи-
ческой работы

Оценка пунктуац. работы

Оценка
граммати-
ческой
и синтакси-
ческой
работы

Оценка научно-
тематического
определения дифференци-
ального уровня

Общая оценка за урок

Шаги предприни-
маемой деятельности



Таблица 2.

Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося 3 класса

_______________ ___________________________________



Число

Оценка орфографи-
ческой работы

Оценка
граммати-
ческой
работы

Оценка синтакси-
ческой
работы

Общая оценка за урок

Шаги предпринимаемой деят-ти



Приложение 4

1. «Третий лишний».

Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.

2. «Назови ошибку».

Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.

3. «Молчанка» (с сигнальными карточками).

4. «Алло, ответ верен».

На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте. (Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала).

5. «Орфографический мячик».

Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.

Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.

6. «Корректор».

Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.

7. «Огоньки».

На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка.

8. «Кто быстрее».

Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:

- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

Приложение 5

Диктант игра

В третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записала на доске все слова диктанта и закрыла эту часть доски, а во время проверки открыла ее, и ученики сравнили написанное в тетрадях с образцом на доске. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.

Приложение 6

Знаковые диктанты

При изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.

У учеников в тетрадях:

С, Г, Ч, П, Н, … .

Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д.

В тетрадях дети чертят схемы членов предложения (сказуемое, сказуемое, подлежащее, определение, обстоятельство и т.д.).

Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

Приложение 7

Памятка для работы над ошибками

Орфограммы

1-й тип

2-й тип

Связанные с произношением (т.е. обозначением звуков буквами)

Не связанные с произношением:

- большая буква;

- перенос;

- слитное и раздельное написание

и т.д.

1-й вид сильных позиций

2-й вид слабых позиций

Жи - ши

Гласные без ударения

Ча - ща

Парные согласные на конце слова

Чу - щу

Согласные перед другими согласными (не сонорными) и [в], [в]

Цы ци, це

ъ, ь

О, ё после шипящих и т.д.


  • Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).

  • Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.

  • Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была написана неверно, пропусти.

  • Реши, на какое правило ошибка.

  • Выполни нужные действия и вставь букву.

  • П - пропуск буквы, слога, слова;

  • В - вставка буквы, слога, слова;

  • З - замена буквы;

  • БГ - безударная гласная;

  • ПС - парный согласный;

  • НС - непроизносимый согласный;

  • СС - словарное слово;

  • ББ - большая буква;

  • П - предлог;

  • С - союз и др.

Приложение 8


Количество ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах по русскому языку

Список

класса

15.

09

КД

11.

09

СД

20.

11

Д

Грибанова

1

1

2







Васильева

4

3

1






Левченкова

2

1

2







Пинчннков

2

1

н





Мелёхин

н

1

1







Тимофеев

4

6

2







Редингер

3

3

3








Фур

1

-

1










КД - контрольный диктант.

Д - запись под диктовку.

С - списывание.

С - контрольное списывание.

С/ зд - списывание с заданием.

СС - словарные слова.

СД - контрольный словарный диктант.

БГ - безударные гласные.

ПС - парные согласные.

Приложение 9

Карточка ученицы 3 класса Фур В.

1. Подбери проверочные слова, поставь ударение. С этими словами составь предложение и запиши его: с…поги, пл…ток, ж…лтый.

2. Подбери проверочные слова, поставь ударение: в…деть - … , сп…шат - … ,

пов…р - …, во дв…ре - …, ст…лбы - …, гр…бок - … .

3. Подбери проверочные слова: фура…ка - …, но…ка - …, дож…ь - …, лоша…ка - …,

варе…ки - … .

4. Приставки пиши вместе, предлоги отдельно. Обозначь графически.

(От) вязали (от) столба. (До) летела (до) луны. (По) шли (по) дороге.



Приложение 10

Работа над ошибками

Дата

Вид работы

Слово с ошибкой

Ошибка в сильной или слабой позиции

Морфема, в которой находится ошибка

Вид ошибки

Способ исправления





























Приложение 11

Таблица 1.

Парные звонкие и глухие согласные.

Б В Д Г Ж З

П Ф Т К Ш С

В корне слова проверяй так:

МОРОЗЫ - МОРОЗ

ГРЯДА - ГРЯДКА

Безударные гласные А, О, Е, И, Я

в корне слова проверяй так:

ТРАВКА - ТРАВА

ВОДЫ - ВОДА, ВОДИЧКА

Таблица 2.





Таблица 3.

Педагогический проект « Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»





Таблица 4.

Педагогический проект « Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»

Таблица 5.

Педагогический проект « Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»

Тематика таблиц:

  • 1.Подлежащее и сказуемое.

  • 2.Второстепенные члены предложения.

  • 3.Состав слова.

  • 4.Однокоренные слова и форма слова.

  • 5.Парные согласные.

  • 6.Непроизносимые согласные.

  • 7.Безударные гласные.

  • 8.Части речи и др.

Например, повторение по теме «Состав слова» можно провести следующим образом:

1. Ученики чертят у себя в тетради верхнюю часть таблицы по составу слова:

Слово

Части слова

- На сколько частей вы поделите правую колонку? Почему? (четыре части слова: корень, приставка, суффикс, окончание).

2. Правую колонку дети разбивают на четыре части и записывают части слова в том порядке, в каком они следуют в словах (работа выполняется самостоятельно).

Слово

Части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

3. Учитель даёт слова для разбора по составу, дети записывают их в левой колонке и самостоятельно заполняют правую колонку.

В качестве проверки можно предложить взаимопроверку, самопроверку (слова записаны и разобраны на доске) или коллективную проверку под контролем учителя.

Приложение 12

Проверка орфограмм слабой позиции

  1. Нахожу, в какой части слова .

  2. Изменяю слово или подбираю другое слово, в котором та же часть.

  3. Нахожу слово, где сильная позиция.

  4. Обозначаю звук в слабой позиции буквой, которой обозначен звук в сильной позиции в этой же части слова.

Приложение 13

Анкета для учителей начальных классов

1. Что вы понимаете под понятием орфографическая грамотность? Что она включает в себя?

2. Какие причины низкой орфографической грамотности вы можете выделить?

3. Насколько актуальна проблема формирования орфографического самоконтроля в начальной школе, по вашему мнению?

4. Как вы оцениваете уровень орфографического самоконтроля ваших учащихся?

5. Какие методы и приемы работы над формированием орфографического самоконтроля вы используете в своей работе?

6. Какие способы для формирования орфографического самоконтроля Вы знаете?

а) работа над ошибками; б) карточки с орфографическими заданиями;

в) орфографические задачи; г)тестирование с элементами самоконтроля.

7. Какие из них, на Ваш взгляд, дают наиболее эффективный результат?

8. Какие из них Вы чаще всего используете в своей работе? (Назовите не более 2-х вариантов).

9. По каким причинам Вы редко используете не названные Вами методы самоконтроля?

Приложение 14

Диаграмма 1 «Сформированности самоконтроля у учеников»









Диаграмма 2 «Причины низкой сформированности орфографического самоконтроля»





Диаграмма 3 «Наиболее эффективные методы орфографического самоконтроля»









Приложение 15

Тест для учащихся

1) Зачеркните неверную букву

ш т ш д з в

мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка тра..ка

ж д ж т с ф

2) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель.

Приложение 16

Сформированность навыков самоконтроля

Эффективность самоконтроля

Осознанность самоконтроля

Процессуальность самоконтроля

3кл 4 кл

3кл 4 кл

3кл 4 кл

Высокий

4 (33%)

9 (75%)

7 (58%)

8 (67%)

6 (50%)

9 (75%)

Средний

7 (58%)

2 (17%)

3 (25%)

3 (25%)

4 (33%)

2 (17%)

Низкий

1 (8%)

1 (8%)

2 (17%)

1 (8%)

2 (17%)

1 (8%)

Критерии:

1. Эффективность самоконтроля:

  • - высокий (более 80% ошибок находит и правильно исправляет);

  • - средний (находит и исправляет от 40 до 80 % ошибок в тексте);

  • - низкий (находит и исправляет менее 40% ошибок).

2. Осознанность самоконтроля:

  • - высокий (объясняет и классифицирует более 80% ошибок);

  • - средний (те же операции в пределах 40 до 80 % ошибок);

  • - низкий (объясняет и классифицирует менее 40% ошибок).

3. Процессуальность самоконтроля:

  • - высокий (ошибки исправляет в процессе деятельности);

  • - средний (в процессе деятельности исправляет только часть ошибок);

  • - низкий (допускает много ошибок, которые почти не исправляет).

26


© 2010-2022