- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие внеурочной деятельностью Школа развития речи по теме Текст. Стили текста, Типы текста
Занятие внеурочной деятельностью Школа развития речи по теме Текст. Стили текста, Типы текста
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина С.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Занятие внеурочной деятельностью «Школа развития речи»
Тема: Текст. Стили и типы текстов.
Цель: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятия «текст», тип, стиль текста, заголовок; развивать речь, творческое мышление учащихся.
Задачи :
В сфере личностных УУД:
-
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
-
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
- Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
- Продолжить знакомствос понятием «текст», «заголовок», «тип текста», «стиль текста».
В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию.
ХОД УРОКА
-
Разминка.
Оценочный лист
Критерии оценки
Оцениваю себя сам
Оценка товарища
1. Активно работал в группе
2. Выполнял свои обязанности
3. Соблюдал культуру общения
++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я справился
- у меня не получилось работать в группе
++ у тебя всё получилось
-+ у тебя возникли затруднения,
но ты справился
- у тебя не получилось работать в группе
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
-В конце занятия каждый из вас даст оценку своей работе в группе по данным критериям, а потом члены группы оценят вашу работу. - На слайде даны определения, вам надо определить загаданное слово. Глубокое, соленое, черное; Голубые, карие, грустные; Молочные, больные, коренные; Шариковая, чернильная, перьевая; Десертная, чайная, столовая; Злая, сторожевая, дворовая. -Что общего между данными словами? - Почему именно прилагательные даны для определения понятий? -Прилагательные называют признаки слов. -Попробуйте самостоятельно дать определения трем словам: автобус, сказка, солнце. -Каждая группа формулирует и записывает на лист определения слов. Затем записи передаются другой группе, анализируются и выбирается наиболее точное определение. Рядом с этим определением группа ставит знак +. Не точное определение отмечается знаком -. -Одновременно с этим 1 человек находит определения данных слов в толковом словаре. После выполнения работы в группах сверим ваши определения с данными в словаре и сделаем вывод. -Зачитаю несколько определений. -Послушайте определения слов в словаре. Автобус - это транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно. Сказка - это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел. Солнце [Солнце] ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло. -Получилось ли у вас сформулировать точное определение? Почему? -Посмотрите на слайд. Вы видите несколько рядов слов. Прочитайте их и выделите в каждой строке лишнее слово. -На оборотной стороне лишних слов записаны буквы. Если вы правильно выделите лишние слова, из полученных букв составите слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Приставка, корень, окончание, предлог, суффикс; Запятая, точка, двоеточие, тире, предлог; Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание; Дуб, дерево, ольха, тополь, береза; Василий, Федор, Иван, Петров, Семен (Слово ТЕКСТ). 2.Актуализация знаний по теме «Текст». - Тема занятия: «Текст». -Сделайте предположение, чем мы будем заниматься сегодня? -Что такое текст? - Что вызнаете о текстах? -Ответить на вопросы вам поможет кластер. - Какие типы текстов знаете? Какие стили текстов существуют? Назовите жанры литературных текстов. -Как выбрать заголовок к тексту? 3. Работа с текстом. -Сегодня вам вновь предстоит работать с текстом. Вы будете определять его тип, стиль, литературный жанр, формулировать тему. Но прежде надо немного потрудиться и составить этот текст. Для этого надо прочитать предложения на карточках, установив правильную последовательность предложений. Размещать предложения будете таким образом, как показано на доске.
- После этого вам надо перевернуть карточки-пазлы и посмотреть получилась у вас картинка или нет. Если не получилась, то составить картину. Далее снова перевернуть пазлы и вновь прочитать текст.
-Работать будете в группе. Приступайте.
(Заяц скакал по болоту с кочки на кочку, да бух в снег. Чувствует косой, что что-то шевелится под ногами. Из - под снега с громким хлопаньем крыльев стали вырываться куропатки.
Перепуганный до смерти заяц кинулся в лес.
Оказывается, в снегу живет стая куропаток. Днем вылетают они на болото, ходят и выкапывают клюкву.
Поклюют и опять в снег.
Кто заметит их под снегом?
-Прочитайте еще раз составленный текст. Определите тему текста.
-Попробуйте подобрать заголовок к данному тексту. Для этого еще раз внимательно прочитайте текст. (Птицы под снегом).
-О каких птицах идет речь?
-Давайте посмотрим на этих птиц (Слайд).
-Чего испугался заяц? Какое выражение использует автор, чтобы показать испуг? Зачитайте его.
-Как можно сказать по-другому?
(Душа ушла в пятки; Чуть не умер от испуга).
-Используя кластер, дайте характеристику данному тексту. Работаете в группах.
-Послушаем характеристику 1 группы, остальные добавляют, уточняют ответы.
-Трудно ли было выполнять задание?
4.Итог занятия. Рефлексия.
- В заключение занятия предлагаю игру «Да-нет». Я буду читать вам вопросы, если вы согласны, показываете карточку зеленого цвета, обозначающую ответ «Да», если не согласны, показываете карточку красного цвета.
- Текст состоит из одного предложения (нет)
- Текст состоит из нескольких любых предложений (нет)
- Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и в определённой последовательности (да)
- Текс обязательно имеет заголовок (нет)
- Текс не всегда имеет заголовок (да)
- Текс - обязательно всегда должен быть большим по объёму (нет)
- Текст может быть не большим по объёму (да)
- Текст всегда состоит из одного абзаца (нет)
- Стихотворение не является текстом (нет)
- Стихотворение является текстом (да).
- Тема текста это то, о чем или о ком в говорится в тексте (да).
- Тема текста это то, что мы списываем (нет).
- Понять текст, значит найти опорные, ключевые слова (нет).
- Понять текст, значит понять его основную мысль (да).