- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению «Путешествие пятое. 1828 год. Первая русская литературная сказка»
Конспект урока по литературному чтению «Путешествие пятое. 1828 год. Первая русская литературная сказка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коровина Е.М. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект по литературному чтению |
|
Тема: Путешествие пятое. 1828 год. Первая русская литературная сказка.
|
|
Цель: Познакомить учащихся с автором первой русской литературной сказки А. Погорельским и историей создания его сказки «Чёрная курица, или подземные жители».
Образовательные: провести всесторонний анализ художественного произведения; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать "вдумчивое" чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное мышление; артикуляционный аппарат; умение ориентироваться в тексте, анализировать и обобщать. Воспитательные: воспитание нравственных качеств учащихся на примере главного героя;
|
|
Инвентарь: учебник « В океане света», 4 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), книга А.Погорельского « Чёрная курица…», портрет автора.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Организационный момент
- Мы продолжаем путешествие в мир детской литературы. -Почему литература называется детской? -Каким должен быть писатель, который создает книги для детей?
1) Беседа: - В какое время будет наше сегодняшнее путешествие? - Что может означать точно названная дата? - Куда отправляемся?
- Что такое имение?
- С кем встретимся в имении? Знакомы ли вам эти имена?
2) Самостоятельное чтение авторского текста. (Стр. 93 до диалога героев)
3) Обсуждение прочитанного: - Как выглядит имение?
- Где находится это имение? - Почему оно называется Погорельцы? - Кто живёт в имении? - Что вы узнали об А.А. Перовском?
4) Чтение текста вслух детьми (Стр. 93 - 94)
5) Обсуждение прочитанного: - А вы догадались, о каком Александре Сергеевиче спросил мальчик? - Почему вы думаете, что это Пушкин? Какие слова Алексея Алексеевича подтверждают вашу догадку - От чего счастлив Алёша?
- О чём ещё говорят племянник и дядя? - Догадались ли вы, о какой сказке идёт речь? - Оля эту сказку не читала, но называет ёе чудесной. Почему?
-В 1828 год
-Важное событие
- В имение Погорельцы
- Имение - помещичья усадьба в деревне
-А.А. Перовский и маленький Алёша
- К дому через парк ведёт центральная аллея
- На Украине
- А.А. Перовский
- Автор первой литературной сказки, написанной для детей
- Александр Сергеевич отозвался о стихах одобрительно
6) Чтение вслух текста до конца (Стр. 94-96)
7) Обсуждение прочитанного: -Что вы узнали об обитателях имения? -Знакомо ли вам имя писателя Антония Погорельского? Как родилось это имя?
-Что такое псевдоним?
-Зачем он требуется писателям?
- Посмотрите на портрет писателя Антония Погорельского. -Что вы можете сказать о писателе по его портрету? Какой он? -Светлые, чуть вьющиеся волосы открывают высокий лоб. Синие глаза светятся какой- то тайной - «ах, как много я бы мог, должен был бы рассказать…»
-Посмотрите на этот добрый, и целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.
-Что вы узнали о первой литературной сказке? -Почему сказка называется литературной?
-Как она создавалась?
-Сохранилась семейное предание, что отец Алёши Перовского, граф Разумовский в пылу гнева сослал Алёшу в закрытый пансионат. В сказке Погорельского «Черная курица или подземные жители» есть такие строки: «…когда наставала суббота и все товарищи спешили к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг» Так писатель рассказывал не о себе, а о герое собственной сказки, но каждая истинно прекрасная сказка вбирает в себя частицу жизни, сквозь выдумку проступает пережитое. Антоний Погорельский был «детским человеком». Таким, как он, и суждено писать сказки: у кого сердце замирает от счастья видеть волшебные миры, возникающие в воображении. И недаром её любил Л.Н. Толстой. Она произвела на него в детстве сильное впечатление вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.
-Почему мы совершили наше путешествие именно в 1828 год?
-Какая получилась сказка?
-Оле захотелось прочитать сказку, Игорю-узнать, чем она кончилась. А что хотите услышать вы?
- Это псевдоним А.А.Перовского. Он взял его от названия усадьбы-Погорельцы.
- Это вымышленное имя.
- Не все писатели хотят ставить своё настоящее имя на обложке книги…
- добрый, честный, целеустремленный
- Это волшебная повесть, которую писатель сочинил для своего племянника Алёши…
- Сначала Перовский просто рассказывал мальчику эту сказку, потом записал её, а в 1829 году сказка была напечатана
- Именно в этом году сочинил Перовский свою сказку и рассказал её Алёше.
- Это волшебная повесть именно для детей
-Посмотрите на иллюстрацию. Как вы считайте о чем пойдет речь в сказке? Чтение 1-й части (читает учитель). - Послушайте отрывок из сказки «Чёрная курица или Подземные жители: и окунитесь в этот удивительный мир, где правда жизни переплетается с фантастикой.
- Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
- Докажите, что это сказка?
- А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?
- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
- В какое время происходят события?
- С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?
- Какие устаревшие слова мы встретили?
Домашнее задание. Дочитать до конца 1-ю часть.
Итог урока. - Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно понравилось?
- есть сказочный зачин "жил-был", волшебное число "3" - три сна, волшебный предмет - конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей.
- У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
-Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение
Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет
- в 19 веке
- конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны