Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методические рекомендации по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных кллассах» Автор: Соловова Наталья Федоровна,учитель МАОУ СОШ № 35
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея заложена в Государственном образовательном стандарте основного общего образования В связи с реализацией ФГОС предполагается, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой- задача современного учителя. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию. Предметные компетенции -это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. По новым ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах. Использование компетентностной модели в образовании предполагает изменения:

-в организации учебного процесса;

- в деятельности учителя;

-в способах оценивания результатов. Главная цель: получение нового качества образования, где акцент делается на достижение определённых результатов. Главная задача учителя: не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности. Для этого необходимо: -успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы; -использование заданий различного уровня сложности; -создание на уроке игровых ситуаций и соревнований; -использование элементов проблемного обучения; -использование приёмов поощрения и похвалы. Формы организации процесса учения, направленного на формирование ключевых компетенций могут быть различными:

-самостоятельная работа;

-работа по плану;

-работа по этапам;

- проектное обучение. Главная задача современной системы образования-создание условий для качественного обучения. Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе - как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний? Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения. Такие возможности для формирования ключевых компетенций заложены в методическом комплекте Образовательной системы «Перспектива». В основе методического аппарата лежит проблемно - диалогическая технология, технология дефференцированного обучения и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умения обучаться с высокой степенью самостоятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся можно осуществлять на всех уроках, но мне хотелось бы остановиться на одном из них. Основная особенность компетентно - деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, даёт точную формулировку установленных алгоритмов действий и знакомит с общепринятой системой обозначений. Это позволяет привить интерес к предмету, повысить качество образования. Ещё одной особенностью является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Целесообразно представить этапы формирования учебно - познавательной компетенции на уроках математики, как ведущей для учащихся начальных классов. Важно учесть, что учебно - познавательная компетенция предполагает: способность самостоятельно планировать свою деятельность; способность к самореализации; активность в выборе деятельности; способность к самообразованию; участие в проектно - исследовательской деятельности; способность приобретать знания из различных источников. В формировании у учащихся учебно - познавательной компетенции выделяются следующие взаимосвязанные этапы:

- формирование умения ставить учебную цель;

- формирование умения планировать учебные действия:

- развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии. На первом этапе важным элементом является целеполагание. Ученику начальных классов очень трудно сформулировать цель своей деятельности. На данном этапе большую помощь оказывает работа с учебником. Содержание учебника построено с учётом проблемно - диалогической технологии введения новых знаний. В игровой форме дети учатся ставить цели и определять тему урока. Этому помогают игровые моменты, использование ИКТ. С помощью подводящего диалога формулируем тему и ставим цели, которые необходимо достигнуть. На этапе актуализации знаний опора делается на имеющийся у детей жизненный опыт, приобретённые ранее знания. На данном этапе предлагаются задания, вызывающие у детей затруднение. Возникает проблема, для решения которой вначале необходимо определить цели, т. е. определить ребёнку для себя «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться». Данная деятельность осуществляется перед выполнением каждого задания, затем после его выполнения предлагаю детям проанализировать, смогли ли они достичь поставленной цели. Следующим этапом деятельности ученика является составление программы изучения данной темы. Очень важно правильно подобрать учебный материал и разработать структуру его подачи. Исходя из этого, в первом и во втором классе детям предлагаю учебные задания, с помощью которых они приобретают и отрабатывают навык, учатся решать задачи различных видов. К третьему классу переходят к решению задач, представляющих собой модели «жизненных» ситуаций, обращенных непосредственно к ним. Так как «жизненные» задачи - это сложная составная модель, то одним из важнейших умений является умение выделять в жизненной ситуации набор предметных задач, членить сложную модель на «типовые» или приближённые к ним. Поэтому, вначале каждой новой темы даётся возможность ребёнку определить свой уровень знаний. Изучение каждой самостоятельной темы состоит из трёх основных блоков:

- вводно-мотивационного;

- операционно-познавательного;

- рефлексивно-оценочного

Работа с каждым отдельным заданием строится пошагово:

- разъяснение смысла задания; - выстраивание плана работы;

- самоконтроль и самооценка (рефлексия) Очень важным является самоконтроль и самооценка учащихся; создание проблемной ситуации, выполняющей мотивационную функцию к познанию нового. Входной и выходной тесты имеют 2 уровня сложности. К первому уровню относятся задачи, которые большинство детей к этому моменту должны уметь решать (изученные в соответствии с материалом учебника). Ко второму уровню относятся задачи, которые большинство детей к этому моменту решать не умеет (не изученные в соответствии с материалами учебника. Проходя тест, ученик проясняет для себя, что он знает, чего не знает и чему может научиться, работая с основными материалами модуля. После прохождения модуля он ещё раз возвращается к задачам теста и проверяет себя. С первых уроков предлагается ученикам задания, которые способствуют креативности мышления, развивающие не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяющие ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию, давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции. На уроках предлагаются задачи, наполненные не только математическим содержанием. Подбираются задания, которые содержат сведения из окружающего мира, истории, детской литературы. Это позволяет знакомить детей с многообразием действительности, создаёт представление у них о ценности различных культур, о тесных исторических взаимодействиях между ними. На уроках математики уделяется большое внимание формированию грамотной математической речи, дети учатся доказывать, выстраивать логические цепочки рассуждений. Это позволяет формировать коммуникативные навыки. Для формирования учебно-познавательной компетенции предлагаются детям не только традиционные содержательные линии курса математики начальных классов, но и новые, например: «Занимательные и нестандартные задачи». В них арифметический, алгебраический, геометрический материал объединен с элементами комбинаторики, теории графов, логики, даётся представление о простейших понятиях теории вероятности и математической статистики. В формировании учебно-познавательной компетенции очень важным является формирование самооценки и умение ребёнком отрефлексировать свои собственные знания и незнания. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия. Поэтому для формирования у учащихся самооценки учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание учащимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарища. Также дети оценивают свои работы, затем сравнивают с алгоритмом и проводят повторное оценивание на основе выработанных требований. Обобщение результатов теоретического анализа литературы и изучение условий по формированию ключевых компетентностей у младших школьников на уроке математики позволяет сделать вывод, что в процессе овладения ключевыми компетенциями учащиеся решают вопросы, требующие актуализации знаний, анализа, умения работать с различными источниками информации. Дети пользуются не только учебной, но и дополнительной литературой, учатся помогать друг другу, вежливо общаться, становятся более самостоятельными. Это позволяет мне сделать вывод - у учащихся формируются ключевые компетенции. Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения. Требования к формированию ключевых компетентностей находят отражение в планируемых результатах освоения программы по математике. О результативности формирования ключевых компетентностей на уроках математики свидетельствуют следующие данные обучения: повышение мотивационной готовности учащихся к учебно -познавательному процессу; -повышение уровня учебно - познавательной компетенции; -повышение качества знаний учащихся по предметам; - участие в конкурсах и предметных олимпиадах.

Урок математики во 2 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока. Прямая. Луч. Отрезок. Цель урока: создание условий для формирования представлений о понятиях «прямая», «луч», «отрезок», «плоскость.

Задачи урока: сформировать навык обучающихся овладеть понятиями «прямая», «луч», «отрезок», «плоскость»; научить их различать, анализировать текстовые задачи; тренировать способность к изученным действиям с трёхзначными числами, решению уравнений;

развивать речь, логическое мышление, творческие способности детей. Тип, вид урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты (УУД) Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная. Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия - способ нахождения периметра: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический. Образовательные (цифровые) ресурсы: таблица «Поиск девятого», две катушки ниток разного цвета, ножницы.

Ход урока I. Организационное начало. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Планируемые результаты (УУД) Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 1. Таблица «Поиск девятого». * - Рассмотрите таблицу внимательно. - Что пропущено? Докажите.

Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. 2. Вычитание двузначных чисел. * Работа по карточке-рисунку - групповая. I группа - выберите и решите примеры с ответом 6. II группа - выберите и решите примеры с ответом 8. 3. Геометрические фигуры. Постановка учебных задач через проблему. * Рассмотрите фигуры на доске. - На какие группы их можно разбить?

Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах.Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. В ходе рассуждений выясняют, что они могут выделить две группы: отрезки и прямая. Но возникла проблема, они не знают, куда можно отнести фигуру Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. . Проблема  постановка учебных задач. III. Открытие нового.

Планируемые результаты (УУД) Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные УУД: познавательная инициатива; волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Луч. Прямая. Отрезок. * - Сравните данную фигуру с уже нам известными. - Что можете сказать?

Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. - Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему? - Может быть, включим ее в группу прямых? Почему? - Выполним одну операцию. К доске приглашаются учащиеся. Они берут две катушки ниток разного цвета, связанные между собой очень незаметно, и расходятся в разные стороны. - Что у нас получилось? Докажите. (Это прямая, она не ограничена ни с какой стороны.) Учитель (может ученик) разрезает нить. - Что у нас получилось? Как эта фигура называется? В чем особенность фигуры? (Луч - это часть прямой, ограниченная с одной стороны. У нас получилось 2 луча.) - Чем является точка разреза? (Точка разреза - начало каждого луча. Со стороны разреза луч нельзя продолжить.) - Подумайте, а с другой стороны луч можно продолжить? Докажите. Один из учащихся держит начало луча - конец нити, а другой в это время разматывает катушку, пока позволяет размер класса. * - Назовите прямые, лучи, отрезки. Обоснуйте свой ответ.

Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. - Можете ли назвать фигуры, которые пересекаются. - Обоснуйте. Докажите.

Физкультминутка Ритмическая игра «Счет через 3» . IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

Планируемые результаты (УУД) Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов. 1. Прямая, отрезок, луч. Учебник-тетрадь. * № 1, с. 7 - отличительные особенности фигур. * № 2б, с. 7 - луч, обозначение латинскими буквами. Примечание: обратить внимание на то, что луч тоже обозначается двумя буквами прописными, причем на первом месте всегда указывается начало луча  лучи CK, MA, DN. * № 3 (а), с. 7 - соотношение фигуры и ее названия. * № 4, с. 7 - пересекающиеся лучи. * № 5, с. 8 - построение лучей, пересекающиеся лучи. 2. Решение задачи. * № 7, с. 8 - устно, фронтально. - Прочитайте условие задачи. - Какие вопросы можно поставить к данному условию, а какие - нет? Докажите. В ходе рассуждений приходят к выводу, что к данному условию подходят только вопросы 2) и 4). - Подберите соответствующие схемы. (2) - схема внизу слева - поиск большего числа, задача на разностное сравнение; задача решается в одно действие. 4) - схема внизу справа, задача решается в два действия, поиск целого, через нахождение большего числа.)

Физкультминутка
Лягушки. 3. Устно. * № 11, с. 9 - удобный способ. - Как удобнее считать? Удобно считать круглые числа: 13 + 16 + 19 + 22 + 25 + 28 + 31 + 34 + 37 = 50 + 50 + 50 + 50 + 25 =
= 225. Методические рекомендации по теме Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах. * № 12, с. 9 - поиск закономерности в ряду чисел. (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 - числа последовательно увеличиваются на три  счет через три; ряд проговаривается вслух.) * № 14, c. 9. а) 529, 592, 295, 259, 952, 925; б) 480, 408, 840, 804. 4. Групповая работа. * № 9, с. 9 - взаимообратные операции. * № 10, с. 9 - решите задачи в три действия. Проверка осуществляется фронтально, по полученным результатам. V. Домашнее задание: с. 7, № 3 (б): начертить луч, прямую, отрезок; с. 8, № 8 Примечание. № 15, c. 9 - расшифровать название города, можно предложить в качестве дополнительного задания при выполнении самостоятельной работы в группе. Ответ: Суздаль - старинный русский город. VI. Итог урока.Рефлексия деятельности.

Планируемые результаты (УУД) Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества. - Что нового открыли? - Можете ли назвать отличительные особенности каждой из геометрических фигур? - Приведите примеры, где в жизни мы с вами встречаемся с данными фигурами. - Расскажите о своих достижениях на уроке. - Повторите выводы-правила, сформулированные на уроке. Приведите примеры на данные правила. Что такое луч? прямая? отрезок? Каковы их отличительные особенности?

Урок математики в 3 класс. УМК«Перспектива»

Тема урока: Формула стоимости. Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «цена», «количество», «стоимость». Задачи урока: научить учащихся различать понятия «цена» и «стоимость», уста­навливать закономерности между «ценой», «количеством» и «стоимостью» товара, научить их различать; потренировать детей в решении задач с использованием фор­мулы стоимости; поработать над алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное; уметь формулировать тему урока, сотрудничать. Тип, вид урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты (УУД)Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная. Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия - способ нахождения « цены» и «стоимости» товара: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический. Образовательные (цифровые) ресурсы: таблица «Поиск девятого», карточки-примеры, таблица , схема задачи , различные товары (мячи, куклы, книги и др.)с ценниками.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I. Организационный момент.

- Ознакомьтесь, пожалуйста, со
своими отметками за самостоя­тельную работу, которую вы вы­полняли на предыдущем уроке.
Соответствуют ли они ожидаемым
результатам?

- Как поступить тем ребятам, ко­торые недовольны своими отмет­ками?

- Согласна с вами.

- Девиз нашего сегодняшнего уро­ка: «Кому ум служит, тот ни о
чем не тужит»
(запись на доске).

- Как вы понимаете эти слова?

- Нам сегодня понадобится «шка­ла знаний», чтобы в конце урока
отметить уровень понимания но­вого материала.

Игра «Поиск девятого» девятогодевятого».Работскарточка

Высказывания детей.

- Еще поработать над алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное.

Высказывания учащихся.



П. Актуализация знаний.

Цель: организовать повторение знаний, закрепление умений для готовности и осознания потребности к построению нового способа действий

Решение задач.

- Запишите решение задач с по­мощью выражений:

  1. В кинотеатре 23 ряда кресел по b мест в каждом. Сколько всего мест в кинотеатре?

  2. Цена билета в кино а рублей. Найдите стоимость 5 таких биле­тов.

Выполнение практиче­ских заданий.

  • Разберем эту задачу подробнее. Кто мне поможет?
  • Обозначьте квадратиками коли­чество билетов.
  • Сколько стоит первый билет? второй? третий?

  • Сколько таких а должно быть?

  • Чем является а?

  • Что такое «цена»?

Под табличкой со словом «цена» учитель размещает табличку со словом «единица».
  • А что нужно найти в задаче?

-Что мы будем находить - цену или стоимость?

  • Изобразите это на рисунке.

  • Что же такое «стоимость»? Под табличкой со словом «стои­мость» прикрепляется табличка «весь товар».

  • Как ответить на вопрос задачи?

  • Что такое «а»? Что такое «5»?

  • Каких понятий еще нет на доске?

Добавим его.


b 23

Учащиеся испытывают затруд­нения: не все смогли записать решение второй задачи с помо­щью выражения.

Один из учащихся выполняет записи на доске, остальные - в тет­радях.

- а (рублей).

- Пять.

  • Ценой, стоимостью одного би­лета.

  • Цена - это стоимость единицы товара.

- Сколько стоят 5 билетов?

- Стоимость.

Учащиеся выполняют рисунок.



  • Стоимость обозначает, сколько стоит весь товар.

  • Нужно записать выражение а 5. Ответы детей.

  • «Количество».



На доске прикрепляется табличка.

Цель: выявление места и причины затруднения .

  • Итак, какие новые понятия мы использовали при решении задачи?

  • Что они обозначают?

  • Вы готовы предложить форму­лу, с помощью которой может быть решена задача такого вида?

  1. Постановка проблемы.

Цель: постановка цели деятельности.

  • Как мы нашли стоимость 5 би­летов?

  • Можно ли это правило записать в виде формулы?
  • Какова же тема урока?

IV.«Открытие» учащимися
нового знания.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

  • У вас на столах лежат листы. Поработайте в «четверках»» че­рез минуту запишите свой вари­ант формулы.

  • Что вы заметили?



  • Как вы думаете, существует ли в математике единое обозначение этих понятий?
  • В математике используются следующие обозначения: а, п, С.

На доске вывешиваются буквы.



  • Кто теперь поможет мне запи­сать формулу?
  • Что такое С?
  • Что такое а?
  • Что такое n?




  • Как, пользуясь этой формулой, найти цену? количество товара?

-Давайте сверим наши выводы по учебнику на с.2 -Верны ли наши выводы?

-«Цена», «стоимость».

  • «Цена» - единица товара, «стоимость» - весь товар.

Учащиеся испытывают затруд­нение, не готовы предложить формулу. -Мы цену умножили на количе­ство.

  • Конечно, можно.

- Формула стоимости.

Учащиеся работают в группах; после этого все варианты фор­мул вывешиваются на доске. -Все формулы записаны с помощью разных букв.

-Да.

С = а п

  • Стоимость.

- Цена.



  • Количество товара.

а = С: п; п = С: d

Читают вслух. - Да.

V.Первичное закрепление. Цель: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи

- Теперь давайте потренируемся

в решении таких задач (№ 2, б).

- Прочитайте задачу.

- Какие данные есть в условии и в

вопросе задачи? Подчеркните их.

- Что нужно найти? Подчеркните.

- Проговорите еще раз, что вы

подчеркнули.

- Какой формулой воспользуетесь? Запишите ее справа.

- А теперь заполним таблицу, работая «по цепочке».

VI. Включение нового знания в систему знаний. Цель: включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону (№ 3,

с 2).

Цель: самостоятельная работа с проверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели

- А теперь попробуйте самостоятельно решить задачу нового вида.

- Какие ошибки вы допустили при

решении этого задания?

Индивидуальная работа по карточкам.(Решение примеров на умножение многозначного числа на однозначное?)

-При решении задачи вы встретились с умножением многозначного числа на однозначное. У кого были ошибки на умножение многозначного числа на однозначное?

Работу по карточкам я проверила. Все молодцы1Оценки «5»

Некоторым ученикам поставила оценки за решение задачи о прокомментировала их.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания, оценка результатов деятельности.

- С какими новыми понятиями вы

познакомились на уроке?

Что такое «цена»? «стоимость»?

- С помощью какой формулы

на­ходится «стоимость»? Как найти«цену»?

- Как вы оцениваете работу всего
класса?

- Нужно ли нам еще поработать
над новой темой?

- Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме? -На «шкале знаний» каждый
должен отметить свой уровень
понимания сегодняшней темы. Расскажите о своих достижениях на уроке.

-Для чего мы сейчас выполнили
эту работу? - Приведите примеры, где в жизни мы с вами встречаемся с данными величинами?

  1. Домашнее задание: № 13,14 на с. 5
Прочитайте домашнее задание. Всем ли понятно, как надо выполнить домашнее задание? Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, еще раз озвучивает оценки, комментируя, и выставляет их в дневник.

- Сколько тетрадей...

120; 3;4.

Учащиеся выполняют записи. п = С: а



Учащиеся самостоятельно решают задачу и проверяют ее решение по эталону.

Могут быть такие варианты ответов: «Применили не ту формулу»,

«Ошиблись в вычислениях» и др.



Ответы детей



Предложения детей.

Ответы детей.



Работа со шкалой

Ответы детей.

-Да



© 2010-2022