Рабочая программа Философия для детей 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Лаборатория Салахова»


Рассмотрено:

на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от __________2015г. Согласовано: Утверждаю:

Приказ № от _________2015г. Заведующий кафедрой



Ю.В. Гузенко Заместитель директора по УВР _______________________ Е.В. Ковалишина Директор

В.Ш. Салахов

Рабочая программа

начального общего образования

по окружающему миру


на 2015-2016 учебный год


Учитель: Шамсутдинова Ю.Ф.

Класс: 4 А, Б, В, Г, Д.

Количество учебных часов по программе: 34

Количество учебных часов в неделю: 1








г. Сургут

Содержание


1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика учебного предмета, курса 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 6.Содержание учебного предмета, курса 7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 9.План психолого - педагогической характеристики класса






  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643); 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. - М.: Просвещение, 2011. С учетом:
  1. Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для 1-4 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Окружающий мир. 1-4 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);
  2. Программа к завершённой предметной линии учебника по окружающему миру для 4 класса /Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева.- 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» на 2015-2016 учебный год.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально - целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Модуль «Философия для детей» составлена в системе развивающего обучения (Д.В. Эльконина-В.В. Давыдова), разработанная на основе культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и психологической теории А.Н. Леонтьева составлена авторами А.А. Марголис, С.Д.Ковалев, М.В.Телегин, Е.А.Кондратьев в гимназии «Лаборатория Салахова» ведется с 1991года. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание предмета «Окружающий мир», является составной частью образовательного процесса в гимназии на всех ступенях образования. Специфика предмета состоит в том, что он соединяет в равной мере обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал философских и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязях. Цель курса - формирование системы жизненных ценностей, социализация личности.
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для младшего школьника социальных ролях.
  • Воспитание гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, гуманным ценностям.
  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетенции в различных сферах жизни: экономической и общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, семейно-бытовых отношениях.
  • Развитие личности в период социального взросления, критического мышления, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи курса:
  • Формирование коммуникативных навыков, осваивание норм и правил ведение коллективного обсуждения, умение видеть положительные стороны другого мнения, корректировка своего мнения на основе других высказываний, выделения главного и второстепенного, переход от рассуждения к умозаключению, учить мыслить логично.
  • Формирование человека, способного к самокоррекции своего поведения.
Формирование критического и креативного мышления у школьника Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Философия для детей» использует умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению мира. Основные содержательные линии предмета определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», « Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Учебный план МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» на изучение содержательного блока «Человек и общество» курса «Окружающий мир» в 4 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе образовательной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» лежат следующие ценностные ориентиры: - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм. - Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию, закономерностей окружающего мира природы и социума. - Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. - Человечество как многообразие народов, культур, религий. - Международное сотрудничество как основа мира на Земле. - Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родин, в осознанном желании служить Отечеству. - Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. - Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира. - Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. - Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества. - Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально - нравственное. - Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения (конкретного учебного предмета, курса) Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежностью в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религии России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этнических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является:
  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной изобретательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.)
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является:
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явление окружающего мира; выделять характерные особенные природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
В 4 классе обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов Личностные результаты: - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к природе, истории и культуре других народов. - Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
Обязательный минимум содержания Максимальный объём содержания учебного курса В ходе освоения содержания ученик научится…
В ходе освоения содержания ученик получит возможность…
  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Способы оценки планируемых результатов

образовательного процесса
Результаты образовательного процесса Формы контроля Метапредметные Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение и т.п.). Предметные Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы.


6. Содержание учебного предмета, курса Основное содержание обучения представлено крупными содержательными блоками:

«Человек и общество» Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных верований разных народов. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношение между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношения с взрослыми, со сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при использовании средств массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, день весны и труда, День России, День защиты детей, день народного единства, День Конституции. Оформление или стенгазеты к общественному празднику. Москва - столица России. Святыни Москвы - Святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий связанных с Москвой. Герб Москвы.









Тематический план


основные разделы

количество часов

Количество работ практической части

творческих

работ

проверочных работ

самостоятельных работ

1. Человек.

9

2


1

2. Общество.

7

2

1


3. Семья.

10

2


1

4.

Родина.

8

2

1


Итого:

34

8

2

2

I четверть

9

2


1

II четверть

7

2

1


III четверть

10

2


1

IV четверть

8

2

1





Формы внеурочной деятельности по предмету

№ п/п

Раздел

Тема урока

Форма

Календарные сроки

1

1четверть

Куда мы идем за образованием.?

Экскурсия

Сентябрь 2015

2.


2 четверть Изобретение Просмотр телепередач Декабрь 2015

3. 4 четверть

Дебаты Практикум. Апрель 2016





















7. Календарно - тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

Номера уроков

Тема (раздел), кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Объекты и

формы текущего контроля


освоение

предметных

знаний

универсальные

учебные

действия

Человек (9 часов)

02.09-05.09

1

Открытия. Откуда начинается небо.

Открытия, познания.

положительное отношение и интерес к обучению; ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности;

умение признавать собственные ошибки;

умение оценивать трудность предлагаемого задания; Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Игра «Правильно ли я ответил», упражнение, беседа.

07.09-12.09

2

Гимназия и другие школы

Традиции, праздники, сравнения

Диалог, работа в группах.

14.09-19.09

3

Я - гимназист

Представления и реальность

Беседа, упражнение «что мы знаем и что мы не знаем».

21.09-26.09

4

Устав гимназии

Правила, существование правил- запретов и правил - надо делать; соблюдение и нарушение правил

Чтение сказки А.Гайдара «Мальчиш- кибальчиш».

28.09-03.10

5

Быть главным,

быть командиром.

Приведение оснований. Кто такой директор, Роль директора в жизни гимназии.

Упражнения, беседа.

05.10-10.10

6

Куда мы идём за образованием.

Виды образования. Почему мы ходим в гимназию. Ценность знаний и умение учиться. Установление логических связей

Упражнение «на самом деле», диалог.

12.10-17.10

7

Победитель, проигравший.

Победа и поражение. Если есть победитель, есть ли проигравший?

Познавательные УУД: умение осознанно строить высказывания; формирование умений сравнивать, анализировать, моделировать различные способы решения заданий.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Беседа, упражнение «я собираюсь стать».

19.10-24.10

8

Течение времени:

вечность, бесконечность

Течение времени.

Сколько длится вечность? Знак вечности.

Правильность суждения

Внеурочная деятельность.

09.11.-

14.11

9


Изобретения на основе открытий.

Что значит усовершенствование и открытие




Игра, беседа.

Семья (10 часов)

16.11-21.11

10

Изобретения

Собственные изобретения

Опыты.

23.11-28.11

11

Практикум: успех

Как стать успешным в гимназии

Игра, беседа, упражнения.

30.11-05.12

12

Свобода

Быть свободным, чувствовать себя свободным. Полная свобода

Ролевая игра.

07.12-12.12

13

Обдумывание, изучение,

самокритичность

Сравнение по результату, по форме и содержанию.

Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению темы; Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна;

отбирать необходимые источники информации; Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Беседа, упражнения.

14.12-19.12

14

Хорошее и плохое

Выделение существенного

Беседа, игра, упражнения.

21.12-26.12

15

Счастье.

Счастье как ценностная категория. Семейное счастье. Птица счастья. Страна счастья.

Сочинение, беседа.

16

Счастливый и удачливый.

Верить в удачу. Быть и казаться счастливым. Виды счастья и что нужно для счастья.

Внеурочная деятельность.

17

Выбор

Волшебные слова

Игра. Беседа.

18

Быть взрослым.

Сила воли. Установление логических связей

Анализировать, сравнивать,

группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Упражнения, игра.

19

Практикум: манеры

Поступки и осознание. Анализ и синтез

Беседа, творческое задание.

20

Я и другие

Сила красоты Организация гуманного музея красоты.

Защита проектов «Страна счастья».

21

Любовь

Веские доводы.

Диалог, рисунок.

22

Подвиг

Осознание себя в жизни. , своих способностей и черт характера.

Упражнение «Малышка Бетти Блю» («Матушка Гусыня»).

23

Подвиги в наше время

Волшебные слова

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, находить общее решение проблемы, договариваться.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Беседа, инсценирование различных ситуаций «Всегда ли нужно помогать».

24

Красота.

Гуманный музей красоты

Сила воли. Установление логических связей

Беседа, игра.

25

Убедительность.

Поступки и осознание. Анализ и синтез

Беседа, практическое задание.

26

Мои границы.

Сила красоты Организация гуманного музея красоты.

Упражнения , диалог.

27

Дом и домашний очаг.

Часть и целое. Всё состоит из частей. Весь мир - это целое. Человек - микрокосмос. Человек - чудо. Когда кончается чудо?

Внеурочная деятельность

28

Телевидение.

Изменение положения вещей.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Беседа, эксперименты.

29

Космос.

Быть свободным, чувствовать себя свободным. Полная свобода.

Беседа, игра.

30

Наше место.

Когда мы набираемся опыта.

Творческое задание, беседа.

31

Дружба.

Дружба.

Зачем нужны друзья человеку?

Есть ли польза от дружбы?

Верный друг это…

Чтение текста. Беседа. Рисунок «Мой воображаемый друг».

32

Добро и зло

Семья - это главное. Традиции семьи.

Беседа, упражнения.

33

Дебаты

Исследование.

Принятие информации.

Итоги.

34

Чему мы научились за этот год?

Прикоснуться к тайне. Новости Вселенной.

Итоги года, награждение отличившихся.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б. Воронцов. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Учебник, учебное пособие

1.1.3.1.9.4 Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Издательство "ВИТА-ПРЕСС"

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Рабочая тетрадь по окружающему миру в 2-ух частях. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

Электронное приложение к УМК

-school-collection.edu.ru/

Дидактический материал

Раздаточный материал по темам курса

Методические рекомендации: Окружающий мир: комплект динамических раздаточных пособий (веера) для начальной школы / Е.Н.Колган. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 48с.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты, самостоятельные работы, электронные образовательные ресурсы.

Методическое пособие с поурочными разработками

Е.В.Чудинова, Е.Е.Букварева

Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.4 класс» М.:.Вита-Пресс, 2012.

Список используемой литературы

Е.Н.Букварева, А.В.Чудинова, Е.В.Чудинова

Учебный справочник по естествознанию для 1-5

классов. Экспериментальный материал. - М. -: ИНТОР, 1995. - 120с.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. http:Nachalka.com.

  2. http:viku.rdf.ru.

  3. http:rusedu.ru.

  4. school-collection.edu.ru/

  5. center.fio.ru

  6. maro.new mail.ru

Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер.

Психолого-педагогической характеристики класса Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 класса. В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование - познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. Он перестает делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принятии необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. В этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности. Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием - умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение.

Лист

корректировки рабочей программы



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту















© 2010-2022