Рабочая программа по технологии для 2 класса к УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 16 х. Арбузов

«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №16

Приказ от __.08.2014 г. № __

Подпись: _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ТЕХНОЛОГИИ

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень общего образования (класс) начальное общее , 2

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 34 ч

Учитель Сухорукова Раиса Дмитриевна Программа разработана на основе

Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.2: 192 с). Проект «Перспективная начальная школа», соотнесенной с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).




  1. РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерной программы по учебным предметам Начальная школа. В 2 ч. 5-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения). Руководители проекта: член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина.

№ п/п Класс Федеральный компонент (кол-во часов в неделю) Учебный план школы (кол-во часов в неделю) Всего часов в год

1

2

1

1

34

В соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом школы на 2014 - 2015 учебный год, расписанием занятий на 2014 - 2015 учебный год в рабочей программе запланировано 34 часа.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы





№ п/п




Нормативные документы



1.

ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.

2.

Федеральный базисный учебный план.



3.

«Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. (Стандарты второго поколения)». Москва, «Просвещение», 2011 год. Руководители проекта: член - корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина.

4.

Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа», Москва. Академкнига/учебник , 2012 г.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции

своего региона, России и других государств;

  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  1. РАЗДЕЛ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
2.1 Роль, значимость, преемственность, практическая направленность курса

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

2.2 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения

Обучающиеся научатся:

• составлять сообщения о трудовой деятельности человека

осенью и весной и описывать ее особенности;

• рассказывать о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах, современных профессий (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным

транспортом;

• подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;

• использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;

• работать в малых группах;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (не- сложный ремонт одежды);

• рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как

источнику сырья;

• отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;

• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швей- е иглы);

• экономно размечать материалы на глаз, складыванием, сгибаем, по клеткам, по шаблону, по линейке;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных мате- риалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

• анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;

• выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж, схему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;

• работать в малых группах. 3 РАЗДЕЛ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа реализуется для учащихся 2 класса.

Количество часов в неделю - 1 час.

В соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом школы на 2014 - 2015 учебный год, расписанием занятий на 2014 - 2015 учебный год в рабочей программе запланировано - 34 часа.

4 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание

Обучающиеся научатся:

  • называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, самоконтроль выполняемых практических действий;

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающиеся получат возможность научится:

  • уважительно относиться к труду людей;

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление);

  • распределение рабочего времени;

  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:

  • разрабатывать замысел, искать пути по его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты



Обучающиеся научатся:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни создано подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении их заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • многообразие материалов и их практическое применение в жизни;

  • выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия;

  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

  • анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов;

  • экономная разметка, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

Конструирование и моделирование

Обучающиеся научатся:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменения вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разведок;

  • различные виды конструкций и способы их сборки;

  • создавать мысленный образ в материале.

  • Конструирование и моделирование изделий по чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.)

Распределение учебных часов по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

15

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

4

3

Конструирование и моделирование.

15

Итого:

34

В рабочей программе часы регионального компонента отмечены знаком «*».



  1. РАЗДЕЛ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Распространенные виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе

Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности - изделия «Бумажный змей» и «Весенняя регата».

Самообслуживание: несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 часов)

Природные материалы (15 ч)

Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как к источнику сырья.

Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, цветущие растения, стебли, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду; сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы , кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки при- родного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (2 ч)

Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму.

Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

4сновные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.

Бумага (8 ч)

Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках; цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

Выбор материала для изготовления изделия с учетом свойств

по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке.

Использование измерений для решения практических задач:

виды условных графических изображений - простейший чертеж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые ТМ, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Текстильные материалы (5 ч)

Практическое применение текстильных материалов в жизни.

Виды тканей, используемые на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прочность, толщина.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных

материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани ручным швом вперед иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом вперед иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенной куклы, игрушек из помпонов.

3. Конструирование и моделирование (4 ч)

Общее представление о современном транспорте, используемое человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.

Практические работы: создание вертушек и моделей самолетов, динамической модели.

Примечание

Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

6 РАЗДЕЛ. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата


Тема урока (изделие)

Содержание курса

Деятельность учащихся

Методы оценки достижений учащихся

П

Ф



1 ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. (5 часов).

Цель: дать представление о природе в художественно-практической деятельности человека, познакомить со связью человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.

1/1*

05.09

Приметы осени.

Изготовление плоских и рельефных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия, соединение деталей изделия клеем, сборка пучка и перевязывание бумаги и текстильных материалов для оформления изделия, сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание декоративных композиций в технике аппликационных работ «Букет», оформление поздравительных открыток.

Краткая характеристика операций сбора, хранения, обработки природных материалов.

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. ТБ при работе с инструментами.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника)

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место;

Соблюдать приемы безопасного и рационального труда; рационально размещать материалы и инструменты. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении работ; создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

2/2*

12.09

Панно из природных материалов.

3/3*

19.09

Панно из природных материалов. (продолжение) ОБЖ

4/4*

26.09

Цветы.

5/5*

03.10

Цветочный хоровод.



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (3 часа)

Цель: познакомить с материалами, их свойствами, происхождением и использованием человеком.


6/1

10.10

Этикетки.

Изготовление плоскостных изделий из бумаги по образцам, рисункам. Выбор заготовок с учетом свойств материалов и размеров изделия. Экономная разметка заготовок; резание ножниц по контуру; складывание и сгибание заготовок. Соединение деталей изделия клеем. Декоративное оформление изделия аппликацией. ТБ

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место;

Соблюдать приемы безопасного и рационального труда; рационально размещать материалы и инструменты.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи, воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении работ; создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

7/2

17.10

Конверты ОБЖ.

8/3*

24.10


Грибы из пластилина.


Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных

материалов. Способы формообразования деталей изделия. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей в «надрез»; пластичное преобразование целой заготовки в изделие; приемы создания фактурной поверхности.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника)

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.









Конструирование и моделирование. (10 часов)

Цель: дать понятие «конструкция изделия», познакомить с видами конструкций и способами их сборки, с основными требованиями к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

9/1

31.10

Композиция «Космос» Изготовление деталей

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей в «надрез»; пластичное преобразование целой заготовки в изделие; приемы создания фактурной поверхности.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника)

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

2 четверть ( 7 часов)

10/2

14.11

Композиция «Космос» Декоративное оформление.

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам и чертежам: выбор заготовок с учетом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; складывание бумажных заготовок; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами, изгибание частей, гофрирование заготовок; соединение деталей изделия клеем, нитками. Декоративное оформление изделия аппликацией. Создание изделий по собственному замыслу.

Инструктаж по ТБ при работе с инструментами.

Рукотворный мир как результат труда человека.

Краткая характеристика операций обработки бумаги.

Анализировать информацию в учебнике. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; Сравнивать Различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать не сложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Рационально размещать материалы и инструменты. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

11/3

21.11

Рамка.

12/4

28.11

Вертушка.

13/5

05.12

Модель самолета.

14/6

12.12

Модель самолета (продолжение).

Проект: «Коллекция бумажных змеев»

15/7

19.12

Бумажный змей.



16/8

26.12

Конкурс проектов

3 четверть (10 часов)

17/9

16.01

Гофрированные

подвески

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам и чертежам: выбор заготовок с учетом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; складывание бумажных заготовок; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами, изгибание частей, гофрирование заготовок; соединение деталей изделия клеем, нитками. Декоративное оформление изделия аппликацией. Создание изделий по собственному замыслу.

Инструктаж по ТБ при работе с инструментами.

Рукотворный мир как результат труда человека.

Краткая характеристика операций обработки бумаги.

Анализировать информацию в учебнике. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; Сравнивать Различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать не сложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Рационально размещать материалы и инструменты. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

18/10

23.01

Гофрированные

Подвески (продолжение)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (1 час)

Цель: познакомить с правилами рационального использования инструментов и приспособлений, с последовательностью практических действий и технологических операций.





19/1*

30.01

Мешочек для всякой всячины.

Изготовление плоских и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учетом их свойств; определение лицевой и изнаночной стороны; разметка и раскрой ткани от сгиба; вырезание ножницами по линиям разметки двойной детали; клеевое и ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, фурнитурой. Создание изделий по собственному замыслу: моделирование из ниток.

Контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом.

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов.

Способы выполнения ручных швов. ТБ

Организовывать свою деятельность; подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного рационального труда; рационально размещать материалы и инструменты. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, традиции и творчество народных мастеров.

Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей.

Участвовать в коллективном обсуждении. Анализировать информацию в учебнике. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта. Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых заданий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.



Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. (5 часов).

Цель: учить организовывать рабочее место, рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты.

20/1

06.02

Масленичная кукла из соломы.

Создание изделий по собственному замыслу: моделирование из различных материалов.

Контроль за ходом деятельности;

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение

21/2

13.02

Мозаичная аппликация из бумаги.

Соотнесение результатов деятельности с образцом.

Краткая характеристика операций обработкибумаги.

Практических результатов в зависимости от характера выполняемых заданий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

22/3*

20.02

Поделка из цветной массы для моделирования.

Декоративное оформление.

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Изготовление объемных изделий по образцам.

Создание изделий по собственному замыслу.

Первоначальные умения проективной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности под руководством учителя; коллективный выбор лучшего варианта при участии учителя определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; изготовление изделия под контролем учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.

Анализировать информацию в учебнике. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; Сравнивать Различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать не сложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного).. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Рационально размещать материалы и инструменты. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

23/4*

27.02

Сувенир «Пасхальное яйцо».

24/5*

06.03

Коллекция насекомых, сделанных из семян.




Конструирование и моделирование. (2 часа)

Цель: учить конструировать и моделировать изделия на основе природных форм и конструкций.

25/1

13.03

Композиция «Подводный мир».

Декоративное оформление.

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Изготовление объемных изделий по образцам.

Создание изделий по собственному замыслу.

Первоначальные умения проективной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности под руководством учителя; коллективный выбор лучшего варианта при участии учителя определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; изготовление изделия под контролем учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.

Анализировать информацию в учебнике. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; Сравнивать Различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать не сложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного).. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Рационально размещать материалы и инструменты. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

26/2

20.03

Композиция «Подводный мир». (продолжение)

4 ЧЕТВЕРТЬ (8 часов)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5 часов).

Цель: дать понятие о гармонии предметного мира и природы, ее отражении в народном быту и творчестве.

27/1*

03.04

Птицы.

Декоративное оформление.

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Изготовление объемных изделий по образцам.

Создание изделий по собственному замыслу.

Первоначальные умения проективной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности под руководством учителя; коллективный выбор лучшего варианта при участии учителя определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; изготовление изделия под контролем учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.

Анализировать информацию в учебнике. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; Сравнивать Различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать не сложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного).. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Рационально размещать материалы и инструменты. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

28/2

10.04

Динамическая модель.

29/3*

17.04

Веселый зверинец.

30/4*

24.04

Веселый зверинец.

31/5*

08.05

Приметы весны.

Конструирование и моделирование. (3 часа)

Цель: учить проектированию доступных по сложности конструкций изделий культурно-бытового и технического назначения.

32/1

15.05

Весенняя регата. Подготовка деталей.

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей в «надрез»; пластичное преобразование целой заготовки в изделие; приемы создания фактурной поверхности.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника)

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

33/2

22.05

Весенняя регата. Преобразование целой заготовки в изделие.

34/3

29.05

Конкурс проектов «Весенняя регата».

Проект: «Весенняя регата».





7РАЗДЕЛ. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСС А

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы).

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно -лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур.

Комплект учебников для учащихся:

  • Гринева А.А., Рагозина Т.М., Кузнецова И.А.Технология. 2 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

Методическое пособие для учителя:

  • Гринева А.А., Рагозина Т.М., Кузнецова И.А.Технология. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012г

Натуральные объекты:

Глина. Текстильные материалы. Нитки. Фольга. Ткань. Упаковочные коробки.

8 РАЗДЕЛ. Результаты освоения технологии и система оценки 8.1 Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения

наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека - мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и

инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной

художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;

  • рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;

  • подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;

  • использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;

  • работать в малых группах;

  • выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);

  • рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;

  • отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;

  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);

  • экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

  • анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;

  • выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;

  • понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;

  • работать в малых группах.


8.2 При разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учтены особенности и возможности УМК «Перспективная начальная школа». 1. В сборнике программ «Перспективная начальная школа» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы. 2. Содержание всех учебников «Перспективной начальной школы» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы). 3. Оценивание оценки достижений по технологии - Портфолио.

Критерии оценивания метапредметных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе (умения)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

8. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

9. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

10. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях,

таблицах, помещенных в учебниках.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

6. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

7. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

8. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

9. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

10. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

11. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

12. Выполнять задания по аналогии.

Коммуникативные УУД

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему

высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи).

8.3 Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ.


Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени. «5» ставится, если обучаемым: - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. «4» ставится, если обучаемым: - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. «3» ставится, если обучаемым: - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени недовыполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности. «2» ставится, если обучаемым: - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; - норма времени недовыполнена на 20-30 %; - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности.




Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета __________ _______________

МБОУ ООШ № 16

От _______ 2014 года № ____ _____ ____________ 2014 года

_____________ _______________

Подпись руководителя МС

Ф.И.О.

41


© 2010-2022