Новые подходы к построению урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Некрасова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ Платошинская СОШ

Новые походы к проектированию урока

Есть успех - есть и желание учиться.

В.А. Сухомлинский


Ситуация в современном российском образовании динамично изменяется. Мы живем в сложном, противоречивом, быстро меняющемся обществе. Сегодня существует объективная потребность в социальной активности граждан, становлении лидеров, которые в будущем могли бы взять на себя ответственность в решении многих проблем, существующих в обществе. Но и наблюдается такое явление, как рост людей - неудачников, не умеющих самореализоваться в условиях высокотехнологичного общества с рыночной экономикой. Исходя из этого, возникает необходимость в создании таких организационно-педагогических условий, которые способствовали бы становлению социальной компетентности школьника. В этом году мои воспитанники готовятся к переходу в 5 класс, где приступят к обучению по ФГОС ООО, поэтому считаю, что есть необходимость совершенствовать УУД четвероклассников в целях успешной адаптации. Для этого мне необходимо изменить подходы к проектированию урока. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ежегодно мои учащиеся выполняют диагностическую итоговую работу по изучению уровня сформированности УУД. Анализ работ показал следующее:

Уровень сформированности УУД

2 класс

2012-2013 учебный год

3 класс

2013-2014 учебный год

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа Высокий

13

50

8

31 Средний

9

35

12

46 Ниже среднего

4

15

5

19 Низкий

0

0

1

4

В целом учащиеся неплохо справились с заданиями. Многие обучающиеся в каждом параметре либо улучшили свои результаты, либо остались на том же уровне, но снизилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности УУД. Усложнение программного материала по всем предметам является одной из причин неравномерного его усвоения и снижения качества. Конечно, над этой проблемой мне необходимо работать. Это еще одна из причин, почему я решила изменить подходы к проектированию урока. Важно создать оптимальные условия обучения для каждого ученика, его успешной социализации и повышения качества обученности. Только процесс общения и взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В течение двух лет (2, 3-й классы) в проектировании уроков я уделяла внимание следующим частным технологиям: деятельностный метод, проблемно-диалоговое обучение, РКМЧП и др. Считаю, что эти технологии результативны и полностью соответствуют требования ФГОС. Также считаю, что для реализации поставленной задачи приемлемым будет использование при проектировании урока и интерактивное обучение. Интерактивное (inter -взаимный, act-действовать) обучение - это процесс обучения, осуществляемый в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Новые подходы к построению урока Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В ходе диалогового обучения мои ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работы, использую исследовательские проекты, ролевые игры, учу детей работать с документами и различными источниками информации и выполнять творческие работы. Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Вот некоторые из них, которые я использую в начальных классах: работа в парах, карусель, работа в малых группах, мозговой штурм, ролевая (деловая) игра, дерево решений, метод пресс, займи позицию, дебаты, незаконченное предложение и др. Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Структура таких уроков состоит из пяти этапов: - мотивация; - сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов; - актуализация знаний, предоставление необходимой информации; - усвоение; - рефлексия. Центральная часть урока - интерактивное упражнение. Использование интерактивных технологий - не самоцель. Это лишь средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает мне возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение. Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем учебной работы: - даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать; - отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы; - во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически; - на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп; - учу детей проводить спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения. Остановлюсь на интерактивных упражнениях, которые использую на этапах урока с применением интерактивных технологий. Этап мотивации. Задачи: - сфокусировать внимание учеников на проблеме; - вызвать интерес к теме урока; - настроить учеников на эффективный процесс познания; - вызвать у учеников личную заинтересованность; - психологически подготовить учеников к восприятию темы урока; - четко связать с темой урока; - настроить учеников на решение определенных проблем. Использую приемы, создающие проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, интерес к знаниям и процессу их получения: - короткий рассказ учителя; - беседа; - наглядная демонстрация; - несложная мультимедийная технология. Этот элемент урока должен занимать не более 5% времени урока. Упражнение «Найди лишнее». Например: Без труодинда не вытадващишь и рытрибку из прчетыреуда. Упражнение «Раздели слова». Например: Правописаниепадежныхокончаний именприлагательных. Упражнение «Ледокол». Подбираю стихотворение, которое можно нарисовать или показать с помощью движений, мимики и жестов, и которое напрямую относится к содержанию урока. Читаю стихотворение, дети повторяют движение. Упражнение «Бананы». Даю набор букв ШБЕАСТНАЬБНУЫКВ. Прошу детей зачеркнуть фразу «шесть букв» и остается ключевое слово «бананы». Например: Тема урока «Существительное». Фраза - «главные слова в предложении», которую дети зачеркивают ГЛАВНЫСУЩЕЕСЛСТВИОВАВТЕЛЬПРЕДЛОЖЕНОЕНИИ. И т.д. Этап сообщения темы и ожидаемых учебных результатов. Задачи: - обеспечить понимание учениками содержания их деятельности: чего должны достичь ученики на уроке и чего от них ждет учитель; - осветить результаты деятельности на уроке учеников: «После этого урока вы сможете…»; - четко отразить объем и уровень усвоения знаний учениками; объем и уровень развития навыков и умений, который будет достигнут после урока; - развитие эмоционально-ценностной сферы ученика, которая обеспечивает формирование убеждений, характера, влияние на поведение; - привлекать к определению ожидаемых результатов всех учеников. Этот этап урока должен занимать не более 5% времени занятия. Этап актуализации знаний. Задачи: - дать ученикам достаточно информации для выполнения практических заданий за минимально короткий срок; - привлечь и сосредоточить учеников на процессе познания; - выявить ошибки учеников; - дать возможность ученикам ощутить свои силы и уверенность, овладевая новым материалом: «Я уже что-то знаю»; - собрать информацию, как можно было бы использовать знания учеников по теме урока. Это может быть: - мини-лекция; - чтение раздаточного материала; - выполнение домашнего задания; - овладение информацией с помощью ТСО или наглядности. Эта часть урока занимает около 10 % времени. Примеры упражнений представлены в приложении. Этап осознания смысла. Задачи: - ученики должны овладеть информацией и осознавать ее значение в результате своей конструктивной деятельности; - поддержание заинтересованности, импульса ученика, полученного на этапе актуализации; - поддержание усилий ученика проверить собственное понимание. Осознание - этап урока, на протяжении которого ученики осуществляют поисковую деятельность и в результате конструируют или усваивают новое знание. Соединяют новое с уже знакомым, и, таким образом, расширяют полученные знания. Интерактивное упражнение - центральная часть урока, ее целью является усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть должна занимать 50-60% времени на уроке. Обязательна следующая последовательность работы: - инструктирование учеников - объясняю цель упражнения, правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий (2-3 мин.); - объединение в группы и распределение ролей; - выполнение задания, при котором я в роли организатора, помощника, ведущего дискуссии, даю ученикам максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве друг с другом (5-15 мин); - презентация детьми результатов выполнения работы (3-5 мин); - рефлексия результатов. Задаю вопросы: - С какой целью мы делали это упражнение? - Какие мысли оно у вас вызывало? - Какие чувства? - Чему вы лично научились? - Чему бы вы хотели научиться в дальнейшем? и др. Примеры упражнений представлены в приложении. Этап рефлексии. Задачи: - объяснить содержание обработанного материала; - сравнить реальные результаты с ожидаемыми; - проанализировать, сделать выводы; - установить связь между известным и тем, что нужно усвоить, научиться в будущем; - составить план дальнейших действий. Рефлексия - этап урока, на котором ученики производят обзор открытых ими идей, значение которых они усвоили; ученики спрашивают, интерпретируют, спорят, дискутируют, изменяют и расширяют полученные знания. Выводы - это самая важная часть интерактивного урока. Детям необходимо установить факты (что случилось?), проанализировать причины (почему это случилось?), и спланировать действия (что нам делать дальше?). Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику: · развитие личностной рефлексии; · осознание включенности в общую работу; · становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; · развитие навыков общения; · принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; · повышение познавательной активности; классу: · формирование класса как групповой общности; · повышение познавательного интереса; · развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: -· нестандартное отношение к организации образовательного процесса; · формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Примеры упражнений представлены в приложении. Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные технологии позволяют мне создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. ЛИТЕРАТУРА 1. Ерошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. - К., 1997 2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984. 3. Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. - Х.,2003. 4. Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. - К., 1988. 5. Опыт учителя начальных классов Преловской О.А. «Использование технологии интерактивного обучения в начальной школе».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Интерактивные упражнения, используемые на этапе актуализации знаний
Упражнение 1. «Мозговой штурм» (работа в группах или фронтально со всем классом) Шаг 1. Разделите детей на группы по 5-7 человек. Шаг 2. Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма». Шаг 3. Работайте вместе. Шаг 4. Выберите главного (спикера группы), который ведет обсуждение и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество, а количество идей. Шаг 5. Дайте детям время на размышление, чтобы увеличить появление новых идей. Шаг 6. Придерживайтесь правил «мозгового штурма» - Никакой критики. - Заимствование других идей - нормальное явление. - Желательно большое количество идей. - Оценка приходит позже. Шаг 7. Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее по очереди и идеи не повторяются. Упражнение 2. «Карусель» Шаг 1. Выберите тему, которую можно разбить на подтемы или подгруппы вопросов. Шаг 2. Напишите каждый вопрос или подтему на отдельном листе. Шаг 3. Разделите учеников на группы по 4-5 человек. Шаг 4. Раздайте каждой группе по таблице. Шаг 5. Выберите, кто будет записывать идеи (секретарь), и раздайте им цветные маркеры. Шаг 6. Укажите время, за которое надо дать ответ на вопрос. Шаг 7. Каждая группа передает свои таблицы по кругу. Шаг 8. Продолжайте упражнение, пока каждая группа не даст ответы на все вопросы. Шаг 9. Каждая группа заканчивает свое движение на таблице, с которой начала. Шаг 10. Изучить таблицы и обратить внимание на то, что было добавлено другими группами. Например: Тема «Животные». Подтемы: млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы, птицы. Упражнение 3. «Углы» Шаг 1. На больших листах бумаги напишите различные точки зрения на тему урока и пронумеруйте Шаг 2. Объявите, какая точка зрения в каком углу размещена. Шаг 3. Предложите детям присоединиться к какому-нибудь углу. Шаг 4. Среди участников того же угла найдите себе пару и обговорите между собой причины выбора. Шаг 5. Вместе со своим партнером объединитесь с другой парой из того же угла, что и вы, и перескажите причины выбора вашего партнера. Шаг 6. Выберите в каждом углу спикера, который расскажет всей аудитории причины, названные в его углу. Например: начиная изучать времена года, ученикам предлагается выбрать любимое время года и назвать две причины, почему именно это время года является у них любимым. Упражнение 4. «Пять слов - три слова» Шаг 1. Объявляется тема обсуждения. Шаг 2. Дети объединяются в группы по 4 человека. Шаг 3. Каждый член группы самостоятельно записывает 5 слов, пришедших на ум во время работы над определенной темой, на отдельном листе. Шаг 4. Участники объединяются по четверо, обсуждают эти слова и отбрасывают повторяющиеся. Шаг 5. На большом листе бумаги секретарь группы записывает три слова, наиболее удачно характеризующие тему обсуждения. Листы вывешиваются на доске. Шаг 6. Докладчики групп сообщают эти слова и объясняют всему классу. Шаг 7. Обратить внимание на все слова. которые записали группы, проанализировать их и отбросить повторы. Шаг 8. Составить короткий доклад по теме обсуждения на основе опорных слов. Упражнение 5. «Интервью в три шага». Группы по 4 делятся на пары, учитель дает вопросы для интервью. Шаг 1. Каждый проводит интервью со своим соседом по паре. Шаг 2. Ученики меняются ролями в паре. Шаг 3. Объединитесь в группы по 4человека. Каждый ученик рассказывает своей группе, что он узнал от соседа по паре. Например: Как вы думаете, о чем, судя по названию, идет речь в данном рассказе?
2. Интерактивные упражнения, используемые на этапе осознания смысла
Упражнение 1. Система обозначений «Помощь» Шаг 1. Актуализация (обсуждение пред чтением или изучением). - Групповая «мозговая атака» по теме. - Записывание информации, полученной в результате «мозговой атаки» на доске - Классификация информации. Шаг 2. Усвоение смысла (собственно чтение и изучение.) - Читают текст с использованием техники «Инсерт», дети делают обозначения: «+» - «Я это знал»; «-» - «Я это не знал»; «!» - «Это интересно». Шаг 3. Рефлексия после обсуждения или прочтения. Упражнение 2. «Ажурная пилка» Дети должны быть готовы работать в разных группах. Шаг 1. Каждая домашняя группа получает задание, изучает его и обсуждает материал. Шаг 2. Распределить роли в группе: секретарь (ведет записи), докладчик (ставит вопросы по поводу содержания материала или докладывает о результатах работы группы), спикер (глава), секундант (следит за временем). Шаг 3. Объединить детей в экспертные группы. В экспертных группах дети становятся экспертами в теме, которая изучалась в домашней группе. Шаг 4. Каждый ученик по очереди за определенное время должен донести информацию до членов других групп и воспринять новую информацию от них. Шаг 5. Дети возвращаются в домашние группы, где делятся информацией, полученной от членов других групп. Шаг 6. Вырабатываются совместные решения и выводы. Упражнение 3. Чтение с предвидением (методическая структура АУР «актуализация - усвоение - рефлексия») Шаг 1. Учитель выбирает хорошо изложенный и интересный материал для учеников, отвечающий их возрасту. Шаг 2. Учитель должен самостоятельно прочитать и понять текст, а также поставить перед собой такие вопросы: - Почему я хочу, чтобы мои ученики прочитали этот материал? - Что ученики поймут, прочитав текст? - Что ученики должны понять, прочитав текст? - Какие проблемы или вопросы содержатся в тексте? - Каким опытом должны обогатиться и поделиться ученики, ознакомившись с текстом? Шаг 3. Разбейте текст на части в тех местах, которые могли бы вызвать интерес у детей. Шаг 4. Не делите текст на множество дробных частей. Важно выделить основную линию событий. Шаг 5. После каждой части текста продумайте разные типы вопросов. Не ставьте очень много вопросов, это может привести к потере целостности текста, а соответственно и восприятия последовательности событий. Шаг 6. Предупредить детей, чтобы они читали текст только до указанного места. Шаг 7. После каждой остановки вести с детьми дискуссию. Уместно сосредоточить внимание на вопросах: - О чем эта история? - Какая проблема описывается в произведении? - Почему вы так думаете? - Как вы думаете, что произойдет дальше? - Что вы думаете о…? - Что вы чувствовали по отношению к определенному персонажу или событию? - Что бы вы сделали дальше? - Оправдались ли ваши ожидания? - Что вы думаете теперь? - Удивлены ли вы? Шаг 8. А теперь прочитайте следующий отрывок и узнайте, что случилось далее. Шаг 9. Упорядочить процесс обработки текста по схеме АУР так, чтобы ученики последовательно проходили стадии актуализации, прогнозирования, понимания, построения смыслов и рефлексии. Упражнение 4. Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли) Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»: - Позиция: «Я считаю, что…»; - Обоснование: «…потому, что…»; - Пример: «…например…»; - Выводы: «Поэтому я считаю…». Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»: 1) Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения. 2) Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства. 3) Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства. 4) Обобщают свои мысли. Упражнение 7. Займи позицию (полезна для работы с дискуссионными вопросами и проблемами) Шаг 1. Предложите ученикам дискуссионный вопрос и попросите их определить собственную позицию по поводу этого вопроса. Шаг 2. Напишите три плаката: «За». «Против». «Не знаю». Озвучьте проблемный вопрос. Например: Необходимо запретить собирать подснежники. Шаг 3. Дети становятся возле выбранного ими плаката. Шаг 4. Учитель выбирает нескольких учеников и просит их обосновать свою точку зрения или предлагает всем, кто разделяет ее, обговорить и выработать совместные аргументы в ее защиту, использовав метод «ПРЕСС». Шаг 5. После изложения разных точек зрения учитель спрашивает, не изменил ли кто свою точку зрения и не хочет ли перейти к другому плакату. Упражнение 8. Хорошо или плохо (применяется для рассмотрения проблемы с разных точек зрения) Шаг 1. Сообщение проблемы для обсуждения. Шаг 2. Дети рассматривают эту проблему с разных точек зрения, называя хорошие и плохие стороны. Шаг 3. Составляют таблицу «хорошо - плохо» и аргументируют свои ответы. Например: обсуждается черта характера жадность. Хорошо: человеку никто не мешает; у него все есть; он один и делает, что хочет и т.д. Плохо: человек без друзей, некомфортно, неуютно в этой жизни; страдает нервная система, так как постоянно возникает страх, что у него что-то попросят и т.д.
3. Интерактивные упражнения, используемые на этапе рефлексии
Упражнение 1. Синквейн (стихотворение в пять строчек, которое синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое отражает тему) Шаг 1. Предлагаем тему. Шаг 2. Делим на пары, объединяя усилия, составляем одно общее стихотворение. Шаг 3. Стихотворения, написаны не в парах, представляем на обсуждение в группы. Шаг 4. После дискуссии дети выбирают лучшее стихотворение. Например: Солнце. Ласковое, теплое. Светит, согревает, излучает. Без него невозможна жизнь. Звезда. Ива. Плакучая, пышная. Украшает, радует, цветет. Засмотрелась в воде на свое отражение. Красавица. Упражнение 2. Незаконченное упражнение Шаг 1. Определяем тему для высказываний. Шаг 2. Используя прием «Микрофон», учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам завершить его. Например: На уроке для меня наиболее важным открытием было… Эта информация позволяет нам сделать выводы, что… Это решение было принято, потому что… Сегодняшний урок научил меня… Упражнение 3. Тестирование Ученики самостоятельно составляют тестирование по заданной теме, проводят и оценивают его. Упражнение 4. Трехминутное эссе (свободное письмо) Шаг 1. Дети пишут свои мысли о прочитанном произведении. Шаг 2. Желающие читают свои сочинения в «кресле автора», которое ставится посередине класса. Шаг 3. Изложение мыслей на бумаге не оценивается. Шаг 4. Ученики уверены в своем праве высказывать мысли свободно, а также в уважительном отношении аудитории к их рассуждениям. Шаг 5. Получив отзывы на собственные мысли, ученики имеют широкие возможности для их обсуждения.

© 2010-2022