Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Максимова И.В.

Класс: 3

Дата: 23.01.2014 год

Предмет: Русский язык

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний Цель урока: Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Задачи: Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные - проявлять интерес к изучению темы;

- желание помочь ребятам;

- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;

- осознание успешности при изучении темы.

Предметные

- Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.

- Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.

- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными

Метапредметные

Познавательные умения:

- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- выполнение учебного действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Музыка

Ресурсы: музыка Вивальди "Времена года - Зима"

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2 Канакина

Демонстрационный материал

  • Карточки с учебными заданиями.

  • дидактическое сопровождение

  • материалы для познавательной деятельности

  • презентация

Формы работы:

индивидуальная

парная

фронтальная.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развитие УУД

1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.

(2 мин)


Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный

процесс

Приветствие учащихся.

- Ребята! Готовы к уроку?

На вас надеюсь я , друзья.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты. (проверка настроения смайликами)

- Какому времени года посвящена выставка наших рисунков? (зиме)

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Звучит музыка Вивальди "Времена года - Зима", появляется с изображением зимнего леса.

Слайд 1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Учитель читает стихотворение (звукозапись)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите. Назовите автора и название стихотворения.

Кого автор оживляет в своём стихотворении? Вы знаете, как называется такой приём в литературе? Это приём олицетворения.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Говорит кто автор музыкального произведения

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей



Сергей Есенин «Пороша»

лес, сосна


УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(3 мин)

(Создание проблемной ситуации)

. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, проблемного

изложения нового материала

достаточных для

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.

Картинный словарный диктант Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные. Слайд 2

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)№3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы (Заяц) Слайд 4

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ... (мороз) Слайд 5

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки) Слайд 6

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Заяц, коньки, медведь, мороз. В классе развесить снежинки и рисунки. Учитель читает загадки. Дети пишут, выделяют орфограммы. Проверяют по слайду, где появляются под картинками слова.



Записывают слова в тетрадь, проговаривают, проверяют

3. Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)


Цели: 1)Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. .

«Портфель знаний»

Какой частью речи являются слова? (Сущ.) Почему вы решили? Докажите.

На какие 2 группы можно разделить?

- Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим - на вопрос что? Проверка № 7

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Что общего у слов каждой группы? Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО?

Проверка по слайду. № 8

Имена существительные одушевленные и неодушевленные -Прочитайте слова.

Как могут называться такие существительные ? ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ № 9 Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

Электронная физминутка.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Мотивирует учащихся к изучению темы.

Стимулирует желание помочь ребятам.

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

Принимают учебную задачу


(живые и неживые предметы)

Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать УДД: регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя

термины, в рамках учебного диалога

4 Реализация построенного поекта.

(6 мин)

(воспитательный момент) Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
3) Соотнесение нового знания с правилом в учебном пособии.


Учебное интерактивное пособие

На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птичек, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д. Как мы можем помочь пережить им холодную зиму? Что мы с вами делали для птичек, которые обитают у школы?

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Слайд № 10

Проведём мини- исследование.

Сделаем небольшое открытие,

За работу!

Задание №1 Слайд №11

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания ( в парах устно) проверка, сличение со слайдом

Волшебные превращения

  • коса;

  • мак;

  • капля;

  • сон.

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;

  • рак;

  • цапля;

  • сом.

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании №1

- Что относится к одушевлённым именам существительным? ( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Проверим себя, интерактивное пособие. - Ребята! Какие вы молодцы! Вы дали полное определение.

Помогли птичкам, отправляемся дальше. Кого же мы встречаем на своём пути? Маленьких волчат. Заблудились, поможем им найти дорогу домой. Слайд №12

Имена существительные одушевленные и неодушевленные


Организует работу на карточках, поясняет задание

Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания

Вывешивает схему-опору.

Чтобы им не было голодно, мы можем принести кормушки и насыпать в них корм.




Ребята работают на карточках в парах, устно проговаривают вывод

Оценивают свои достижения при выполнении задания №1


УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы;

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения

«одушевленные

предметы», «неодушевленные предметы»;

- определять имена существительные

одушевленных

и неодушевленных предметов и

обосновывать

свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного

задания

и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного

задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание,

используя термины,

в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- классифицировать существительные

на группы

одушевленных и неодушевленных

предметов;

- писать имена существительные

одушевленные и неодушевленные

5. Первичное закрепление во внешней речи.

(7 мин) Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:


ФИЗМИНУТКА (тематическая) Если вы услышите одушевлённые имена существительные, вы топаете, а если неодушевлённые - хлопаете. Слон, кот, стол, замок, ручка, мама, забор, ветер.

Найдите карточки жёлтого цвета

Задание №2 Слайд № 13

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Самостоятельная работа в определении одушевлённых и неодушевлённых слов Два ученика работают у доски. Врач, автомобиль, дети, луна, лягушка, ветер, стол.

Проверка учителем работы у доски. Контроль за слабыми уч-ся. Сличение результата работы с доской.

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя поставьте + или - в задании №2

Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»

Посмотрите, вон с дерева на дерево прыгает белка… Слайд №14

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Задание №3 (в парах) Слайд №15

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Работа с учебником.

Упр. №20

Сравним результаты вашей работы.

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу, поставьте + или - в задании №3

Выполняют движения

Работают на карточках. Два ученика работают у доски.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №2

Оценивают свои достижения при выполнении задания №3


УДД:

Познавательные умения:

- различать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения

- проверять учебное задание и вносить

корректировку;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

Предметные умения:

- писать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные по группам;

- проводить исследование имен существительных

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 мин)

(Дифференцированная работа по уровням)


Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

Задание №4 Слайд № 16

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

У вас жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых розовые жетоны. Послушайте внимательно.

(1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого оранжевые жетоны. Вам нужно

(2 средний уровень) придумать и записать по два имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: "Зима лесу".

И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложение, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: "Зима в лесу»

Проверка выполнения заданий (устно).

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу поставьте + или - в задании №4

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания.

Работают на карточках индивидуально



Оценивают свои достижения при выполнении задания №4


УДД:

Познавательные умения:

- различать имена существительные

одушевлённые и

неодушевлённые в определенном

контексте и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с

известным правилом.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить

общее решение.

Предметные умения:

- формулировать вопрос к

существительному

одушевленному и неодушевленному; Познавательные (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

7.Подведение итогов.

(5 мин)

-Итак, наш урок подходит к концу, и нам нужно подвести его итог. Слайд № 18

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

- Вернёмся к началу урока. Над какой темой мы работали?

- Какая была цель?

- Давайте ещё раз вспомним какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

8. Рефлексия учебной деятельности

(5 мин)

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,

изученного на уроке

Проанализируйте свою работу и поставьте себе оценку за урок «Лесенка успеха»

Какую оценку поставил бы себе …

Почему?

Оценки за урок.

Проверка эмоционального настроения (смайлики) -рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики) -рефлексия деятельности( лесенка успеха) -рефлексия содержания учебного материала (приём незаконченного предложения)

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке. УДД:

Личностные умения:

- оценивать результат собственной

деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и

полученный результат деятельности.

9. Домашнее задание

(2 мин) Задание на выбор (Повышенной сложности) Упр № 16 ! или Упр №15 Слайд № 19 Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Спасибо за урок!



© 2010-2022