- Преподавателю
- Начальные классы
- Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова И.В. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Максимова И.В.
Класс: 3
Дата: 23.01.2014 год
Предмет: Русский язык
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тип урока: Урок открытия «новых» знаний Цель урока: Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Задачи: Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные - проявлять интерес к изучению темы;
- желание помочь ребятам;
- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;
- осознание успешности при изучении темы.
Предметные
- Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.
- Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.
- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными
Метапредметные
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнение учебного действия в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Ресурсы: музыка Вивальди "Времена года - Зима"
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.2 Канакина
Демонстрационный материал
-
Карточки с учебными заданиями.
-
дидактическое сопровождение
-
материалы для познавательной деятельности
-
презентация
Формы работы:
индивидуальная
парная
фронтальная.
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Развитие УУД
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.
(2 мин)
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный
процесс
Приветствие учащихся.
- Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я , друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты. (проверка настроения смайликами)
- Какому времени года посвящена выставка наших рисунков? (зиме)
Звучит музыка Вивальди "Времена года - Зима", появляется с изображением зимнего леса.
Слайд 1
Учитель читает стихотворение (звукозапись)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.
Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите. Назовите автора и название стихотворения.
Кого автор оживляет в своём стихотворении? Вы знаете, как называется такой приём в литературе? Это приём олицетворения.
О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?
Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Говорит кто автор музыкального произведения
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
Сергей Есенин «Пороша»
лес, сосна
УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
(3 мин)
(Создание проблемной ситуации)
. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, проблемного
изложения нового материала
достаточных для
Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.
Картинный словарный диктант Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные. Слайд 2
Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)№3
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы (Заяц) Слайд 4
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ... (мороз) Слайд 5
Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег,
Скорей на лёд,
На лыжи и … (коньки) Слайд 6
Заяц, коньки, медведь, мороз. В классе развесить снежинки и рисунки. Учитель читает загадки. Дети пишут, выделяют орфограммы. Проверяют по слайду, где появляются под картинками слова.
Записывают слова в тетрадь, проговаривают, проверяют
3. Построение проекта выхода из затруднения
(6 мин)
Цели: 1)Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. .
«Портфель знаний»
Какой частью речи являются слова? (Сущ.) Почему вы решили? Докажите.
На какие 2 группы можно разделить?
- Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим - на вопрос что? Проверка № 7
Что общего у слов каждой группы? Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО?
Проверка по слайду. № 8
-Прочитайте слова.
Как могут называться такие существительные ? ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ № 9
Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Цель нашего урока…
( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
Электронная физминутка.
Мотивирует учащихся к изучению темы.
Стимулирует желание помочь ребятам.
Уточняет тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку цели урока.
Принимают учебную задачу
(живые и неживые предметы)
Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать УДД: регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в
соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание,
используя
термины, в рамках учебного диалога
4 Реализация построенного поекта.
(6 мин)
(воспитательный момент) Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
3) Соотнесение нового знания с правилом в учебном пособии.
Учебное интерактивное пособие
На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птичек, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д. Как мы можем помочь пережить им холодную зиму? Что мы с вами делали для птичек, которые обитают у школы?
Слайд № 10
Проведём мини- исследование.
Сделаем небольшое открытие,
За работу!
Задание №1 Слайд №11
Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания ( в парах устно) проверка, сличение со слайдом
Волшебные превращения
-
коса;
-
мак;
-
капля;
-
сон.
Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?
-
коза;
-
рак;
-
цапля;
-
сом.
Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании №1
- Что относится к одушевлённым именам существительным? ( люди, животные)
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)
- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.
- Проверим себя, интерактивное пособие. - Ребята! Какие вы молодцы! Вы дали полное определение.
Помогли птичкам, отправляемся дальше. Кого же мы встречаем на своём пути? Маленьких волчат. Заблудились, поможем им найти дорогу домой. Слайд №12
Организует работу на карточках, поясняет задание
Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания
Вывешивает схему-опору.
Чтобы им не было голодно, мы можем принести кормушки и насыпать в них корм.
Ребята работают на карточках в парах, устно проговаривают вывод
Оценивают свои достижения при выполнении задания №1
УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы;
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения
«одушевленные
предметы», «неодушевленные предметы»;
- определять имена существительные
одушевленных
и неодушевленных предметов и
обосновывать
свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку учебного
задания
и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного
задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание,
используя термины,
в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- классифицировать существительные
на группы
одушевленных и неодушевленных
предметов;
- писать имена существительные
одушевленные и неодушевленные
5. Первичное закрепление во внешней речи.
(7 мин) Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
ФИЗМИНУТКА (тематическая) Если вы услышите одушевлённые имена существительные, вы топаете, а если неодушевлённые - хлопаете. Слон, кот, стол, замок, ручка, мама, забор, ветер.
Найдите карточки жёлтого цвета
Задание №2 Слайд № 13
Самостоятельная работа в определении одушевлённых и неодушевлённых слов Два ученика работают у доски. Врач, автомобиль, дети, луна, лягушка, ветер, стол.
Проверка учителем работы у доски. Контроль за слабыми уч-ся. Сличение результата работы с доской.
Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя поставьте + или - в задании №2
Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»
Посмотрите, вон с дерева на дерево прыгает белка… Слайд №14
Задание №3 (в парах) Слайд №15
Работа с учебником.
Упр. №20
Сравним результаты вашей работы.
Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу, поставьте + или - в задании №3
Выполняют движения
Работают на карточках. Два ученика работают у доски.
Оценивают свои достижения при выполнении задания №2
Оценивают свои достижения при выполнении задания №3
УДД:
Познавательные умения:
- различать имена существительные
одушевленные и
неодушевленные и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить
корректировку;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- писать имена существительные
одушевленные и
неодушевленные по группам;
- проводить исследование имен существительных
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(8 мин)
(Дифференцированная работа по уровням)
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
Задание №4 Слайд № 16
Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.
У вас жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых розовые жетоны. Послушайте внимательно.
(1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? Что может летать?
Кто стучит в окно? Что стучит в окно?
Те ребята, у кого оранжевые жетоны. Вам нужно
(2 средний уровень) придумать и записать по два имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: "Зима лесу".
И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны
(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложение, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: "Зима в лесу»
Проверка выполнения заданий (устно).
Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу поставьте + или - в задании №4
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания.
Работают на карточках индивидуально
Оценивают свои достижения при выполнении задания №4
УДД:
Познавательные умения:
- различать имена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые в определенном
контексте и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- соотносить учебные действия с
известным правилом.
Коммуникативные умения:
- согласовывать позиции и находить
общее решение.
Предметные умения:
- формулировать вопрос к
существительному
одушевленному и неодушевленному; Познавательные (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
7.Подведение итогов.
(5 мин)
-Итак, наш урок подходит к концу, и нам нужно подвести его итог. Слайд № 18
- Вернёмся к началу урока. Над какой темой мы работали?
- Какая была цель?
- Давайте ещё раз вспомним какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.
8. Рефлексия учебной деятельности
(5 мин)
Цель: Организовать фиксацию нового содержания,
изученного на уроке
Проанализируйте свою работу и поставьте себе оценку за урок «Лесенка успеха»
Какую оценку поставил бы себе …
Почему?
Оценки за урок.
Проверка эмоционального настроения (смайлики) -рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики) -рефлексия деятельности( лесенка успеха) -рефлексия содержания учебного материала (приём незаконченного предложения)
Отвечают на итоговые вопросы урока
Оценивают свою работу на уроке. УДД:
Личностные умения:
- оценивать результат собственной
деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и
полученный результат деятельности.
9. Домашнее задание
(2 мин) Задание на выбор (Повышенной сложности) Упр № 16 ! или Упр №15 Слайд № 19
Спасибо за урок!