Конспект и презентация урока литературного чтения К. Г. Паустовского «Какие бывают дожди»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Тема: К.Г.Паустовский « Какие бывают дожди» Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; совершенствовать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; обучать созданию текста - описания, повествования; воспитывать любовь к природе через произведения К. Г. Паустовского; организовать деятельность учащихся в осмыслении произведения К. Паустовского «Какие бывают дожди». УУД. Познавательные: пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Регулятивные: способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества при работе в группе; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: Привитие любви к природе, способность видеть и слышать все, что в ней происходит.
Оборудование: презентация; мультимедийная установка, учебники «Литературное чтение», тетради на печатной основе, модель дождя разного цвета (голубой, зеленый, серебряный), ручки, цветные карандаши, индивидуальные карточки.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты




Личностные

Метапредметные

Предметные


1.Организацион-ный момент

2.Речевая разминка.







3. Проверка домашнего задания.

Проверка готовности.

Передайте друг другу доброе хорошее настроение… 1. Дыхательная медитация Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.

2. Чистоговорки.

Са-са-са- надо мной летит оса.

Со-со-со- отвалилось колесо.

Ра-ра-ра- детям спать пора.

Ро-ро-ро- на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры- летают комары.

Ор-ор-ор- подмели мы двор.

3. Работа над интонацией.

а).Ра -ро -рэ- ру -ры

Прочитайте на одном выдохе:

• ритмично, чётко;

• быстро

•с замедлением

Ря - рё -ре - рю - ри

Прочитайте на одном выдохе:

• ритмично, чётко;

• медленно

•с убыстрением

Ра- ря - ря - разгорается заря

Прочитайте тихо.

Прочитайте, уменьшая громкость.

б).Прочитать предложение с разной интонацией.

Ловись, рыбка, ловись!

-просьбы

-радости

-удивления

-приказа 1.Пересказ произведения К. Паустовского «Кот-плутишка» (Работа в парах) 2. Работа по карточкам (приложение) 2 ученика Приветствие учителя. Проверка рабочего места.


Выполняют дыхательные упражнения.












Работают над произношением звуков.








Работают над интонацией.














Фронтальная работа.





Самостоятельная работа в парах.

Индивидуальная работа.

Саморегуляция

Умение организовать рабочее место

4. Постановка темы и целей урока.



1.Проблемная ситуация

Отгадайте загадку:

Он застучал по нашей крыше,

Пробежался по дорожке.

Мне досталось, всем прохожим,

И соседской рыжей кошке.

А потом с каким-то звоном

Налетел он на скамейку.

Я решил, наверно кто-то

Опрокинул в небе лейку.

( дождь)

Послушайте звуки природы и определить, что это за осадки. (Звучит звук дождя.)

- Какие это осадки?

Что это? (дождь).

Какой это дождь?

Сильный или слабый?

Можно ли определить цвет дождя?

Какой он на цвет?

А какой он на запах?

Произнесите это слово. А что, вы, слышите в самом слове "дождь"?

Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и познакомимся с новым жанром литературного чтения- с научно-познавательным текстом.

Как, вы, это понимаете, "научно-познавательный текст"?

На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные тексты?

Я думаю, вы догадались, о чём сегодня на уроке мы будем говорить ?

Произведения какого автора мы изучаем?

Тема сегодняшнего урока: Произведения

К. Г. Паустовского. Какие бывают дожди.

Кто поставит цели урока?

Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, учиться работать с текстом, делать выводы, выделять главное.




Отгадывают загадку








Слушают аудиозапись .


Высказывания учащихся.


Окружающего мира

Ответы учащихся.

Мы изучаем произведения Константина Георгиевича Паустовского.

Читают заголовок и автора.


формулируют цели урока.

Будем знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Будем учиться делать выводы.


Мотивация учебной деятельности

























П. Использовать общие приемы решения задач.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формировать собственное мнение и позицию.

Работать с учебником.

Вспомнить знания по пройденному материалу.

5. Изучение нового материала


  1. Рассказ о писателе

-Что мы знаем об этом писателе?

Двое учеников рассказывают кратко биографию писателя

-Какие произведения К.Г. Паустовского мы читали?

2) Мотивация учащихся.

- Откройте учебники на странице 92, прочтите название рассказа, с которым мы будем работать.

-Предположите, о чём будет текст.

3)Первичное чтение текста.

Давайте познакомимся с произведением

- Ваше впечатление о прочитанном?

- Назовите тему рассказа..

- Назовите заголовок рассказа?

- Отражает ли заголовок тему?

4)Словарная работа.

1.Голосят - ..

2. Крапать-…

Найдите объяснения в тексте


Портрет писателя Ответы учащихся.







ответы учащихся «Какие бывают дожди»


Дети дают свои предположения

Сильные ученики читают рассказ К.Г Паустовского « Какие бывают дожди».
Дети обмениваются впечатлениями
Рассказ о природе « Какие бывают дожди».



Ответы детей Дети находят объяснения в тексте:

громко поют

падать редкими каплями

Мотивация учебной деятельности.

Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Р. Удерживать учебную задачу.

П. С помощью учителя выделять и формулировать учебную задачу.

К. Проявлять активность во взаимодействии.

Работать с содержанием раздаточного материала.

Учиться формулировать цель урока

6.Физминутка

«Дождик песенку поёт»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Выполнят физминутку

Самоопределение: установка на здоровый образ жизни.

Р. Стабилизация эмоционального состояния.

К. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

7.Работа над произведением

1. Вторичное чтение.

В школе мы получаем очень много полезной информации. Чтобы лучше запомнить её, нужно учиться запоминать самое главное.

Как можно записать самое главное, в виде чего?

Используя прочитанный рассказ, мы рассмотрим такое явление природы как дождь и составим план.

Можно ли как-то заранее узнать о приближении грозы, ненастья, дождя?

Какие приметы выделил автор?

Как К. Г. Паустовский передаёт состояние природы перед дождём?

Ребята, составим план текста.

2. Составление плана текста.

Как описано начало дождя?

Какие звуки слышны в природе, когда капают первые капли.

Как озаглавим эту часть?

Что происходит дальше?

Как озаглавим эту часть?

Какие дожди автор описал? Перечислите их.

Перейдём к заключительной части рассказа. Давайте прочитаем.

О чём она? Как её можно озаглавить? (Игра света и музыка дождя)

Рассмотрим наш план.

Сколько частей у нас получилось?

Сможем ли мы используя план лучше запомнить самое главное?

Найдите в тексте, на что похожа капля воды?

-Какой приём использовал писатель?

- С кем и чем сравнивает автор слепой дождь?

- Что это за приём?

3.Выборочное чтение

Работа в группах.

Ребята, давайте ещё раз скажем, о каких дождях рассказывает автор?

Что мы узнаём о них? Найдите описание работая в группах

  1. Группа. Найти описание спорого дождя.

  2. Группа. Найти описание грибного дождя

  3. Группа. Найти описание слепого дождя.

-Давайте обобщим полученную информацию .

- Итак, о чём этот рассказ?

Какой вопрос можно задать к этому тексту?

-С какими видами дождя мы познакомились?

4. Заполнение таблицы.

Прочитайте описание спорого дождя.

Учитель на доске, дети на местах заполняют таблицу.

Прочитайте описание грибного дождя.

Прочитайте описание слепого дождя.

- Каково значение дождя?

- Для чего нужен дождь? Подготовьте ответ работая в парах.

-Что может произойти, если не будет дождей?

5.Приём синквейн.

А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн.

Памятка составления синквейна.

1группа составляет синквейн для спорого дождя.

2 группа составляет синквейн грибного дождя.

3 группа составляет синквейн слепого дождя.

6.Составление обложки.

Давайте создадим модель обложки.

Какой она будет?

Что нам нужно знать, чтобы создать свою обложку?

· Назовите фамилию, имя, отчество автора произведения.

· Определите жанр произведения ( рассказ ).

· Назовите тему рассказа. Каким символом ее обозначим?

( зеленый прямоугольник )

Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное.





О приближении дождя мы узнаём по приметам.





Дети читают первый абзац

Дети продолжают читать первый абзац, озаглавливают первый пункт плана

Приметы дождя Дети записывают первый пункт плана в соответствующую графу.
Дети читают второй абзац, первое предложение.
Звуки грома и голоса птиц.

Начало дождя. Дети записывают план.

Дети читают третий абзац
Озаглавливают 3 часть « Запахи дождя».

Это дождь спорый, грибной, слепой.

Виды дождей. 4 части.





на жемчуг

сравнение

с царевной и её слезами

олицетворение, сравнение


Распределение по группам.




Ребята находят описание дождей, помечают простым карандашом.










О дожде.







Спорый означает « быстрый, скорый». Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Дети на местах заполняют таблицу. Сильный, отвесный.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые…

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Дети работают в парах. поливает растения, освежает воздух, создаёт прохладу, пополняет водоёмы. Без воды нет жизни.







Работа в группах.



По окончанию работы дети зачитывают свои варианты синквейнов.


Нужно знать Ф.И.О. автора,название произведения, жанр произведения, тему произведения.



Дети индивидуально создают модели обложки

П. Осознанно и произвольно строить высказывания.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Слушать собеседника

.

Учиться точно отвечать на вопросы учителя.

8.Итог урока





9. Домашнее задание.

Стадия рефлексии.

Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Кто же был самым внимательным при чтении этого произведения?

Обменяйтесь листочками. Взаимопроверка и выставление оценок.

Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки (одну- две, три, более трёх). У меня на столе лежат капли 3-х цветов. - если сегодня на уроке вам было трудно, работа не понравилась - синяя капля - если вы испытывали некоторые трудности, но вы с ними успешно справились - голубая

- если вы узнали что-то новое, вы не испытывали трудности при выполнении заданий понравилась работа на уроке - серебряная - Подойдите, выберите нужную каплю и приклейте к тучке. ( объясните свой выбор) - Посмотрите, капель какого цвета больше? (серебряных) - Какой дождь у нас получился? (слепой) Почему слепой?

У нас настроение солнечное, светлое, яркое, теплое…. За нашими каплями и тучки не стало видно.

1.Уч.с.92-95 читать.

Задания в тетради на печатной основе.

2. Выучите наизусть абзац о грибном дожде.

Дети на листочках знаком "+" отмечают правильный ответ.



Проверка тестов.




























Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Запись д/з

Самооценка

Р. Адекватно воспринимать предложение учителя, товарищей.

П. Построение рассуждения, обобщение. Установление , причинно-следственных связей.

К. Формулировать собственное мнение и позицию




Приложение 1. Константин Георгиевич Паустовский Константин Георгиевич Паустовский родился в _______ году в_________, но детство его прошло в _____________. Учился в Киевской классической гимназии, после которой поступил в Киевский университет, затем перевёлся в Московский университет. Однако первая мировая война заставила прервать учёбу, Константин Георгиевич ушёл ___________ на фронт. После войны работал _____________, редактором и параллельно трудился над созданием новых повестей и рассказов. Первый сборник его рассказов вышел в 1928 году, он назывался _________________. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным _________________. В послевоенные годы Константин Георгиевич продолжает работать корреспондентом и писать книги. Он объездил всю страну, побывал и за рубежом. Был кандидатом на Нобелевскую премию. Писал он и для детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Он написал много сказок, среди которых:________________, ___________________, _______________. Константин Георгиевич прожил долгую и интересную жизнь.


Приложение 2. Синквейн

Грибной дождь

1 существительное «тема»_______________________________________________________

2 прилагательных______________________________________________________________

3 глагола______________________________________________________________________

Фраза (личное отношение к теме)_________________________________________________

Одно слово-синоним к теме______________________________________________________


Синквейн

Спорый дождь

1 существительное «тема»_______________________________________________________

2 прилагательных______________________________________________________________

3 глагола______________________________________________________________________

Фраза (личное отношение к теме)_________________________________________________

Одно слово-синоним к теме______________________________________________________

Синквейн

Слепой дождь

1 существительное «тема»_______________________________________________________

2 прилагательных______________________________________________________________

3 глагола______________________________________________________________________

Фраза (личное отношение к теме)_________________________________________________

Одно слово-синоним к теме______________________________________________________


© 2010-2022