Урок литературы Ф. Тютчев Зима недаром злится

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс: 2«И»

Предмет: Литературное чтение. Тема:

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
Цели:

Ученики познакомятся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

  • у детей сформируются навыки осознанного чтения;

  • сформируются навыки работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;

  • расширение лексических знаний о слове;

  • станут шире знания об окружающем мире; разовьются умения детей работать со стихотворным текстом, умения выразительно читать стихотворения;



  • появится интерес к чтению,

воспитается любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников
Ожидаемые результаты:

Ученики научатся:

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;

  • выполнять партитуру стихотворения;

  • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.







Дата: 22.04.15г Оборудование: отдельные картинки, карточки для индивидуальной работы.
Учитель: Ауталипова Б.

Применяемые технологии: Индивидуальная дифференцированная работа, критическое мышление, групповая работа, .
Оборудование Урока:

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»

Неусыпова «Толковый словарик». Таблички с фамилиями: Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, Ш.Перро, Б.Заходер

Портрет Ф.И.Тютчева

Фонограмма «Симфонической картинки» Глазунова А.К.

Репродукции картин А.Саврасов «Грачи прилетели», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», «Мартовский снег», К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март».

Рисунки с изображением зимы - старухи и Весны-девушки.



  1. Организ.
момент Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запомнить.
2.Подготовка к восприятию произведения: Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента. (Звучит музыка) -Что услышали в музыке? - Что почувствовали? -Может, кто-нибудь узнал пьесу? -Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа. 3. Сообщение темы: Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро - французский сказочник, Б.Заходер - современный поэт. Остается Ф.Тютчев) -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева - это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы. 4. Первичное чтение произведения. «Зима недаром злится…» Что вы представили, услышав название этого стихотворения? - Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Чтение стихотворения учителем. -Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось? ( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.) - Откройте учебники, перечитайте стихи, найдите слова, значение которых вам неизвестны. -Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит - словарь Ожегова). 5.Работа с произведением. -Назовите главных героев стихотворения. - Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна - как живые существа). Поэт - волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями. 1в. - читает все, что говорится о действиях Зимы. 2 в. - Все, что говорится о действиях Весны. - Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми) -Как называется этот прием? (олицетворение) 6.Взгляните на эти портреты. Кто из них зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста. (Красная девушка - это Весна .Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.) (Зима - ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.) - Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна) - А Зима - в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго). - Кто победил в этом поединке? - Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений). 7. Давайте посмотрим репродукции картин, которые я вам принесла. Одинаковый ли на них пейзаж? - Какой на них изображена Весна? -По каким приметам вы догадались? -Какую из иллюстраций вы подобрали бы для нашего стихотворения? - Какая из них больше всего подходит к содержанию стихотворения? 8. -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит). - Какое же время года, по-вашему, лучше? - Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо. 9. Анализ произведения. - На сколько частей разделили стихотворение? (5) - Сколько продолжительных пауз? 1ч. Почему Зима злится? -Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну). -Как понимаете последние 2 строчки? -Какие слова здесь главные? -Прочитайте эту часть выразительно. 2ч. - О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? -Как понимаете слова: Все засуетилось? -Отсюда, каков темп чтения этой части? -Какие слова здесь главные? -Прочитайте эту часть выразительно. 3 ч. -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. - Какие слова здесь главные? - Как шумит Весна? - Что значит «пуще»? -Прочитайте эту часть выразительно. 4 ч. - Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. -Как называет поэт Зиму? - А Весну? - Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима. -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне. 5ч. - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - В стихотворении есть слово «умылася» - это свойственно автору. А как мы говорим? - Что значит «наперекор»? - Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?(бодро. т.к.весна побеждает). 1 раз - 5 учеников по 1 части. 2 раз - 1 ученик все стихотворение.

10. Итог урока.

- Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.)
- Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
- У кого сегодня на уроке было такое настроение?

V. Домашнее задание.

- Выразительное чтение стихотворения наизусть.




Рефлексия. -Я узнал(а) … -Я понял(а)… -Я понял(а) не совсем… Урок литературы Ф.Тютчев Зима недаром злится











© 2010-2022