Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.


Духовно-нравственное воспитание - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

Духовно - нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведения берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) +

+ (чувства и отношения) + (навыки и привычки) +

+ (поступки и поведения) = нравственное качество.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Духовно - нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

  • художественная литература

  • изобразительное искусство

  • музыка

  • кино

диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, принимают активное участие в беседах, клубных часах, праздниках. На детей особо сильное впечатление производят работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно.

Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Средством воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью и т.д. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Содержание нравственного воспитания: воспитание гуманности как личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из блоков воспитания следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.


© 2010-2022