Литературное чтение 2 класс Тема: Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 2 класс Тема: Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

Результаты деятельности:

Личностные результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Зима».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

- Учить заботиться о птицах.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, .

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы, игр детей зимой.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: лист самооценки

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Организационный момент

-Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами. (слайд 1)

Определение времени года через загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила.

И на санках прокатила.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром.

- Какое это время года? (Зима)

Совершить путешествие в сказку нам поможет внучка Деда Мороза. Как зовут ее? (слайд 2)

- Правильно, это Снегурочка. Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова. Какой изображена Снегурочка? Какое время года изобразил художник?

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.


В.М. Васнецов на своей картине изобразил время года - зиму. Снегурочка на его картине очень красивая, нежная. Она гуляет по зимнему лесу, любуется его красотой. Если закрыть глаза, будет слышен скрип снега под ее ногами

Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану.

2. Работа с картинами

(Слайд 3) -Рассмотрите репродукции картин русского художника И.И. Шишкина «Зима в лесу, иней» и «Зимний лес»

- Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

-Поделитесь своими чувствами.

-В чём различие картин?

- Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем лесу.



- Какие чувства у вас пробудила музыка Вивальди?

- Зима - волшебное и удивительное время года. Зима может быть суровой и величественной, радостной и торжественной, веселой и холодной, неуютной.

- Нашей Снегурочке очень нравится путешествовать с вами, ребята, ей очень нравится, как вы выражаете свои чувства и эмоции.

- Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, пожалуйста, а кто еще может воспевать красоту зимней природы?

- На картине «Зима в лесу, иней» мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

- На картине «Зимний лес» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

Когда звучала музыка, то настроение менялось. Оно было то торжественное, радостное, то грустное, тревожное. Потому что зима - изменчивое время года; то идет снег, воет вьюга, то выглядывает солнце, искрится снег на морозе.


Красоту природы могут еще воспевать поэты.

Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осуществляют самоорганизацию.

3. Формулировка темы урока учениками.

- Каких поэтов, описывающих красоту зимы, вы знаете?

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?

- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года - зиме. А вот с чьим стихотворением?

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: (Слайд 4)

В этом имени - слово есень.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина. (Слайд 5)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?

- А какие стихотворения этого автора вам уже известны?

Тютчев, Пушкин, Аким, Бальмонт, Есенин и др



Сегодня мы познакомимся с произведением С.А. Есенина

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала.

Познавательные: определяют автора.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга.

Личностные: осознают свои возможности в учении;

4. Беседа о С.Есенине.

- Я предлагаю вам поближе познакомиться с С.А. Есениным и его творчеством. (слайд 6, 7)

- Поэт Сергей Александрович Есенин известен каждому русскому человеку. Его стихи очень любят. Родился Сережа Есенин в селе Константинове, Рязанской области. Село раскинулось на высоком холмистом берегу реки Оки. Детство поэта было счастливым и вольным. Он жил в семье своего деда, целые дни он проводил на природе. Вот тогда и начала формироваться тонкая и чувствительная душа поэта. Из воспоминаний детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

5. Работа над произ-

ведением.





Физкультминутка.

«Снежин-

ки»

А)Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники на с. 4

- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

- Слушаем музыку зимы. (Слайд 8)

( Включение звукового эффекта - метель.)

- Предположите, какое стих. по настроению?

- Изображать природу можно по-разному:

художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение. (слайды 10-14)

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

- Какое настроение у вас возникло?

- Почему?

- Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)

Словарная работа.

- Все ли слова вам были понятны?

- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? (Слайд 15)

Сосняк - сосновый лес. - Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк - собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности) (Слайд 16)

Ставни - дощатая створка для прикрытия окна.

(Слайд 17)

(Слайд 18)

Мы снежинки,мы пушинки,

(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360 градусов.)

Мы снежинки-балеринки,

(Наклоны туловища вправо, влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили,

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

- А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение. Мы будем анализировать стихотворение и выяснять, какие средства выразительности использовал автор.

Чтение 1 строфы.

Прочитайте, что делает зима?

- Это живой предмет?

- А что с ним делает Есенин?

- Этот прием называется… олицетворение.

- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? (Слайд 19)

- Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк - собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

- Этот литературный прием называется … олицетворение.

- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.

- Как мы будем читать эти строки?

При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

Чтение 2 строфы.

- Обратите внимание на ударения.

- Опишите словами, какую картину представили.

- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?

- Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? Слайд 9

- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

- С кем сравнивает воробьев? Почему?

- Этот прием называется…сравнение.

- С каким чувством прочитаем эти строки?

- Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

- Что вы представили?

- Как надо читать строки о пташках?

- Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова - синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели).

- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

- Что такое ставни?

- Бешеный рев вьюги - это какой рев?

Выразительное чтение 3 строфы.

Чтение 4 строфы.

- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

- Что хорошего?

- Как прочитаем слова о весне?

- Зачем автор упоминает о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

- Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения)

- О чём мечтают воробышки?

- Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

- На кого похожа весна у Есенина?

- В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны.

- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны?

- Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

- С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение)

Ответы детей.


Ответы детей.


4 строфы

(много разных звуков в лесу - сто звонов - сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)


Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения



(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)



Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 2 строфы.

Ответы детей.

Ответы детей.

(он спрятал их от холодной вьюги)

(у мёрзлого окна)

(окно, покрытое морозными узорами

(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость - есть надежда; он успокаивает птичек)

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю.

Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.

Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.

6.Работа над выра-

зительным чтением стихотворения.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

- С каким чувством будем читать?

-Все ли одинаково?

- В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

- А где будем делать небольшие остановки при чтении?

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

Выразительное чтение и самооценка по плану: (Слайд 20)

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют работать по предложенному плану.

Познавательные: овладевают приёмами чтения текста, умением находить необходимую информацию в дополнительной литературе.

Коммуникативные: работают в парах; умеют оформлять свою мысль в устной речи; строят высказывания.

7. Творческая мастерская

- Мы с вами выяснили, что это стихотворение. А что такого есть в стихотворении, чего нет в прозе.

РИФМА

Что же такое рифма? (это созвучное окончание строк)

- Найдите и прочитайте в этом стихотворении рифмы. (по рядам) (слайд 21)

1 группа - 1 и 2 строфа

2 группа - 3 и 4 строфа.

-А теперь я вас всех превращаю в поэтов, попробуйте сочинить свои стихи о зиме, рифмуя данные слова (слайд 22)

… зима

…замела

…на земле

…в серебре

Дети находят рифмы в произведении.

Проверка творческих работ по желанию.

8.Рефлек-сия деятельно-

сти

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки - воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

- У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

- Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой - подкармливайте их.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Личностные: проявляют учебную активность.

9. Домашнее задание

(слайд 24)

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».

10.

Оценочная деятель-ность

(слайд 25)

Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв и кружочки красного и зеленого цвета. На доске изображено дерево. Возьмите картинку воробья и прикрепите ее к дереву с помощью этих кружочков. Зелёным, если вы оцениваете свою работу удачно. Красным - если вы не очень довольны своей работой.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: расширяют свой кругозор; осваивают умение создавать художественный образ берёзы.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

14


© 2010-2022