Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский оздоровительно образовательный

центр туризма «Юность»

г. Бердск


Опыт работы


по практико - ориентированному подходу

в обучение по краеведению


Тема:

«Эколого-краеведческие экспедиции»




















Подготовила: Буряк Жанна Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ДООЦТ «Юность».

Бердск, 2014

Тема: Эколого-краведчесие экспедиии

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачёв. Краеведение - это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней, основанное на использовании знаний по географии, экологии, истории, археологии, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания и других научных дисциплин.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Одной из формы работы практико -ориентированного подхода в обучении по краеведению в образовательной деятельности являются учебно-исследовательские экспедиции. Ежегодно с обучающимися объединения выезжаем в эколого-краеведческие экспедиции. Это одна из форм проведения исследовательско -поисковой деятельности для обучающихся. Тематика экс­педиционных исследований охватывает такие области, как экология, биология, география, история и другие науки. Выездная форма учебно-воспитательной ра­боты - эмоционально яркая и очень содержа­тельная сторона жизни детей. Такая форма ра­боты способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья обучаю­щихся. Детям в школьном возрасте очень нравится ездить, знакомиться с родным краем, на практике изучать их гео­графические, исторические, культурные достоп­римечательности. В полевых условиях вместе с детьми собираю интересующие данные, фотографируем и затем, в холодное время года обрабатываем, осмысляем, сопоставляем собранную информацию и готовим выступления на научно-практическую конференцию. Учебно-исследовательские экспедиции представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм выезд­ной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным со­держанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания. Экспедиция предполагает основательную предварительную подготовку:

  • Выбор района и объекта исследования;
  • Определение целей и задач;
  • Составление программы, плана;
  • Разработка маршрута и время в экспедиции;
  • Изучение темы, круга проблем, литературы и источников информации в музеях, архивах и т.п.;
  • Комплектование необходимого оборудования и снаряжения;
  • Распределение обязанностей в экспедиционной группе (фотограф, краевед, корреспондент и т.д.) и др.
В экспедиции применяются следующие методы:
  • картографический метод (изучаем карту и маршрут исследования);
  • метод визуального наблюдения;
  • фотографирование найденных объектов. Дети очень любознательны и фиксируют всё, что им интересно. Так в нашей краеведческой работе тесно переплетаются (интегрируются) география, история, биология и другие науки. Мой педагогический опыт показывает, что выходы в краеведческие экспедиции дают такую массу находок, что для исследовательской работы приходится выбирать из них наиболее интересные.
  • исследовательский метод нахождения объектов исследования и изучения;
  • описание объектов исследования;
  • анализ и обобщение информации об объекте исследования.
Были уже совершены следующие эколого-краеведческие экспедиции:
  • экспедиция на памятник природы «Барсуковская пещера»:

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»



  • экспедиция на плотину бобров:

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»



  • экспедиция на памятник природы городской парк «Бердская коса»:

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»
  • экспедиция на Святой источник:

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»

  • экспедиция в заброшенный мраморный карьер:

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»

  • экспедиция в Караканский бор:

На примере экспедиции в Караканский бор рассмотрим методику проведения учебно-исследовательской экспедиции по изучению родного края. Караканский бор - представляет собой большой по площади, компактный лесной массив, протянувшийся вдоль правого берега Новосибирского водохранилища почти на 100 км. Бор является одним из популярнейших мест отдыха, как у жителей Новосибирска, так и жителей соседних областей, поскольку в этом месте чистый воздух и благоприятные условия для природного отдыха: можно гулять по лесу, собирать грибы и ягоды или отдохнуть на берегу Обского моря. Здесь найдены некоторые виды мхов, которые можно встретить только на Алтае. Некоторые виды растущих в Караканском бору редких растений занесены в федеральную Красную книгу. Из многообразия обитателей животного мира 20 видов охраняются государством. Поэтому для культурного отдыха не обязательно выезжать на Алтай, когда удивительное оказывается рядом. Нас очень заинтересовал Караканский бор и мы решили провести учебно- исследовательскую экспедицию по теме: «Изучение флоры и фауны Караканского бора».

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»Караканский бор Цель экспедиции: изучить и исследовать флору и фауну Караканского бора. Задачи: 1. Изучить маршрут следования от города Бердска до Караканского бора. 2. Исследовать достопримечательности архитектуры по пути следования. 3. Изучить флору и фауну Караканского бора. 4. Изучить видовое разнообразие мхов и лишайников. Результаты исследования. Расстояние от Бердска до Караканского бора составило 120 км. Время в пути -1ч30 минут. Населенные пункты по маршруту следования: город Бердск, село Быстровка, деревня Бурмистрово, село Завьялово, посёлок Красный факел. От Красного факела через платный мост оказались в Караканском бору.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» По маршруту следования в Караканский бор фиксировали объекты архитектуры, встреченные в пути. Первый объект встретили на окраине села Быстровка: это часовня в честь Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи. Эта Часовня построена несколько лет назад на окраине села Быстровка (Искитимский район) на средства одной молодой Быстровской семьи. Второй объект - это Князе владимирская церковь в деревне Бурмистрово. Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»
Третий объект встретили в селе Завьялово - мужской монастырь в честь покрова Пресвятой богородицы. Село Завьялово является старинным сибирским селом основанное в 1726 году во времена царствования Императрицы Екатерины I. Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» Четвёртый объект встреченный в посёлке Факел революции - это поклонный крест. На Руси их ставили в особых памятных местах, на перекрёстках дорог, неподалёку от сёл и деревень, чтобы, отправляясь в путь или входя в село, человек вносил добро. За посёлком проехали платный мост и оказались в Караканском бору. Во время экспедиции в Караканском бору мы открыли много нового и интересного. Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» Первое открытие: хвойный лес - один из интереснейших объектов Караканского бора и представляет верхний ярус леса. Основным деревом хвойного леса являлась сосна. Ярусы хвойного леса были чётко выражены. Верхний (древесный), подлесок (кустарниковый), травянисто-кустарничковый ярус и мхово - лишайниковый покров.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» Мохово - лишайниковый покров - это самый нижний ярус лесного растительного сообщества Караканского бора. Мхи и лишайники собирали в разовые пакеты для дальнейшего определения и изучения. В Караканском бору определили отдельную группу живых организмов «флору» грибов.Это большое разнообразие съедобных грибов: моховик зелёный, груздь, ежевик пёстрый, зеленушка, дождевик. Все эти грибы съедобные, которые растут только в хвойных лесах на песчаной почве с августа по октябрь месяц. Исследовали фауну на территории Караканского бора. В хвойном лесу обнаружили гнездо большой птицы, которое находилось высоко от земли и располагалось между развилкой ствола сосны. После экспедиции посетили общество охотников и рыболовов, где нам определили и рассказали, что это гнездо чёрного аиста. Птица занесена в красную книгу как редкий, исчезающий вид. На зиму аисты отправляются в теплые края - Индию и Африку. На обратном пути на реке Бороздиха обнаружили плотину бобров. Изучили плотину, которая была выстроена из небольших стволов и веток деревьев, скрепленных глиной и илом. Длина каждой плотины составила почти 7 метров, а ширина около 2-х метров. Плотину бобры строят для того, чтобы обеспечить себе безопасность.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» В экспедиции было собрано 6 видов мхов и 5 лишайников, где провели исследовательскую работу по их определению. Исследовали собранные мхи и лишайники Караканского бора и провели описание внешнего строения найденных образцов. По специальным определителям и по описанию внешнего строения определяли мхи и лишайники. Консультацию по определению мхов и лишайников провёл Афиногенов Анатолий Зосимович. Посетили Центральный Сибирский ботанический сад СОРАН лабораторию геосистемных исследований с целью подтверждения или опровержения правильности определения мхов и лишайников. Неопределенные экземпляры определили на месте методом электронной микроскопии на клеточном уровне. Провела практическое занятие специалист лаборатории геосистемных исследований кандидат биологических наук Писаренко Ольга Юрьевна, которая 20 лет работает по изучению мхов и лишайников.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» По итогам исследовательской работы организовали коллекция мхов и лишайников в музее «Природа» центра туризма «Юность», разработали буклеты по мхам и лишайникам Караканского бора, выступили на научно-практической конференции.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций» Выводы: В результате исследовательской экспедиции сделали интересные открытия в изучении флоры и фауны Караканского бора.

  1. Маршрут следования от города Бердска до Караканского бора представлял большой интерес, и показался незаметным из-за интересных объектов по пути следования.

  2. Архитектурные здания на территории Искитимского района вызывают большой интерес к изучению их истории.

  3. Флора и фауна, встреченная на территории Караканского бора в осенний период разнообразная, куда планируем ещё раз приехать и сделать новые открытия.

  4. Видовое разнообразие мхов и лишайников было представлено несколькими видами, что не всегда можно встретить в наших лесах.

На примере виртуальной экспедиции представила одну из форм практико - ориентированного подхода в обучении, где дети на наглядном краеведческом материале знакомятся и изучают родной край. Доказательством эффективности работы является:
  1. Развитие у обучающихся следующих качеств личности (что подтверждается диагностикой и результатами участия в конференциях и конкурсах разного уровня):
  • умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
  • умение критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • умение грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
    1. Нами подготовлен богатый материал для проведения экскурсий по области: «Изучение флоры и фауны Барсуковской пещеры», «Изучение жизнедеятельности бобров на территории Искитимского района», «Изучение флоры и фауны Караканского бора», «История заброшенного мраморного карьера», «Святой источник» и Экскурсия по памятнику природы бердского городского парка «Бердская коса».
    2. Исследовательские работы, выполненные обучающимися в экспедиции пополняют краеведческий фонд учреждения, они содержат интересный фактический материал по истории Новосибирской области. Многие наши работы являются самостоятельными источниками краеведческой информации.

Методическая разработка «Из опыта работы по организации и проведению краеведческих экспедиций»

13



© 2010-2022