Рабочая программа Мир вокруг меня

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Мир вокруг нас»

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников: 7-11 лет



1.Пояснительная записка Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок. Основная идея первого класса - взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом - планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций. Основная задача - научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса. Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер. Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются: -развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; -формирование представлений о природе как универсальной ценности; -изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; -развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы; -развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); -формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; -вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов - на овладение практическими навыками. Состав групп постоянный, количество учащихся -20- 25 человек.

2.Тематический план программы № Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихся


Аудиторные внеаудиторные

1год обучения 33


Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. 1

Вводные занятия

1

2


2 Окружающий нас мир

12

18


Природа вокруг нас

1

3


Животные вокруг нас

5

6


Растения вокруг нас

4

7


3

Итоговая работа по курсу

2

2

2год обучения 34


1

Вводные занятия

1

-

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. 2 Планета Земля

13

14


Наша земля на глобусе и карте

1

2


Формы поверхности земли и родного края.

4

4


Водоёмы.

4

4


Заочное путешествие по родной стране.

2

2

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

2

2


3

Итоговая работа по курсу

2

4

3год обучения 34


1

Вводные занятия

2

1 Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах иобсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. 2 Поддержание порядка на нашей планете

11

16


Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

2

4


Изучаем способы охраны природы.

2

3


Открываем жизнь в почве.

2

4


Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

5

5


3

Итоговая работа по курсу

1

3

4год обучения 34


1

Вводные занятия

2

1


2 Человек и его место на Земле

10

17 Объяснять влияние человека на природу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах иобсуждать полученные сведения.


Изучаем экологические связи в живой природе.

3

5


Знакомство с охраняемыми растениями и животными

3

5


Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

2

3


Мы в борьбе за чистоту на планете.

2

4


3

Итоговая работа по курсу

1

3

ВСЕГО 135

56

79


3. Содержание программы 1-й класс (33 ч) Вводное занятие(3) Знакомство с миром природы. Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала. Окружающий нас мир(18) Природа вокруг нас Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа. Практическая работа: Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото. Животные вокруг нас Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Практическая работа: Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных. Растения вокруг нас Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. Практическая работа:

Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».

2-й класс (34ч)

Вводное занятие(1)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля - планета.

Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте. Практическая работа: Игра с макетом Земли - глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы. Формы поверхности земли и родного края. Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края. Практическая работа:

Поделка из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф - лицо Земли».

Водоёмы

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения. Практическая работа:

Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Ингуягун». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.

Заочное путешествие по родной стране

Главный город страны - Москва. Ханты-Мансийский автономный округ. Практическая работа:

Экскурсия по городу Когалыму. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками.

Обсуждаем примеры экологических катастроф

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Практическая работа: Мастерим поделки из бросового мусора.

Итоговая работа по курсу(6)

3-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Практическая работа:

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

Поддержание порядка на нашей планете (27)

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Участие в научно-практической конференции школьников.

4-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Человек - часть живой природы. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия.

Практическая работа:

Составление режима дня.

Человек и его место на Земле (27)

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. Практическая работа: Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. Практическая работа: Экскурсия в парк. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв. Практическая работа:

Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.

Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции. 4. Методические рекомендации Смена различных видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками. Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут. Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации. Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы. При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом. Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал. 5. Описание материально-технического обеспечения программы № п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

2. Печатные пособия


1.

  1. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани. Краснодар, 1995.
  2. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1999 году. Краснодар, 2000.
  3. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

4. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

5. Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г.

1 1 1 1 1

3. Технические средства обучения


Компьютер, сканер, принтер. 1



© 2010-2022