Рабочая программа по курсу Мир фантазии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано на заседании ШМО

Протокол № 1 от 29.08.2013г.

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

________________О.В. Бабкина



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2013 г.



Утверждаю:

Директор школы № 43:

____________/ Н. А. Горяйнова

Приказ № 236 от 30.08.2013 г.









Рабочая программа

по курсу "Мир фантазии" в ________ классе

на 2013 - 2014 учебный год.
















Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И.Гин «Мир фантазии», "Мир логики" - М.:Вита-Пресс, 2007. Также использована дополнительная литература: - Нестеренко А.А. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов. - Гин С.И. Мир загадок. -Нестеренко А.А. Кит и Кот: один приём придумывания сказок. -Нестеренко А.А. Страна загадок. -Родари Дж. Грамматика фантазии Программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Цели и задачи современного образования предполагают, что в процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах от живого созерцания, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов становится более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что влечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Цель курса - обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения; научить сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Задачи курса:

  • Развивать гибкость, подвижность мышления.
  • Научить анализу объектов.
  • Развивать поисковую активность, стремление к новизне.
  • Развивать творческое воображение.
  • Научить связной, логически правильной и аргументированной речи.
  • Сформировать навык содержательной оценки и самооценки.

Общая характеристика курса «Мир фантазии» Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Принципы построения курса РТВ Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ). При составлении программы соблюдались следующие принципы. Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ. Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития. Принцип обучения «на уровне метода» (обучения способам действий). Предметом РТВ является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т. Д.). Принцип перехода к полному циклу. Новые понятия и инструменты вводятся в результате следующей цепочки действий: исходная модель сбор фонда дополнительной информации выявление несоответствия между исходной моделью и новыми примерами (противоречия в модели) разрешение противоречия переход к новой модели…. От аналогичной работы в программах Эльконина - Давыдова работа в рамках курса РТВ отличается большим вниманием к этапу сбора информационного фонда, большей свободой действий и самостоятельностью учеников на данном этапе. Предполагается, что выход на такой алгоритм начинается во 2-м классе и к моменту перехода детей в среднее звено он должен быть вполне освоен и осознан. Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. П. Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы. Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения. Принцип обратной связи. Хотя РТВ в начальной школе принято считать обще развивающим предметом (а это обычно на деле означает, что учитель не несет ответственность за результаты обучения), результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ. Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс РТВ и далее, в среднем звене, через курс ТРИЗ и могут эффективно использоваться в других учебных предметах. Принципы подбора игр, задач и упражнений для занятий по развитию Качеств Творческой Личности: Стратегические принципы ведения занятий по ТРИЗ: От простого к сложному. От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению, От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( четыре пять тем и 10 - 20 задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей. От единичного к общему. От индуктивного мышления к дедукции.и от общего к единичному, дедукция . От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и копирования к творчеству. От разрозненных фактов к поиску закономерностей. От бессистемности к системности От поверхностного знания к глубинному, от изучения следствий к анализу причин. От "узкого" предметного мышления к "широкому" диалектическому и системному. От инертности к интересу и, далее, к одержимости. От информации к знаниям и умению их использовать. От однофункциональности к многофункциональности. От "хочу" к "надо". От детского эгоцентризма к ответственности. От неуверенности к уверенности. От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ. От "заливания" знаний к развитию мышления и поиску способов решений. Но все это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью! Средства обучения: игровая и учебная деятельность, худ. книги, кино-видеофильмы, ТСО и т.д. Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная. Работа в группах преследует две основные цели: «сэкономить» время урока, когда высказаться хотят буквально все, и научить детей вести конструктивный диалог друг с другом. Обычно группа - это 4 человека. Состав группы может оставаться постоянным, меняется только спикер, представитель от группы, который сообщает о результатах. Методы обучения:
  • Метод фокальных объектов
  • Мозговой штурм
  • Морфологический анализ
  • Синектика
Приёмы обучения:
  • «Объединение»
  • «Круги на воде»
  • «Бином фантазии»
  • «Произвольная приставка»
  • «Что потом?»
  • «Творческая ошибка»
  • «Оживление»
  • «Увеличение - уменьшение»
  • «Ускорение - замедление»
  • «Наоборот»

В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности. Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги и др. Программой предусматривается выполнение домашних заданий, которые носят творческий характер, предполагающий свободу самовыражения ребёнка и возможность применения полученных знаний на практике. Задание выполняется на отдельном листе бумаги или в альбоме. Количество вариантов выполнения задания не ограничивается. Оформление работы - произвольное, допускаются иллюстрирование, изготовление в виде книжки, игрушки и т.д. В выполнении заданий могут помогать родители. В начале и в конце учебного года проводятся контрольные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Возможно проведение итогового психологического теста, определяющего уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления. Описание места курса «Мир фантазии» в учебном плане. Курс «Мир фантазии» не является учебным предметом, поэтому в базисный учебный план не входит. Факультативный курс «Мир фантазии» входит во внеурочную деятельность обучающихся (10 часов в неделю) и проводится 1 раз в неделю.
Класс Количество часов в неделю Количество недель Количество часов за год 1 1 33 33 2 1 34 34 3 1 34 34 4 1 34 34

Описание ценностных ориентиров курса «Мир фантазии» Одна из задач образования - это развитие у детей качеств творческой личности. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - это человек, обладающий ВСЕМИ качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и навыков, необходимых для творчества. В понятии «Творческая личность» все таки главное слово личность. А главное качество личности - это нравственность. Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий:
  • Достойная цель жизни. (Развивать с 13 - 15 лет).
  • Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).
  • Работоспособность. (Развивать с 3 лет).
  • Техника решения задач. (Развивать с 3 лет)
  • Умение держать удар. (Развивать с 3 лет).
  • Результативность. (Развивать 3 лет).
Другими, не менее важными качествами Творческой личности являются:
  • Нравственная чистота. Честь. Совесть. Правдивость. Справедливость.
  • Умение самостоятельно определить, что благородно, что не благородно, что хорошо, а что плохо.
  • Доброта. Умение сострадать, отзывчивость.
  • Человеческое достоинство. Уважение к другой человеческой личности.
  • Ответственность. Обязательность.
  • Способность фантазировать и воображать.
  • Нешаблонное, критическое, независимое мышление.
  • Умение учиться, самостоятельно приобретать знания и самосовершенствоваться всю жизнь.
  • Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества.
  • Умение видеть задачи.
  • Качества Достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, практичность, независимость.

Краткий анализ видов мышления, которые позволяет развивать данный курс: Системное мышление, то есть способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне, во всем многообразии частей и их связей. Наиболее сложным здесь (но и эффективным) является, так называемый системный оператор, объединяющий системный, диалектический и функциональный подходы, названный Альтшуллером "Гениальным мышлением" Многие воспитатели дают его с 3 лет, и дети понимают. Диалектическое мышление, то есть знать существо основных законов диалектики (кстати, очень простых), способность видеть противоречия и развитие всех систем во времени. Функциональное мышление - понимание того, что все предметы люди делают не для того чтобы иметь эти предметы, а для того, чтобы они помогли удовлетворить потребности человека. Логическое мышление: нахождение причинно-следственных связей, мышление по законам логики, умение доказывать, умение отстаивать свое мнение, свое решение. ТРИЗовское мышление - это объединение всех отмеченных выше видов мышления, плюс знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами и алгоритмами решения творческих задач. Многовековая практика человечества показывает, что смысл жизни в накоплении и отдавании, в накоплении разума, духовной силы, материальных и духовных ценностей и отдавании их миру. Естественное желание человека - быть счастливым. Человек должен понять, привыкнуть и утвердиться в той простой мысли, что он рожден для радости, творчества и такой жизни, которая приносит пользу и ему и другим людям. Одна из задач педагогики: научить детей жить в будущем мире, а что это будет за мир мы не знаем. Как быть? Учить адаптироваться во всех отношениях. Всех необходимых знаний в школе не приобретешь, поэтому надо научить детей собирать, обрабатывать и анализировать информацию. Иначе говоря учить учиться. Знать законы развития различных систем. Это позволит прогнозировать и делать меньше ошибок. Вывод: Курс «Мир фантазии» развивает нравственные качества личности и учит детей собирать, обрабатывать и анализировать информацию, т.е. учит учиться.
Результаты освоения курса «Мир фантазии. Мир логики»
Класс Универсальные учебные действия
Личностные Метапредметные Предметные 1-2 У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Выпускник научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -адекватно воспринимать оценку учителя; -строить речевое высказывание в устной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -контролировать действия партнёра; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Выпускник научится: -сочинять загадки, метафоры, сказки; -освоит приёмы «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов», приёмы фантазирования; -научится преодолевать психологическую инерцию; -появится стремление к новизне.

Содержание курса «Мир фантазии. Мир логики».
Название курса Класс Кол-во часов. Мир фантазии. 1 33 Мир фантазии. 2 34 Мир логики. 3 34 Мир логики. 4 34

Тематическое планирование курса «Мир фантазии» для 1 класса.


№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание образования

Характеристика деятельности обучающихся

Результат деятельности



1

Понятие о фантазировании

1

Беседа "Легко ли выдумывать?"

Понятие о фантазировании.

Отличать сказку от «не- сказки»; превращать сказку в рассказ и наоборот.

Контрольная работа.

2-3

Понятие о психологической инерции.

2

Понятие о психологической инерции (ПИ);способы борьбы с ПИ.

Решать задачи на психологическую инерцию.

Задачи «да-нетки»

4-5

Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

2

Игра "Теремок".

Работа в группах; оценка работы группы по критериям новизны. Алгоритм работы по приёму "Думай о другом"

Придумывать необычные объекты, используя приём «Думай о другом»; доказывать, что рисунок похож на заданный объект; сравнивать варианты ответов.

Нарисовать рисунки-загадки.

6-7

Ассоциативные загадки.

2

Игра "Отгадай-ка".

Сочинение ассоциативных загадок по алгоритму.

Придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.

Зашифровать слово.

8-9

Метафоры.

2

Игра "Море волнуется...".

Придумывание метафор по алгоритму.

Придумывать метафоры про окружающие предметы.

Придумать рассказ с метафорами.

10-11

Значение ассоциативности.

2

Игра "Пол -- потолок".

Проверка памяти. Запоминание словарных слов с помощью ассоциаций.

Придумывать картинки-ассоциации для запоминания словарных слов.

Придумать цепочку: дождь -- телевизор.

12-13

Развитие ассоциативности: обобщение.

2

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Придумывать сравнения, загадки, метафоры, ассоциативные цепочки.

Конкурс ассоциативных цепочек.

14-15

Приём «Объединение»

2

Игра "Да-нетки".

Анализ сказочных и мифических животных.. Придумывание необычных животных, состоящих из частей обычных животных. Просмотр мультфильма "Это что за птица?"

Придумывать необычных животных, используя приём «Объединение».

Конкурс рисунков.

16-17

Приём «Морфологический анализ»

2

Упражнение "Домик".

Последовательность работы по приёму "Морфологический анализ" с целью получения различных вариантов объекта.

Придумывать разные варианты рисунков, применяя приём «Морфологический анализ».

Конкурс рисунков на одну тему.

18-19

Игры со словами.

2

Игры "Доскажи словечко", "Матрёшка", "Сбежали имена" и др.

Анализ структуры слова

Играть со словами («Рифма», «Имена и числа в словах», «Почему не говорят?», шарады).

Придумать ребус или шараду.

20-21

Конструктор игр.

2

Упражнение "Игра для слонов". Игра "Кто, с кем, где, когда..."

Последовательность работы по приёму "Морфологический анализ" с целью получения различных игр.

Придумывать новые игры при помощи приёма «Морфологический анализ».


Придумать новую подвижную игру.

22-23

Придумывание сказок.

2

Игра "Герои сказок".

Последовательность работы по приёму "Морфологический анализ" с целью придумывания различных сказок.

Придумывать новые сказки при помощи приёма «Морфологический анализ».

Рассказать старую сказку на новый лад.

24-25

Приём «Морфологический анализ». Обобщение.

2

Выполнение практических заданий, применяя приём "Морфологический анализ"

Применять приём «Морфологический анализ» к различным ситуациям.


Придумать и сделать бумажные шляпы для всех учеников класса.

26-27

Признаки объектов.

2

Игры "Аукцион", "Цепочка". Последовательность сочинения загадок по признакам.

Сочинять загадки, описывая признаки предметов.

Придумать загадки про словарные слова.

28-29

Действия объектов.

2

Игра "Кто? Что делает?". Последовательность сочинения загадок по действиям.

Сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предметов.

Придумать загадки про явления природы.

30-31

Метод фокальных объектов.

2

Игра "Невпопад". Последовательность работы по приёму "Метод фокальных объектов"

Придумывать новое, используя метод фокальных объектов.

Придумать и изготовить необычную ёлочную игрушку.

32-33

Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде».

2

Игра "Поле чудес". Последовательность работы по приёму "Круги на воде".

Придумывать сказки с помощью приёма «Круги по воде».

Сочинить сказку .



Тематическое планирование курса «Мир фантазии» для 2 класса.


№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание образования

Характеристика деятельности обучающихся

Результат деятельности

1-2

Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии»

2

Игра "Кто? Что?" Последовательность работы по приёму "Бином фантазии"

Придумывать новые сказки и слова с помощью приёма «Бином фантазии».

Сочинить истории со словами варежка -- муха.

3-4

Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Произвольная приставка».

2

Игра "Кто? Что?" Последовательность работы по приёму "Произвольная приставка".

Придумывать новые сказки и слова с помощью приёма «Произвольная приставка»

Найти решение сказочной задачи.

5-6

.Приём «Что потом?»

2

Загадки-шутки. Последовательность работы по приёму "Что потом?"

Придумывать продолжения известных сюжетов сказок.

Придумать несколько концовок к известным сказкам.

7-8

Приём «Творческая ошибка».

2

Игра "Запрещённое движение". Слушание сказки Б. Заходера "Кит и Кот". Последовательность работы по приёму "Творческая ошибка"

Использовать ошибки в словах для придумывания сказки.

Сочинить сказку по аналогии.

9-10

Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари.

2

Коллективное сочинение и инсценирование сказки.

Придумывать новые сказки с помощью приёмов фантазирования Дж. Родари и инсценировать их.

Соревнование "Кто сильнее переврёт сказку"

11-12

Приём «Оживление»

2

Игра "Живое -- неживое". Последовательность работы по приёму "Оживление".

Придумывать сказки с помощью приёма «Оживление».

Сочинить сказку "Как-то раз... вдруг ожил".

13-14

Приём «Увеличение - уменьшение»

2

Игра "Карлики и великаны". ". Последовательность работы по приёму "Увеличение -- уменьшение".

Сочинять сказки, используя приёмы фантазирования, связанные с изменением количества и свойств.

Нарисовать портрет великана ( карлика).

15-16

Приём «Ускорение - замедление»

2

Игра "Быстро -- медленно". ". Последовательность работы по приёму "Ускорение -- замедление".

Сочинять сказки, используя приёмы фантазирования, связанные с преобразованием времени.

Продолжить "Если бы время..."

17-18

Метод Робинзона.

2

Игра "Дело в шляпе", "Маша-растеряша". ". Последовательность работы по методу Робинзона.

Использовать при фантазировании ресурсы. Придумывать новое , неожиданное применение для предметов , когда предметы оказываются в несвойственных им условиях.

Где и для чего в обычной жизни можно применить метод Робинзона?

19-20

Приём «Наоборот»

2

Слушание отрывка из сказки "Джельсомино в Стране Лжецов" Дж. Родари.

Последовательность работы по приёму "Наоборот". Игра "Шифровка".

Сочинять сказки, используя приём «Наоборот».

Зашифровать фразу.

21-22

.Приём «Связки антонимов»

2

Игра "Чёрное -- белое". Последовательность работы по приёму "Связки антонимов".

Придумывать истории, используя приём «Связки антонимов»

Придумать или найти загадки с антонимами.

23-24

Обобщение приёмов фантазирования.

2

Аукцион приёмов фантазирования. Коллективное придумывание сказки "Приключения Фантазёра".

Сочинить сказку "Приключения Фантазёра", используя различные приёмы фантазирования.

Инсценирование сказки.

25-26

Сказки про животных.

2

Игра "Превращалки". Беседа о сказках. Сказки " с объяснениями" ". Последовательность работы по приёму.

Придумывать сказки про особенности животных.


Сказки от слова "Почему?".

27-28

Фантазирование и прогнозирование.

2

Игра "Чего раньше не было". Способы прогнозирования.

Придумывать, каким будет объект в будущем.

Описать школу будущего.

29-30

Фантазирование и прогнозирование

2

Игра "Чего раньше не было". Способы прогнозирования.

Придумывать, каким будет объект в будущем.

Усовершенствовать объект.

31-33

Повторение.

2

Повторение приёмов фантазирования.

Использовать приёмы фантазирования при выполнении заданий.

Анкетирование "Если бы я был волшебником"

34

Подведение итогов обучения.

1

Проведение контрольной работы.

Выполняют контрольную работу, сравнивают с работой , выполненной в начале изучения курса, самостоятельно делают выводы о результатах обучения.

Контрольная работа.

Результаты освоения курса «Мир фантазии. Мир логики»


Класс

Универсальные учебные действия

Личностные

Метапредметные

Предметные

3-4

У выпускника будут сформированы:

1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

2.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

3.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

4.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5.Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания во внеучебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель внеучебной деятельности с помощью и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебном пособии: определять умения, которые будут сформированы



на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

5. Критично относиться к своему мнению

6. Понимать точку зрения другого

7.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Ученик научится

1,Выделять признаки явные, непосредственно воспринимаемые органами чувств, и неявные, представляющие собой совокупную информацию органов чувств и имеющегося опыта об определённых предметах, фактах, явлениях.

2. Сравнивать объекты и делать выводы.

3.Выделять признаки объектов..

4. Упорядочивать объекты.

5. Делить объекты на классы.

6.Находить закономерности.

7. Решать логические задачи.

8. Называть возможные причины и описывать следствия событий.

9. Распределять объекты




по группам: род, вид.

10. Давать определения, соблюдая правила по

строения определений.

11. Правильно выражать мысли, чтобы быть правильно понятыми.

12. Придумывать аналогичные задачи, рассказы, сказки и др.

13.Анализировать ошибки и предлагать правильное решение задачи.



Тематическое планирование курса «Мир логики» для 3 класса.


№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание образования

Характеристика деятельности обучающихся

Результат деятельности

1

Знакомство с курсом "Мир логики"

1

Игра "Путаница". Представление нового курса.

Выполнять контрольную работу.

Контрольная работа.


Сравнение (17 часов)





2-3

Выделение признаков

2

Игра "Запрещённое движение", "Передай предмет". Признаки явные и неявные. Зависимость признаков от точки зрения.

Выделять признаки явные, непосредственно воспринимаемые органами чувств, и неявные, представляющие собой совокупную информацию органов чувств и имеющегося опыта об определённых предметах, фактах, явлениях.

Называть признаки объектов.

4-5

Различие.

2

Игра "Повтори -- отличись". Сравнение непохожих предметов и тех, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.

Находить различия не только в непохожих предметах, но и в тех, которые на первый взгляд кажутся совершенно одинаковыми.

Игра "Найди 10 отличий"

6-7

Сходство.

2

Игра "Руки -- ноги". Нахождение общих признаков понятий.

Находить сходство как у близких понятий, так и у понятий далёких по смыслу, принадлежащих к разным тематическим группам

Игра "Поезд"

8-9

Существенные признаки.

2

Игра "Птица, рыба". Понятие о существенных и несущественных признаках объектов.

Выделять существенные признаки объектов.

Найти существенные признаки всего живого.

10-11

Характерные признаки.

2

Игра "Изобрази дерево". Понятие о характерных признаках.

Выделять характерные признаки объектов; различать существенные и характерные признаки.

Найти характерные признаки человека.

12-13

Упорядочивание признаков.

2

Игра "Буква, цифра". Понятие об упорядочивании. Упражнения на упорядочивание группы объектов.

Упорядочивать объекты по характерным признакам.

Упорядочить планеты Солнечной системы.

14-15

Правила сравнения

2

Игры на внимание. Сравнение игр. Правила сравнения.

Сравнивать объекты по правилам.

Сравнить занятие "Мир логики" с любым другим занятием.

16-17

Значение сравнения.

2

Игры на внимание "Хор", "Разминка". Значение сравнения в жизни человека.

Сравнивать объекты и делать выводы. Составлять и заполнять таблицы.

Практическая работа "В какой кружок записаться?"


Классификация (14 часов)





18-19

Понятие о классах.

2

Игра "Мальчик, девочка, цветок", "Четвёртый лишний".Понятие "класс".

Находить лишнее слово по существенным признакам.

Игра "Четыре лишних"

20-21

Правила классификации.

2

Игра "Руки вверх -- руки вниз". Правила классификации.

Делить объекты на классы; отличать деление на классы от деления на части.

Составить классификацию всего окружающего мира.

22-23

Вопросы.

2

Игра "Да и нет", "Вопрошайка". Классификация вопросов. Вопросы корректные и некорректные.

Задавать различные вопросы: уточняющие, восполняющие, вопросы с выбором.

Игра "Ходячая энциклопедия"

24-25

Алгоритм.

2

Игра "Плавает -- летает".Понятие алгоритма. Ценность алгоритма.

Действовать по алгоритму, составлять алгоритм.

Составление инструкции.

26-27

Закономерности в числах и фигурах.

2

Игра "Посчитай -- не ошибись".Нахождение закономерности в серии фигур и чисел.

Находить закономерности в рядах с числами и фигурами.

Составить алгоритм, как решать числовые ряды.

28-29

Закономерности в буквах и словах.

2

Игра "Цепочка". Буквенные закономерности.

Находить закономерности в рядах с буквами и словами.

Придумать закономерности со словами.

30-31

Логические задачи.

2

Игра "Карлики и великаны". Решение логических задач с использованием алгоритма.

Решать логические задачи на упорядочивание, "про родственников", с использованием алгоритма.

Решать задачи.

32-34

Повторение (3 часа).

3

Игры "Да и нет", "Ходячая энциклопедия", "Цепочка", и др.

Сравнивать, классифицировать, задавать различные вопросы, решать логические задачи.

Обсуждение итогов.


Тематическое планирование курса «Мир логики» для 4 класса.


№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание образования

Характеристика деятельности обучающихся

Результат деятельности


Причина и следствие (4 часа).





1-2

Причина и следствие.

2

Игра "День, ночь". Беседа о причине и следствии. Причинно-следственные отношения.

Называть возможные причины и описывать следствия событий.

Составить причинно-следственные цепочки.

3-4

Причинно-следственные цепочки.

2

Игра "Рассказчик". Составление причинно-следственных цепочек.

Находить связь между двумя не связанными между собой на первый взгляд событиями.

"Сделать из мухи слона".


Отношения (8 часов).





5-6

Противоположные отношения между понятиями.

2

Игра "Наоборот". Выделение противоположных признаков объектов.

Подбирать антонимы.

Называть объекты, которые одновременно обладают противоположными признаками с разных точек зрения.

Зашифровать пословицы.

7-8

Отношения "род-вид" между понятиями.

2

Игра "Реки, города". Понятия "род", "вид", "элемент".

Распределять объекты по группам: род, вид, элемент. Изображать отношения "род-вид" графически.

Исправить ошибки.

9-10

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

2

Игра "Род-вид". Объём понятия. Упорядочивание объектов по родовидовым отношениям.

Соотносить объём понятий со схемой. Располагать объекты в порядке возрастания объёма понятий.

Построить схему из предложенных понятий.

11-12

Виды отношений между понятиями.

2

Игра "Понятно-непонятно". Типы отношений между понятиями.

Группировать пары понятий по типу отношений между ними.

Подробно описать заданное понятие.


Определения ( 4 часа).





13-14

Определения.

2

Игра "Да-нетки", игра-дискуссия "Что такое книга?" Способы объяснения значения слова. Правила построения определений.

Давать определения, соблюдая правила построения определений.

Сравнить детские определения с определениями из словаря.

15-16

Ошибки в построении определений.

2

Игра "Правильно-неправильно" Типы ошибок в определениях. Поиск ошибок в определениях и их исправление.

Находить и исправлять ошибки в определениях, пользуясь алгоритмом.

Найти или придумать афоризмы.


Умозаключения

( 4 часа).





17-18

Умозаключения.

2

Игра "Съедобное-несъедобное". Понятия "суждение" и "умозаключение". Значение умозаключений в жизни человека.

Находить умозаключения с ловушкой и исправлять их.Делать выводы, опираясь на суждения.

Привести примеры из повседневной жизни.

19-20

Язык и логика.

2

Игра "Числа и слова". Умение правильно рассуждать включает в себя и умение правильно выражать свои мысли, избегать двойных смыслов.

Правильно выражать мысли, чтобы быть правильно понятыми. Редактировать предложения.

Найти предложения с ошибками.


Аналогии (6 часов).





21-22

Придумывание по аналогии.

2

Игра "Сказочный герой". Сказки-кальки. Алгоритм сочинения сказки-кальки.

Сочинять сказки-кальки по алгоритму. Придумывать продолжение стихотворений по аналогии. Придумывать вопросы на смекалку.

Придумать вопросы на смекалку по аналогии.

23-24

Использование аналогии в обучении.

2

Игра "Повторяй за мной", "Подражайка". Использование аналогии в обучении.

Придумывать аналогичные задачи, рассказы, сказки и др.

Найти и исправить ошибки.

25-26

Продолженная аналогия.

2

Игра "Пальцы", "Да-нетки". Решение задач., связанных с жизнью.

При решении задач уметь приспосабливаться к новым условиям, а не продолжать работать по-старому.

Решать задачи на смекалку.


Рассуждения

(6 часов).





27-28

Рассуждения.

2

Игра "Перестановки". Устные и письменные рассуждения.

Решать задачи с противоречиями. работать с текстом: задавать дополнительные вопросы к тексту с целью выяснения информации, "спрятанной между строк"

Придумать вопросы к учебному тексту.

29-30

Ошибки в рассуждениях.

2

Игра "Повтори -- не ошибись". Утверждения верные и ошибочные.

Анализировать ошибки и предлагать правильное решение задачи.

Решать задачи.

31-32

Юмор и логика.

2

Игра "Несмеяна". Понятие об "остроумии". Слушание и анализ анекдотов и юмористических рассказов. Значение юмора как средства для развития ума.

Анализировать анекдоты и юмористические рассказы и определять, почему смешно.

Придумать окончание анекдота.

33-34

Подведение итогов обучения (2 часа).

2

Интеллектуальная игра "Звёздный час".

Выполнить контрольную работу. Сравнить результат с аналогичной работой, выполненной в начале учебного года.

Написать отзыв о курсе "Мир логики"




Описание материально-технического обеспечения.

Литература для учителя:

  • Гин С.И. «Мир фантазии». - М.:Вита-Пресс, 2007.

  • Нестеренко А.А. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов.

  • Гин С.И. Мир загадок. - М.:Вита-Пресс, 2001.

  • Нестеренко А.А. Кит и Кот: один приём придумывания сказок. - Петрозаводск, 1991.

  • Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993.

  • Родари Дж. Грамматика фантазии - М.: Прогресс, 1998.

  • Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 2005.

  • Гин С.И. "Мир логики". -- М: Вита-Пресс, 2007.

Оборудование для учащихся:

  • альбом для рисования;

  • цветные карандаши, фломастеры.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;

  • телевизор;

  • DVD;

  • интерактивная доска.













© 2010-2022