Конспект урока по чтению В. Набоков. Обида

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

(перспективная начальная школа)

Н.А.Чуракова «Литературное чтение»

4 класс



Тема: Владимир Набоков «Обида»



МОУ ГСОШ

Город Калязин

Учитель: Наумова Елена Николаевна

Цель урока: - совершенствование навыка выразительного и осмысленного

чтения;

-формирование умения целенаправленного доказательного

высказывания с привлечением текса произведения ;

- формирование культуры сравнительного анализа

произведения ;

-развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание бережногого, заботливого отношения к людям.

Оборудование: -учебник

- толковый словарь

- рамка

-карточки

-икт

-лупа



План урока.

I Самоопределение к действию.

Психологический настрой.

Проверь , дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ли на месте,

Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки!

Вслушайся ! Вникни! Не забудь

У слова свой норов, свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро!

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Назовите качество необходимые для успешной работы

(внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, взаимовыручка)

II Мотивация

10 апреля 1899 год

Как дата связана с уроком чтения?

Биография Владимира Набокова

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье. В обиходе семьи Набокова использовалось три языка: русский, английский и французский, - таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Выра (под Гатчиной). и Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919 году, эмигрировать из России. В 1922 году Набоков переезжает в Берлин; зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова.В 1922 году заключает помолвку со Светланой Зиверт; помолвка была расторгнута семьей невесты в начале 1923 года, поскольку Набоков не смог найти постоянную работу. В 1937 году Набоковы уезжают во Францию и поселяются в Париже. В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы. Скончался В. В. Набоков 2 июля 1977 года, похоронен на кладбище в Клэренсе, вблизи Монтрё, Швейцария.

(составление биографии,карточки)

IIIАктуализация знаний.

АДИБО

Прочитайте надпись справа налево

Что такое обида?

1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

2. Чувство, вызванное таким огорчением

Свяжите слова , услышанные вначале урока и назовите тему и цели урока.

IVПроверка домашнего задания

Используя иллюстрации составьте картинный план рассказа.

V Открытие новых знаний

  1. Анализ текста.

Что вы видите на 1 иллюстрации?

Вы поняли на какое мероприятие кучер Степан привез Путю в имение Козловых?

Почему мальчик был готов пожертвовать своими главными сокровищами лишь бы не ехать в гости?

Кого называют Ломакой?

Как вы думаете , поведение Ломаки бросается в глаза компании или совсем не заметно?

Справедливо ли Таня Корф назвала Путю Ломакой?

Почему успех одного мальчика отметили , а успех другого остался без внимания?

Чем еще завоевывал популярность среди детей Вася Тучков?

Какие же мальчики ценились в этой компании?

В чем основная причина не успеха Пути в детском обществе?

2.Работа со словарем.

Просмотрите текст, назовите слова, требующие объяснения

(болванка, селезень, изразец, изразцовая печь )

Зачитайте фрагмент текста , отмеченный сбоку цветной полосой?

Почему в тексте повторяется одна и та же подробность?

Что произошло. когда дети играли в прятки?

Как вы думаете, Вася Тучков или Танечка Корф позволили старушке увести себя с веранды на другую сторону дома ?

Почему Путя позволил?

Какой еще дар есть у Пути?

Найдите фрагменты текста подтверждающие, что мальчик наблюдательный и видит мир по особенному .

Как вы думаете, писатель Владимир Набоков в детстве был чем то похож на Путю?

(Набокова и Путю объединяет особый дар-дар наблюдательности и поэтического взгляда на мир, писатель на столько живо и сочувственно описывает переживания и внутренний мир мальчика, что нетрудно догадаться - многое из этого рассказа взято из личного опыта писателя .

VI Музейный дом

Внимательно рассмотрите картину Эмилии Шанкс «Наем гувернантки»

Выясните кто такая гувернантка?

Можно ли Якова Семеновича назвать гувернером?

Объясните, что происходит в комнате?

(В комнате происходит разговор хозяйки дома и гостьи,девушки,пришедшей наниматься в гувернантки.В дверях стоит няня с 2 детьми.)

Кто из участников нервничает и слегка напуган?

(Будущая гувернантка и девочка.)

Кто смотрит дерзко и насмешливо?

(Поза мальчика выражают независимость и высокомерие,на лице легкая усмешка.) Кто-устало и снисходительно?

В чьем взгляде есть оттенок горечи и обиды?

Выдели с помощью рамки фрагмент «мать и ее дети»,а затем «няня с детьми»?

Помогают ли эти фрагменты понять , с кем дети проводят большую часть времени?

Предположи, уютно им будет с гувернанткой?

Может ли картина рассказать о характере детей?

Что общего в рассказе Набокова « Обида» и в сюжете картины «Наем губернантки.»?

В жизни бывают обидные ситуации,обида возникает если задето чувство,обида связана с чувством несправедливости,обида появляется в ситуации,когда нам важен не сам поступок,а то что за ним стоит(недостаток любви и уважения).

VII Включение в систему знаний и повторений.

Работа в парах по карточкам.

1.Вставь недостающие слова.

1…… возникает, когда задето чувство.

  1. В ситуации ….. нам важен не сам поступок , а то что за ним стоит( то есть недостаток любви и уважения)

  2. …… - это жалость к себе , соединенная к претензией к другому

2.Собери пословицу.

За шутку не сердись,в обиду не вдавайся.

Лучше в обиде быть,чем в обидчиках.

Обидеть легко,а душе каково

Люблю того,кто не обидит никого.

С обидчивым соседом тяжело водиться.

3.Задания повышенной сложности.

Составить синквейн.

VIII Рефлексия

Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа

(Красный кружок - отлично ,зеленый -хорошо, синий-удовлетворительно)

IX.Домашнее задание.

1-написать мини-сочинение на тему «Обида»

2-подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.



Литература

1.Н.А.Чуракова «Литературное чтение»

2. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87



© 2010-2022