Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Богандинская средняя общеобразовательная школа № 42

Тюменского муниципального района




Рассмотрено на заседании ШМО

учителей __________________

№ протокола _____

«___»____________ 2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Бухтоярова Е.В.

«___» ________________ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

____________ Коспанов А.Т.

«___»______________ 2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Окружающий мир

Учебный год

2015 - 2016

Класс

1

Количество часов в год

66

Количество часов в неделю

2

Учитель: Пинигина Наталья Валерьевна

1.Пояснительная записка

* Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»; * Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования, от 26.11.2010 № 1241 ( зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); * Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; * Учебного плана МАОУ Богандинской СОШ №42, утвержденного приказом директора № 38\1-О от 26.05.2015 г и согласованного с председателем Управляющего Совета МАОУ Богандинской СОШ № 42 Горявиной Л.Н. Протокол № 5 от 25.05.2015 г.. Планирование составлено на основе программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения. УМК «Перспективная начальная школа» (1 класс) М; Академкнига/Учебник, 2013 год. Программа по окружающему миру О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова. Академкнига/Учебник, 2012 г.
Цель предмета «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; освоение элементарных норм адекватного природо­и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде; приобретение целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование основ своей экологической и культурологической грамотности, соблюдение правил поведения в мире природы и людей, правил здорового образа жизни.

2.Общая характеристика учебного предмета Предмет «Окружающий мир» ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края, с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом. Интегрированный характер предмета «Окружающий мир», а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. .

3. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет «Окружающий мир» изучается в первом классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность природы: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое осознание. Ценность науки: ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира. Ценность человечества: мир во всем мире, многообразие культур и народов и уважение к ним, прогресс человечества, муждународное сотрудничество. Ценность труда и творчества: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие. Ценность патриотизма: любовь к Родине, своему краю, своему народу, служению Отечеству. Ценность социальной солидарности: свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Ценность гражданственности: долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок . Ценность: поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества. Ценность семьи: любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям. Ценность личности: саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору. Ценность традиционных религий: представления о мире, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности , формируемые на основе межконфессионального диалога.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1классе является формирование следующих умений:

-понимать сюжетную основу курса;

- строить диалог с учебным текстом или диалог между детьми;

- рассуждать и разрешать проблемы, опираясь на сюжетную основу и диалоговый характер учебных текстов;

- уметь планировать и оценивать свои действия, предвосхищать результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников;

- экспериментировать, делать доклады и презентации, оформлять дневники наблюдений, вести заседания школьных клубов, отстаивать свою точку зрения, изучать природу и культуру своего края, обсуждать правила здорового образа жизни, опираясь на диалог с героями, на аналогичные виды их деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей ) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Обучающиеся получат возможность научиться: - составлять план достижения цели (задачи) совместно с учителем; - выполнять последовательность действий под руководством учителя и самостоятельно, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре ); - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, совместной работы класса. Обучающиеся получат возможность научиться: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. Обучающиеся получат возможность научиться: - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-ом классе является формирование следующих умений. - называть окружающие предметы и их взаимосвязи; - объяснять, как люди помогают друг другу жить; - называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; - называть основные особенности каждого времени года; - оценивать правильность поведения людей в природе; - оценивать правильность поведения в быту ( правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1- го года обучения:


В результате изучения раздела «Человек и природа»

обучающиеся научатся: - сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; - различать предметы и выделять их признаки; - проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств; - объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; - сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя информацию, полученную в результате наблюдений и работы с иллюстрациями; - называть условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года; - называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года; - описывать сезонные изменения в природе ( на основе наблюдений); - наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; - приводить примеры животных своего края, насекомых, рыб, птиц, зверей; - приводить примеры диких, и домашних животных ( на основе наблюдений); - проводить групповые наблюдения во время экскурсий «времена года в нашем крае»;
Обучающиеся получат возможность научиться: - различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки; - называть органы чувств человека и их основные функции; - называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; - оказывать помощь птицам в зимнее время года.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья,

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.


В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: - проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе; - различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе ( до урока, на уроке, на переменах); - оценивать необходимость подготовки к уроку; -знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома , адрес школы; - называть столицу России, проводить примеры её достопримечательностей; - узнавать государственную символику России; - знать первый куплет и припев гимна России; - выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна России;

Обучающиеся получат возможность научиться:


- выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на перемене;

- подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;

- называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

- называть столицу России, проводить примеры её достопримечательностей;

- узнавать государственную символику России4

- рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

обучающиеся научатся:

- называть свое имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

-выполнять правила перехода проезжей части улицы;

- называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

- называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и об оказании первой помощи пчелы или осы.

Обучающиеся получат возможность научиться :

- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- соблюдать правила сбора лекарственных растений;

- оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

6. Содержание учебного предмета

1 класс (66ч)

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» 1 класса (наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире; живая природа и её сезонные изменения; наша страна Россия) реализуется в рамках содержательных блоков:

Человек и природа

Всё, что нас окружает, делится на две группы: 1) природные объекты и 2) предметы, созданные человеком. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и других предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение тёплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки объектов живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твёрдое - лёд, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сборов грибов.

Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времён года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и семян, похолодание, листопад, отлёт перелётных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъёма и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) законов и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Наша Родина - Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России. Достопримечательности столицы - Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Правила безопасного поведения.

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

Ознакомление с внешним видом наиболее распространённых шляпочных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогая несъедобные и незнакомые тебе грибы)

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Практикум( 1 класс)

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры ( теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств, рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках.

Опыты:

1 опыт, доказывающий, что лед - это замерзшая вода;

2 опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен;

3 опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Наблюдения:

1.Длительное наблюдение за распусканием почек.

2. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, птиц.

Урок - экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

Правила безопасного поведения (изучаются в блоках «Человек и природа», «Человек и общество»)

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом..

Повышение температуры тела как один из серьёзных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололёде (учёт дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоёмов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п\п

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8 ч


Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Называть окружающие предметы и выделять их признаки. Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.

2

Живая природа

10 ч


Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных ( на примере своей местности ). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях ( в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

3

Природа и её сезонные изменения

18 ч

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать ( на основе непосредственных наблюдений) связи , групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года в нашем крае».

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека ( на примере своей местности).

4.

Наша Родина - Россия

10 ч

Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ё государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов ( 2- 3 ) на карте России.

5.

Природа и её сезонные изменения

20 ч

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных ( на примере своей местности). Группировать ( классифицировать ) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

1. Компьютер

2. Мультимедийная доска

3.Экспозиционный экран


Календарно - тематическое планирование по окружающему миру


Тема урока

Количество часов

Планируемая деятельность



Планируемые результаты по разделу

УУД



Вид контроля,

измерители



Планируемые

ситуации

на уроке

Дата

проведения


Предметные


Метапредметные






план

факт

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире ( 8 ч)

1.

Где живет семья Ивановых

( вводный)


Знакомство с героями учебника.

Беседа о городе, его достопримечательностях,

Знать адрес: название города, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою дорогу от дома до школы.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей.

Фронтальная беседа

Игра «Задай свой вопрос»

3.09


2.

Где живет семья Ивановых

( вводный)


Понимание слова « адрес», заучивание своего адреса, адреса школы.

Текущий

Составление картотеки «Мой домашний адрес»

8.09


3.







Мы познаем мир


(изучение нового материала)



Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

кооперпция с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей.

Практическая

работа

Игра «Отгадай предмет»

10.09


4.

Мы познаем мир

Наблюдение природных объектов, сравнение свойств и с природными объектами


Игра «Глаз, ухо»

15.09


5.



Мы познаём мир с помощью органов чувств

(изучение нового материала)

Способы познания окружающего мира:

наблюдения , опыт. Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.

Мы познаем мир с помощью органов чувств

Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных).


Текущий

Проведение опытов

17.09








6.

Индивидуальный

опрос

Игра «Источник звука»


22.09


7.

Что нас окружает

( решение частных задач)


Различение объектов живой и неживой природы

Что нас окружает

Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представления о животных.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.


Текущий

Игра «Объектив

живой природы»

24.09


8.

Индивидуальный

опрос

Кроссворд «Неживая природа»


29.09


Живая природа (10 ч)

9

Животные - часть природы

(изучение нового материала)


Уточнение представлений о животных.

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.

Фронтальный

опрос

Отгадай загадки


1.10


10











Дикие и домашние животные

(обобщение изученного материала)

Знакомство с отличительными признаками диких и домашних животных.

Дикие и домашние животные

Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.


Текущий

Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова « Угадай, кто я?»

6.10


11

Индивидуальный

опрос

8.10


12







Насекомые - часть природы

(изучение нового материала)

Выяснение существенных признаков насекомых.

Насекомые - часть природы

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных).


Текущий

Игра « Отгадай детеныша»

13.10


13


Индивидуальный опрос

Игра « Отгадай детеныша»

15.10


14




Растения - часть живой природы

(решение частных задач)

Выяснение существенных признаков растений

Растения - часть живой природы

Знать общие признаки растений, названия органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8 - 10 растений (на уровне рода)

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.

Текущий

Викторина « Узнай цветы и травы по описанию»

20.10


15

Фронтальный опрос

22.10


16

Что общего у трав, кустарников и деревьев

( изучение нового материала)

Выявление черт сходства и отличия растений, ознакомление с термином «органы растений»

Аадекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.

Индивидуальный опрос

Игра « Найди лишнее»

27.10


17









Как растения расселяются на новые места

(изучение нового материала)

Выявление особенностей распространения семян растений, отличительных признаков плодов и семян

Как растения расселяются на новые места

Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.


Текущий

Отгадывание загадок


29.10

18

Индивидуальный опрос

Отгадывание загадок

10.11


Природа и её сезонные изменения (18ч )

19

Природа и её сезонные изменения

(открытие нового знания)

Длительные наблюдения, подготовка к экскурсии

Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей


Тест ( 8 мин.)

Игра «Пантомима»

12.10


20






Жизнь растений осенью

(изучение нового материала)

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Жизнь растений осенью

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей


Текущий

17.10


21

Экскурсия

Экскурсия

19.10


22

Труд людей

осенью

( обобщение и систематизация знаний)

Обобщение наблюдений. Различение овощей и фруктов.

Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей

Текущий

Игра «Пантомима»


24.10


23






Как животные готовятся к зиме

(изучение нового материала)

Обобщение жизненных наблюдений за животными.

Как животные готовятся к зиме

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей

Текущий

Игра « Отгадай животное»

26.10


24

Индивидуальный опрос

Игра «Отгадай животное»

1.12


25








Пришла зима

( открытие нового знания)

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.

\

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.


Текущий

Кроссворд «Какого цвета зима»

3.12


26

Пришла зима

(изучение нового)

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы.

Индивидуальный опрос

Кроссворд «Какого цвета зима»

8.12


27

Снежные загадки

(решение частных задач)

Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе. Опыты со снегом

Знать правила проведения наблюдения и опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.


Наблюдение

Чтение и обсуждение сказки « Почему в снежках грязь»


10.12


28





29

Жизнь лесных зверей зимой

( изучение нового материала)


Жизнь лесных зверей зимой

Обобщение жизненных наблюдений за животными

Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно -следственных связей.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

установление причинно -следственных связей.

Текущий

Игра «Зоркий глаз»

Викторина « Кто зимой не спит?»

15.12



Индивидуальный опрос


Игра «Узнай меня по описанию»



30






Как помочь птицам зимой

( решение частных задач)

Обобщение жизненных наблюдений за зимующими птицами. Изготовление кормушек.

Как помочь птицам зимой

Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа - птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий

Репортаж с лесной опушки»

22.12


31

Индивидуальный опрос, практическая работа

Игра « Определи корм»

24.12


32

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

( изучение нового материала)

Знакомство с жизнью некоторых животных и растений подо льдом. Выделение существенных признаков рыб.

Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

кооперация с учителем и сверстниками;

использование знаково - символических средств;

способность принимать и охранять учебную цель и задачу;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

установление причинно - следственных связей.


Текущий

Экологическая игра « Рыбная ловля»


29.12


33










Как зимуют травы, кустарники и деревья?

( изучение нового материала)

Расширение представлений о жизни деревьев и кустарников в зимний период.

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

Знать о жизни деревьев в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

кооперация с учителем и сверстниками;

использование знаково - символических средств;

способность принимать и охранять учебную цель и задачу;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

установление причинно - следственных связей.

Текущий

Занимательная страничка

14.01



34

Индивидуальный опрос

Экскурсия

19.01


35







Учимся различать деревья и кустарники зимой.

(изучение нового)

Определение различных видов растений и кустарников по силуэтам, почкам, коре.

Экскурсия

Знать отличия кустарников и деревьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту. Коре. Почкам. Плодам.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

кооперация с учителем и сверстниками;

использование знаково - символических средств;

способность принимать и охранять учебную цель и задачу;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

установление причинно - следственных связей.

Текущий

Экскурсия

21.01




36





Индивидуальный опрос

Чтение и аналаз экологической сказки

26.01


37

Труд людей зимой

(Обобщение изученного материала)

Обобщение знаний о труде людей в зимний период

Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками.

Игра «Пантомима»

Кроссворд « Все профессии важны»

28.01


Наша родина - Россия ( 10 ч)

38

Родной край

(изучение нового)

Уточнение и обобщение знаний о родном крае

Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками.


Текущий

Кроссворд « Все профессии важны»

2.02



39

Наша Родина - Россия

Уточнение и обобщение знаний о России

( открытие нового знания)

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств - соседей. Уметь описывать достопримечательности России

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Фронтальная работа.

Индивидуальные рассказы.

Игра «Найди на карте»


4.02


40

Государственная символика

(изучение нового материала)

Знакомство с государственными символами

Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Текущий


9.02


41

Государственная символика

( изучение нового материала)

Знакомство с государственными символами

Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Индивидуальный

Кроссворд «Символика России»


11.02


42

Москва - столица нашего государства

(изучение нового)

Расширение представлений о столице России - Москве.

Знать столицу государства, главную площадь, иметь представление о Кремле. Уметь описывать достопримечательности Москвы.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;


Фронтальный

Игра « Герб Москвы»


25.02


43

Москва - столица нашего государства

(изучение нового материала)

Расширение представлений о столице России - Москве.

Знать столицу государства, главную площадь, иметь представление о Кремле. Уметь описывать достопримечательности Москвы.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;


Фронтальный.

Индивидуальный

1.03


44






Тюмень - столица Тюменской области (Изучение нового материала)

Расширение представлений о Тюмени

Тюмень - столица

Тюменской области

Знать столицу края, главную площадь, иметь представление о достопримечательностях. Уметь описывать достопримечательности Тюмени

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Фронтальный

Кроссворд «Путешествие по Тюмени»

3.03


45

10.03


Раздел 5 « Природа и её сезонные изменения» (20ч)

46




Весна пришла

(изучение нового материала)

Обобщение жизненных наблюдений о сезонных изменениях в природе

Весна пришла

(изучение нового)

Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. Уметь определять растения и животных родного края, их особенности весной

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

установление причинно - следственных связей

Кроссворд « Какого цвета весна?»

15.03


47

Игра «Весенние братья - месяцы»


17.03


48






Какие растения весной цвести торопятся

(изучение нового материала)

Уточнить и обобщить знания о первоцветах, жизни растений весной.

Как растения весной цвести торопятся

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками

Индивидуальный

22.03


49

Викторина «Первоцветы»


24.03


50




Как животные весну встречают

(изучение нового материала)

Знакомство с изменениями в жизни лягушек. Птиц, змей, зверей весной.

Как животные весну встречают

Знать об изменениях в жизни животных весной . Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных );

установление причинно - следственных связей.

Текущий

Чтение и обсуждение сказки В.Бианки «Мастера без топора»

5.04


51

Индивидуальный опрос

Конкурс « животные весной»

7.04


52








53

Про больших и маленьких

(открытие нового знания)

Знакомство с развитием лягушки, появлением потомство у животных.

Про больших и маленьких

Знать, как появляется потомство у животных.

Уметь сравнивать животных и их детенышей.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных );

установление причинно - следственных связей.

Текущий

Игра « Доскажи словечко»

12.04


Индивидуальный


14.04


54

Ждем лето

(изучение нового материала)

Обобщение знаний об основных сезонных изменениях летом

Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Текущий

Кроссворд «Какого цвета лето»


19.04


55







В лес по ягоды пойдем

(изучение нового материала)

Ознакомление с разнообразием растений. Распознавание ядовитых ягод края.

В лес по ягоды пойдем

Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Индивидуальный опрос

Кроссворд «Чудо -

ягоды»

21.04


56

26.04


57

С лукошком за грибами

(изучение нового материала)

Уточнение представлений о грибах. Формирование правил сбора грибов.

С лукошком за грибами

(изучение нового материала)

Знать признаки названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Текущий

Кроссворд «Лучший грибник»

28.04










58

Индивидуальный опрос


3.05


59

Зеленая аптека

( открытие нового знания)

Знакомство с лекарственными растениями. Обучение правилам сбора трав.

Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Текущий

Игра « Съедобный -

Несъедобный»

5.05


60

Зеленая аптека

( открытие нового знания)

Знакомство с лекарственными растениями. Обучение правилам сбора трав.

Индивидуальный опрос

Викторина «Зеленая аптека под ногами»





10.05


61





Природа и мы

(обобщение и систематизация знаний)

Знакомство с термином «экология». Установление взаимоотношений в природе.




Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе..

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

установление причинно - следственных связей.

Текущий


12.05


62

Природа и мы

( обобщение и систематизация знаний)


Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Индивидуальный

Экологическая игра « Узнай животное»


17.05


63

Красная книга

( изучение нового материала)

Знакомство с « Красной книгой», её значением, некоторыми видами животных и растений, занесенными в Красную книгу. Растения и животные родного края.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

установление причинно - следственных связей.

Текущий

Экологическая игра «Узнай растение и животное»

19.05


64

Красная книга

(изучение нового материала)

Индивидуальный опрос

24.05


65

Экскурсия в город

(обобщение изученного)

Экскурсия по городу. Правила безопасного поведения в городе.

Знать правила безопасного поведения в городе. Уметь описывать достопримечательности.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;


Экскурсия

26.05


66

Обобщение « Мы и окружающий мир. Знакомство с клубом « мы и окружающий мир» «Заполнение анкеты.»

Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, учебные и познавательные мотивы;

использование знаково - символических средств;

кооперация с учителем и сверстниками;

способность принимать и сохранять

Тематический

31.05






© 2010-2022