Методическая разработка на тему: Россия - Родина моя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка

внеурочного мероприятия

по духовно - нравственному воспитанию

на тему:

«РОССИЯ - РОДИНА МОЯ»





Разработала: Белоногова

Елена николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 33 с углубленным

изучением отдельных предметов»





Верхняя Пышма

2014 год



Пояснительная записка.

Данная методическая разработка реализуется в рамках программы по духовно - нравственному воспитанию на ступени начального общего образования.

Цель работы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

- формировать основы нравственного самосознания личности ,давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Методы и формы реализации методической разработки:

- методы, мотивирующие познавательную активность;

- активные методы обучения;

- интерактивные методы;

- приемы технологии критического мышления.

Возрастная группа обучающихся : 4 класс.

Ожидаемые результаты:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание.



Ход занятия:

СЛАЙД№1. На фоне музыкального сопровождения( песня «С чего начинается Родина». Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский) звучат стихотворные строки: СЛАЙД№2.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим ёмким словом.

А что для вас значит понятие «Родина»?

Идет работа в группах: применение технологии «Мозговой штурм».

Обсуждение ответов учащихся.

СЛАЙД№3.

Все ваши высказывания можно обобщить в словах русского педагога К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

СЛАЙД№4.

Звучит стихотворение М. Пляцковского «Родина»

«Родина» - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне на распев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть - чуть не долетев.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

СЛАЙД№5
Они закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
-Назовите имя президента РФ.
СЛАЙД№6.


- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
Каждый государственный символ имеет свою историю.


СЛАЙД№7.

Ученик: У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.
Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, - Георгий Победоносец. Золотой двуглавый орел появился на нашем гербе 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца - заступника, ограждающего человека от сил зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

СЛАЙД№8.
- Что мы знаем о Российском Флаге?

Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России. В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие.

Вот еще одна трактовка цветов:

Белый цвет - берёзка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

СЛАЙД№9.

Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Гимн прославляет могущество и величие государства. Гимн нашей страны написан композитором А. Александровым и поэтом С. Михалковым.

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.( звучит гимн, все встают).

Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом гражданин?

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
Работа в группах:

назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

Обсуждение ответов учащихся.

СЛАЙД№10.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин. Яркое тому доказательство - великие известные граждане нашей страны, а также люди, имена которых неизвестны, но подвиги, совершенные им, будут жить в памяти народа долгие и долгие годы.

СЛАЙД№11.

Суворов Александр Васильевич - великий русский полководец. Не проиграл ни одного сражения и дослужился до высшего военного звания - генералиссимус.

Жуков Георгий Константинович - четырежды Герой Советского Союза. Был начальником Генштаба армии во время Великой Отечественной Войны, одержал множество великих побед, а 8 мая 1945 года от имени Верховного главнокомандующего принял капитуляцию фашисткой Германии.

СЛАЙД№12.

Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский ученый - естествоиспытатель, поэт, историк, художник, изобретатель. Его желание было так велико, что он отправился пешком учиться в Москву.

Шишкин Иван Иванович - русский художник - пейзажист. За свои заслуги получил Большую золотую медаль и звание академика.

СЛАЙД№13.

Гагарин Юрий Алексеевич - советский космонавт, совершивший первый в мире полет вокруг Земли. День 12 апреля 1961 года стал Днем космонавтики.

СЛАЙД№14.

О героизме и мужестве советских солдат во время Сталинградской битвы написано немало. Однако отдельной страницей тех сражений является подвиг врачей и санитаров. Они выносили раненых с поля боя, оказывали помощь под обстрелом.

И в наше мирное время есть место подвигу. Именно так можно назвать поступки этих людей.

СЛАЙД№15.

Павел Терентьев. Водолаз из Липецкой области спас ребенка и женщину на пожаре.

Виталий Ильвес. Житель Тюменской области спас ребенка на пожаре.
Денис Суров. Школьник из Иркутска спас утопающего двухлетнего мальчика.

Максим Решетнев. Школьник из Красноярска спас семью на пожаре.

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

СЛАЙД№16.

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Рефлексия:

Сейчас каждый из вас поделится своими мыслями, возникшими после нашей беседы.

Каждый учащийся заполняет карточку:

Сегодня я узнал, что…..

Мне было интересно, потому что…

Мне захотелось узнать о….



© 2010-2022