Методическая разработка по литературному чтению на тему Дж. Родари Волшебный барабан (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО учителя ___Лысова Ирина Юрьевна

Район, школа __МБОУ"Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России М.Г.Ефремова" г. Таруса

Класс ____3____________________________________________________________________________

Тип урока: открытие нового знания

Тема: __Джанни Родари "Волшебный барабан"

Цель урока: __формировать представление о жизни и творчестве Дж.Родари, об авторских подходах к созданию концовок сказок . Планируемые результаты: Личностные: понимание значения данной темы для ученика в современное время (детское воровство, дети-потребители) Метапредметные(коммуникативные, регулятивные, познавательные): логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение), составление концовок, рефлексия, распределение ролей при групповой работе, развитие речи через диалог, развитие связной речи (ответы на вопросы) Предметные: умение рассказать об антифашисте Дж.Родари, о его деятельности и творчестве для младших школьников, способность творчески подходить к осмысливанию концовки произведения.

Этапы урока

Задача - результат каждого этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

УУД, формируемые на каждом этапе.

1 этап: Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Мотивировать к изучению новой темы. Организует беседу для мотивирования к изучению сказки Дж.Родари, к изучению его жизни и творчества. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Любите ли вы читать сказки? Чем они интересны для вас? У большинства сказок положительный конец. Но и положительные концовки бывают разными, как в сказке Дж.Родари "Волшебный барабан". Хотите ли вы побыть в роли сказочников и попробовать свои силы в составлении концов, попробовать понять точку зрения автора?

Ученики высказывают своё мнение, делятся личными впечатлениями. Умение находить ответы на вопросы, основываясь на личном опыте. Умение высказывать свои предположения на основе самостоятельной работы с книгой. Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2 этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Актуализация изученных способов действий и их знаковая фиксация. Учитель побуждает детей к слушанию сообщения одноклассников, к высказыванию своей точки зрения.
Какие произведения Дж. Родари есть в нашей классной библиотечке? ("Джельсомино в стране лжецов", "Приключения Чиполлино", "Сказки по телефону") На уроках мы не читали его произведений. Как вы думаете, почему сказочник был активным противником воровства?

Слушают сообщение, просматривают презентацию, анализируют, делают выводы. Индивидуально работают те, кто рассказывает о Дж.Родари, показывает презентацию.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, высказывание своего предположения, нравственно-этическая ориентация.

























Заранее подготовленные ученики показывают презентацию о Дж.Родари и рассказывают о жизни сказочника. Особое внимание стоит уделить антифашистской деятельности Дж.Родари.



3 этап: Выявление места и причины затруднения.






















Зафиксировать затруднения. Организует групповую работу, самостоятельную работу с учебником. Прочитайте общее начало сказки и её разные концы. Определите своё отношение к данному концу. Серьёзный разговор о грабеже (1 конец).

Дети читают текст сказки и анализируют конец сказки по группам: 1 группа - 1 конец, 2 группа - 2 конец, 3 группа - 3 конец. Они формулируют выводы наблюдений, сравнивают различные концы сказки.

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, саморегуляция, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4 этап: Построение проекта выхода из затруднения.



























Обдумывание проекта будущих учебных действий. Организуется обсуждение способов решения, нахождение оптимального конца сказки. Вопросы на доске. Плохо ли стать богатым? Надо ли делать добро?( Не делай добра - не получишь и зла) А может быть, лучше не знать секрета?

Высказывают свои предположения в паре.

Доказательство, выбор наиболее эффективного способа решения задачи: конца сказки, коррекция, личностный моральный выбор.

5 этап: реализация построенного проекта.
































Составление алгоритма действий. Акцентирует внимание учащихся на составлении плана того, каким должен быть конец, ориентируясь на личность Дж.Родари,на особенности концовок сказок (их позитивность), на нравственные устои российского общества.

Составление письменного плана-алгоритма:


1. Конец сказки должен соответствовать положительному образу главного героя.

2. Окончание должно быть оптимистичным.

3.Волшебство должно помочь не только конкретному герою.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности, умение прогнозировать предстоящую работу, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

6 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



































Выполнение типового задания на новый способ действия по алгоритму. Даёт задание из учебника(№3 с.116) Почему Дж.Родари выбрал 2 конец?

Дети в парах обсуждают ответ на вопрос, используя алгоритм.

Контроль - сличение с эталоном, смысловое чтение, оценка действий партнёра

7 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

























Самоконтроль учеников Побуждает к развитию творческого начала в учениках.
Придумайте свой конец сказки "Волшебный барабан"

Дети высказывают своё мнение, отстаивают его, ориентируясь на материал урока.

Самостоятельное создание способа решения проблемы творческого характера, умение оценивать учебные действия, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

8 этап: Включение в систему знаний и повторение.



























Применение полученных знаний для решения практических задач. Учитель предлагает детям практическое задание. Подумайте про конец такой истории. Девочка приобрела волшебную возможность незаметно выбирать в магазине любые вещи и приносить домой. Будет ли позитивным конец этой истории? А в настоящей жизни? Короткая беседа с сотрудником полиции: реальные истории детского магазинного воровства и итог его.

Ученики предлагают своё окончание истории.

Построение логической цепи рассуждений, прогнозирование,личностное самоопределение.

9 этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение цели урока и результата Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся. Какой же конец выбрал для своей сказки Дж.Родари? Какими принципами он руководствовался? Почему так рьяно выступал против воровства? ( связать то, что сказочник рос в бедной семье, но никогда не позволил себе воровства) Дома учитель просит детей записать свой конец для сказки Дж.Родари.

Дети составляют памятку для положительного героя сказки.

1. Совершает благородные поступки.

2. Смекалист, в обиду себя не даст.

3. Живёт во благо других.

4. Конец сказок с героем оптимистичен.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, владение формами речи(монолог, диалог), личностное самоопределение: пример Дж.Родари









© 2010-2022