Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме М. В. Ломоносов

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Урок ___ Дата _____________


Тема. Михаил Васильевич Ломоносов

Цель: формировать представления учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова;

развивать устную речь, кругозор; воспитывать интерес к учению.


Ход урока


I. Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос

  • Расскажите о детстве Петра I.

  • Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

  • Какие перемены произошли в России при Петре I?

  • Когда был основан город Санкт-Петербург?

  • Почему для России был так важен флот?

  1. Дидактическая игра «Морской флот»

На доске из цветной бумаги вырезаны кораблики, на внутренней стороне записаны вопросы:

1. Когда было начато строительство Санкт-Петербурга?

2. Почему Санкт-Петербург получил такое название?

3. В каком месте был заложен город Петра?

4. Кому принадлежал первый дом в Петербурге?

5. Чем знаменателен Петропавловский собор?

6. Назовите место в Петербурге, где стали строить русские корабли.

III. Сообщение темы и целей урока

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.


  1. Работа над кроссвордом

Вопросы к кроссворду:

1. Прозвище Петра I.

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове.

3. Вторая крепость на берегах Невы.

4. Название полка Петра I.

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург.

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге.

7. Название первого музея в России.

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского - «повелитель».

9. Место постройки и ремонта судна.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме М. В. Ломоносов

На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».

  • Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме М. В. Ломоносов

IV. Работа над новым материалом

  1. Рассказ учителя о М. В. Ломоносове

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92-93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане - ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу - учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

  1. Чтение учащимися статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» на стр. 101-103

  2. Составление и запись схемы, в которой надо указать, какие науки изучал М. В. Ломоносов.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме М. В. Ломоносов


  1. Знакомство с отрывком из стихотворения М. В. Ломоносова, посвященного Петру I

  • Много торжественных стихов (оды) М. В. Ломоносов посвятил царю Петру I.

Се образ изваян премудрого Героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников собирал и обучал солдатов…

V. Закрепление изученного

  1. Фронтальный опрос

  • Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?

  • Куда ему удалось поступить в Москве?

  • Какой язык был международным языком науки в то время?

  • Какие трудности возникли у Ломоносова?

  • Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

  • Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

  • В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

  • Какие он сделал открытия?

  • Что организовал Ломоносов?

  • Что сказал великий ученый для развития образования в России?

  • Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Ответы учащихся:

В 1711 году неподалеку от города Холмогоры родился М. Ломоносов. Его отец был рыбаком. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка». В 10 лет его интересовало, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние и т. д. В 11-12 лет М. Ломоносов стал учить грамоту. его первый учитель - дьячок местной церкви. Первые учебники М. Ломоносова - «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему было тогда 19 лет. В Москве он поступил в славяно-греко-латинскую академию. В это время латинский язык был международным языком науки. М. Ломоносов столкнулся с трудностями: ему не хватало денег и над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. За отличную учебу его направили в Петербург, а потом в Германию. В России М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов. Организовал первую химическую лабораторию и фабрику цветного стекла. В 1755 году был открыт Московский университет имени М. В. Ломоносова. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.

VI. Итог урока

VII. Сообщение домашнего задания

© 2010-2022