Рабочая программа факультатива Я - дальневосточник

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по внеурочной деятельности 2010 года на основе Программы для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»

/ С. Л. Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2011год.

1 час в неделю, всего 34 часа Конкретизация общих целей начального общего образования с учетом специфики учебного курса. Учебный курс «Край, в котором я живу» направлен на

  • создание педагогических условий обеспечивающих обретение ребенком основ духовно-нравственной гражданской идентичности;
  • принятие младшими школьниками национальных и общечеловеческих ценностей;
  • знакомство ребенка с жизнью и деятельностью различных представителей гражданского общества
  • г. Вяземского, Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;
  • установление на уровне классного коллектива демократического школьного уклада;
  • обретение ребенком желания и способности к участию в конструктивном социальном партнерстве и добровольчестве;
  • достижение обучающимися к окончанию начального общего образования, заявленных в ФГОС НОО, личностных, метапредметных и предметных результатов по области обществознание.

Общая характеристика учебного курса. Учебный курс «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников. Учебно-методический комплекс к курсу состоит из рабочей программы, методических пособий для учителей, учебно-игровых пособий для учащихся: «Я - ученик» (1 класс), «Я - гражданин» (2 класс), «Я - дальневосточник, 1-2 части» (3-4 классы). Учебно-игровые пособия составлены с учетом возрастных особенностей младших школьников и гигиенических требований к учебным пособиям для начальной школы, содержат различные учебно-игровые задания, направленные на обретение детьми основ духовно-нравственной гражданской идентичности. Пособия являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность младших школьников во время учебного занятия и дома. Каждое пособие по окончании учебного года превращается в альбом воспоминаний о своем первом классе1, книгу о своей семье и городе/селе2, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока, Отечества3 Программа курса составлена с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от 23. 01. 2002 г. «Об утверждении новой редакции ХКК ГОС образовательной области «Обществознание»). Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов: «Я - ученик» (1 класс), «Я - гражданин» (2 класс), «Я - дальневосточник» (3-4 классы). Содержание для каждого раздела распределено по темам. Учебный материал для одного занятия представлен в абзаце программы. Учебный курс предназначен для начальных школ (1-4 классов.) Хабаровского края.
Место учебного курса в учебном плане Учреждения. Программа учебного курса может реализовываться:

  • отдельным предметом (один час в неделю со 2 по 4 классы), если часы на ее реализацию берутся из «части, формируемой участниками образовательного процесса»,
  • интегрировано в рамках «Окружающего мира» с 1 по 4 классы, как возможность дополнить учебный материал федерального уровня региональными особенностями жизнедеятельности людей,
  • через часы внеурочной деятельности в 1 классе и далее как отдельный предмет из часов, отнесенных к части формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 класса (по одному часу в неделю).
  • через часы внеурочной деятельности в виде занятий клуба, внеклассную работу и т.д.
  1. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.


Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей. Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д. Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников. Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.

Третий раздел «Я - дальневосточник»


Разделен на две части и рассчитан на освоение младшими школьниками в 3-м и 4-м классах. Реализация содержания раздела направлена на окончание кризиса социальной субъектности и овладения младшими школьниками целостным самосознанием. В 3-м классе предметом познания младших школьников является муниципальный район и Хабаровский край. Содержание первой части этого раздела программы направлено на развитие умения работать в команде через участие младших школьников в различных социальных и познавательных проектах.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты младших школьников

(по разделам программы)
Личностные результаты младших школьников: восприятие младшими школьниками себя субъектами общественных отношений, овладение готовыми социальными программами общения и поведения, направленными на поддержание бесконфликтного общения школьников в условиях детского коллектива класса. Обретение способности к пассивному партнерству на основе уважения к человеку, терпимости, доверия, дружбы, взаимовыручки.
Место учебного курса в учебном плане Учреждения. Программа учебного курса может реализовываться:

  • отдельным предметом (один час в неделю со 2 по 4 классы), если часы на ее реализацию берутся из «части, формируемой участниками образовательного процесса»,
  • интегрировано в рамках «Окружающего мира» с 1 по 4 классы, как возможность дополнить учебный материал федерального уровня региональными особенностями жизнедеятельности людей,
  • через часы внеурочной деятельности в 1 классе и далее как отдельный предмет из часов, отнесенных к части формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 класса (по одному часу в неделю).
  • через часы внеурочной деятельности в виде занятий клуба, внеклассную работу и т.д.
  1. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.


Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей. Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д. Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников. Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.

Содержание учебного курса



Третий раздел «Я - дальневосточник».

Часть первая (34 часа).

3 класс.


Введение. Край, в котором мы живем. Хабаровский край, Родина, страна. Мы горожане/селяне, хабаровчане, дальневосточники, россияне, граждане.
Тема 1. Дальний Восток России. Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край - субъект Российской Федерации. Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. Символика Хабаровского края. Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края. Административная граница Хабаровского края. 20 октября 1938 года - образование Хабаровского края. Хабаровск - краевой центр. История появления города и его названия. Статус и символика Хабаровска. Геральдика - наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генерал-губернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) Я.В.Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине X1Х века. Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. Хабаровск - центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие. Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя). Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, досторимечательности. Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм. (Игра «Отгадайте название страны, из которой приехал к нам гость», выставка плакатов о дружбе хабаровчан с жителями других стран).


Тема 2. Наша малая Родина. Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов - муниципальные образования Хабаровского края. Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае. Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»).

История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика.

Учимся договариваться. Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения.(Игра «Моя гражданская инициатива»). Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. Создаем Интернет страничку о своем городе или селе.

Организация условий для досуга и активного отдыха населения - компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка атракционов…). Здоровый образ жизни.

Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.

Организация условий для спорта и физической культуры населения - компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.


Тема 3. Экономика и экология Хабаровского края. Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля-продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или как и почему так организована экономика Хабаровского края»). Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края). Малый бизнес. Технология производства. (Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса). Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества. (игра «Общественное жюри». Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе. Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер.

Обобщение. Хабаровский край - наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.


Тема 4. Семья, мир, здоровье - общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности: человек, культура, труд, мир, дом, семья, знания, здоровье… Их значение в жизни людей. Золотые правила общения и поведения. (Тренинг «Я свободный человек»). Родословная. Генеалогия. Поколение, предки, потомки, род. Генеалогическое дерево и способы его составления. Родовые семейные традиции. Родовая память. Семейные фотоальбомы и письма. Миролюбие. Мир. Война. Проект «Я голосую за мир». Символ мира. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе/селе, крае, стране, на Земле.
Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ Тема занятия.

Количество часов Дата. 1 Моя малая родина.

1
2 Природа моего края.

1
3 Красная книга.

1
4 Проекты детей.



5 Амурский тигр.

1
6 Проекты детей.



7 Деловая игра Туристическая ярмарка «Родные просторы»

1
8 Хабаровский край - субъект российской федерации.

1
9 Символика районов Хабаровского края.

1
10 Вяземский район.

1
11 Хабаровск - краевой центр.



12 Достопримечательности Хабаровска



13 Встреча двух миров.

1
14 Дальний восток России.

1
15 Россияне - дальневосточники.

1
16 Праздники народов Дальнего Востока



17 Соседи Хабаровского края.

1
18 Путешествие за рубеж.

1
19 Я - журналист.

1
20 Экскурсия в издательство газеты «Вяземские веси»



21 Местный референдум.

1
22 Проведение референдума в классе.



23 Наш город/ село.ru



24 Олимпийцы нашего двора.

1
25 Основы экономики.

1
26 Главные вопросы экономики.

1
27 Хозяйственная деятельность.

1
28 Производства нашего района.



29 В гости к мастеру.

1
30 Азбука экологии.

1
31 Нам это всё завещано беречь.

1
32 Экологический проект.



33 Олимпиада по граждановедению.

1
34 Здравствуй, лето!

1






























































1

2

3


© 2010-2022