Урок познания мира Круговорот воды в природе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира 4 - 21

4 класс

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель: Систематизировать и расширить знания о воде.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.

2.Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность, коммуникативные навыки.

3.Повышать познавательную активность детей, воспитывать бережное отношение к воде.

ХОД УРОКА


  1. Орг. момент.

Начинается урок.

Должен он пойти вам впрок.

Будем много узнавать

И друг другу помогать.

  1. Повторение изученного:

  1. «Смешайся и замри»

- на какие группы делятся ПИ? ( по 2)

- чем отличаются группы ПИ друг от друга? ( по 3)

- перечислите ПИ относящиеся к нерудным. ( по 4)

Садятся в группы по 4.

  1. Проверка д/з (по теме «Нерудные полезные ископаемые») (слайд 1)

Индивидуальная работа по карточкам. ( я читаю определение, дети соединяют стрелкой

Соедини стрелками название нерудного полезного ископаемого с его описанием.

1. Очень твердая горная порода, образованная из известняка, белого, красноватого или серого цвета. Используется для украшения зданий и возведения памятников. 1. ракушечник

2.Волокнистая горная порода, из которой можно

получить очень прочную нить. Используют для изготовления спецодежды пожарных, изготовления фильтров для воды, тормозных колодок для автомобилей 2.мел

3.Пористый известняк, состоящий из спрессованных временем раковин морских организмов. Используется в строительстве. 3.фосфориты

4.Осадочные горные породы, из которых получают удобрения. 4.мрамор

5.Самый мягкий из всех видов известняка, легко крошится, имеет белый цвет. Применяют для письма, производства цемента, стекла, резины, зубного порошка. 5.соль

6. Полезное ископаемое, добываемое со дна высохших озер. Применяется, как пищевой продукт, как лекарство, некоторые виды используются, как удобрение. 6.асбест

Взаимопроверка. Оценивание.

- Поменяйтесь листочками в парах. Проверьте и оцените.

КЛЮЧ: 1 - 4, 2 - 6, 3 - 1, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 5 (слайд 2)

3. Работа над темой.

- Откройте тетради. Запишите число.

А) Проблемный вопрос:

Великий французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери сказал о ней так:

«У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь».

- О чём идёт речь?

- Как вы это определили? ( в воде зародились первые живые организмы

Без воды человек может прожить несколько дней )

- Согласны ли вы со словами писателя? Почему?

Б) Мозговой штурм : (коллективно на доске)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

(Ручей, море, жизнь, капля, река, озеро, снег, град, иней, дождь и т.д.).

- Сегодня мы будем говорить не просто о воде, а о воде - путешественнице.

- Кого называют путешественником?

- Можно ли отнести это слово к воде?

- Что вы знаете о воде, запишите (таблица ЗХУ)

( зачитать 2 - 3 примера)

-Что хотели бы вы еще узнать о воде? (ЗХУ - 2 колонка)

- Так давайте подумаем, к чему мы должны прийти к концу урока? Какие знания должны добыть на уроке?

- Сегодня на уроке мы попробуем выяснить: ПОЧЕМУ вода путешествует? И КУДА ?

- Продолжите моё предложение «Круговорот- это…» ( каждый сам - в парах - в группах)

Обсудите в группах. Составьте одно определение ( в тетради).

- А вот как объясняет значение этого слова С.И Ожегов в толковом словаре 3 слайд

«Круговорот - это беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития»

В) Актуализация знаний:

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным - голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планету «Вода», а не «Земля».

- Знаете ли вы, где на Земле встречается вода? (реки, ледники, айсберги, подземные воды)

- Что вы еще знаете о воде?

- Вода бывает в трех состояниях.

Работа в группе:

- Заполните карточки №2 записывая слова в три группы :

в жидком состоянии: роса, дождь

в твердом состоянии: град, сосулька, снег

в парообразном состоянии: облако, туман

- От чего зависят различные состояния воды? (От температуры воздуха.)

- При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое? (при нагревании и охлаждении)

4. Изучение нового материала.

- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

- Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы решите сами попозже.

4 слайд

А ) Чтение с пометами. (V-знал, +- новое, не знал, - -думал иначе, ?- вызывает сомнение, интерес) стр 37 ( 7 минут)

- Так почему же моря не переполняются и не выходят из своих берегов? ( испаряются, вода просачивается впочву)

- А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли? ( Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя, снега и града. Происходит круговорот воды в природе.)

- Почему вода не испаряется в космос? (Притяжение)

- Но не смотря на это, мы никогда не должны забывать о чём?

- БЕРЕЧЬ воду. Природные запасы ИСЧЕРПАЕМЫ.

Б ) Работа в группах ( правила работы в группе) ( 7 минут)

1 - Круговорот воды

2 - Кому нужен круговорот? Нарисовать и подписать (растениям, рекам, озёрам)

3 - Бережное отношение к воде. ( очищение рек и озёр, не тратить зря, закрывать краны, забота о родниках)

Афиширование своих проектов

5 слайд

- Посмотрите мультфильм и схематично нарисуйте путешествие капли.


  1. Подведение итога урока. Рефлексия.

-Что узнали нового о воде?

Зачитать несколько вариантов.


  1. Д/З с. 36 - 37 пересказ, по желанию сочинить сказку, эссе «Путешествие капли»

( снежинки)






Дополнительный материал

Вода - одно из самых распространенных на Земле соединений. Вода обнаружена даже в межзвездном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и их спутников. Если всю воду, имеющуюся на планете равномерно распределить по поверхности Земли, то толщина ее слоя составила бы почти 4 км.

Из чего же складывается этот запас воды? Большая часть воды - находится в океанах и морях. Лишь малая часть воды находится на суше. Большая часть воды сосредоточена в ледниках и залегающем снежном покрове, основные запасы которых находятся в Антарктиде.

Значительное количество воды содержится в земной коре (подземные воды).

Вода входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве и во всех организмах. Так, например, тело взрослого человека на 65% состоит из воды.

Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле.

Вода - единственное вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Вода находится в постоянном движении. Источником движения воды на Земле является энергия Солнца. Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. В среднем каждый час с 1 квадратного метра водной поверхности испаряется 1 килограмм воды! На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате деятельности вулканов, и испаряются поверхностью растений

Невидимый глазу водяной пар поднимается вверх. Известно, что с высотой воздух становится все холоднее. Пары воды, встречаясь со все более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. Из облаков вода в виде осадков (снег, дождь, град) возвращается на землю. Атмосферные осадки попадают в реки, которые извиваясь и впадая друг в друга, несут свои воды в Мировой океан, где вода снова начинает испаряться. Часть воды просачивается в подземные воды, используется растениями и животными, человеком.

Не вся вода возвращается с суши в океан одновременно. Дольше всего (на сотни и тысячи лет) задерживается она в ледниках и в глубоко залегающих подземных водах.

Вода - вернувшаяся с суши, может снова испариться и снова попасть на сушу. Так и совершается ее круговорот: океан - атмосфера - суша - океан. Вот этот непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан называют мировым круговоротом воды в природе.


© 2010-2022