Конспект урока по литературному чтению на тему К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа Россиии».



Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи: - воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

- учить рассуждать на заданную тему.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:
  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
  • Участвовать в диалоге на уроке.
  • Участвовать в работе в паре.


Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах



ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.


Прочтём стихотворение.

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Стихотворение это не простое, а с «секретом».

Из первых букв каждой строчки составьте слово.

Что получилось? (РОССИЯ)

- Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

- А как по-другому мы можем назвать Родину, какие ещё слова, близкие по значению, вы знаете?

(Отечество, Отчизна)


- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

( Тема урока: «Наше Отечество»)


Определим задачи на урок.

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать…

1. Прочитать и обсудить … (рассказ «Наше Отечество»)

Вы назвали Россию Родиной, Отечеством. А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же? Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…
2. Ответить на вопрос … (есть ли разница между словом Родина и Отечество)
А третью задачу я добавлю сама…

  1. Порассуждать о том, что такое малая родина, поговорить о её прошлом и настоящем, о символах нашей малой родины.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.


Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».


1. Введение в тему.

а) - Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество») - Кто автор этого рассказа? (К.Д. Ушинский) - Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)


б) Рассказ об Ушинском. Константин Дмитриевич Ушинский - известный русский писатель. Мы будем неоднократно читать его рассказы на уроках. Также он известен как автор школьных учебников «Детский мир» и «Родное слово».
в) Работа по иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.87. - Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее? (и прошлое и настоящее) - Докажите. - Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)
- Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.) - Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)


Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).
2. Первичное восприятие рассказа. (Слушайте очень внимательно, так как здесь говорится об очень важных вещах.) Чтение текста учителем.
- Верным ли оказалось наше предположение? (Да, этот рассказ о России).
- Что узнали из рассказа? КАК автор называет нашу Россию?

(Отечество, Родина, матушка, мать.)

3. Словарная работа. Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения (читают орфографически, а затем орфоэпически). го-су-дарст-во (Что такое государство?) О-те-чест-во ис-по-кон веку (Что это выражение означает?) (с давних времён) ле-то-пи-сец

4. Чтение рассказа учащимися. Чтение «по цепочке» по смысловым частям. - Сейчас будем читать вслух « по цепочке». Текст рассказа, ребята, очень трудный, потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтомубудем читать по смысловым частям. Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.
- Поставьте пальчик на начало. Начинай,… ……. ……., читать. Все следим. (читают 5 человек…………………………………………………………………….)

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

5. Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

Ответьте словами текста.

- Почему Россию называют Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.) - КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

- Почему называют Родиной? (Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

- А почему матерью? (А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.) А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой.
Чтобы вам немного помочь, я подскажу 1 слово - вскормила (Дети ищут, называют…) Проверим, все ли слова вы нашли…
Открываю остальные: вспоила, выучила, защищает, бережёт. Читаем еще раз вслух.
Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме. Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

Физкультминутка.

К. Ушинский в своём рассказе сравнивает Россию с мамой, и

девочка спела нам о том же.

- Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)


- Может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

Нет. Каждому дорога своя мама.

- А есть ли на Земле другие государства?

(Да, есть другие страны.)

- А может быть у человека 3 Родины или 4?

(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Найдите подтверждение словам в рассказе.

Читаем последний абзац.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа. .

(Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? (Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине). Подытожим. - Какой рассказ мы с вами обсуждали? - А теперь еще раз давайте вспомним, как Ушинский называет Россию? (Отечество, Родина, мать)
Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Первую задачу мы выполнили: прочитали и обсудили рассказ.
Сейчас поработаем над выполнением второй задачи.
6. Работа в парах. Обсудите: есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравните значение этих слов).
Где мы можем найти объяснение значений этих слов? Двое детей работают с толковым словарём Остальные обсуждают. Выслушиваем несколько объяснений, затем слушаем тех, кто работал со словарём. (Родина Отечество - это страна, где человек родился, и гражданином которой является) Вывод: (Разницы в значении слов нет.)
(Обратите внимание: эти слова - Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы).

Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению? Дети: синонимы. Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Вторую задачу мы тоже выполнили.
МАтрёшка-это один из неофициальных символов России, как и берёзка, балалайка.

НО существуют ещё и государственные символы России.

-Какие символы государства вы знаете?

Дети: Герб, гимн, флаг.

( ВЫ можете увидеть их на нашем стенде)

работа в группах

1 .работа с картинками

2.работа с рисунками

3. ,4 собери пословицу

5.найти слова символику

6.нарисовать флаг России


Мы с вами уже говорили о символах России, Россия - огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.

-Какой город для нас является малой родиной?


IV. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


Ребята, а сейчас подведём итоги всего нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? (Наше Отечество)

Мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, говорили о любви к Родине большой и малой. -Дети, а что для вас значит Родина? Слушаем высказывания детей, параллельно идёт обсуждение детских работ с выставки «Моя Родина»

У нас получилось?

- Мы все задачи урока выполнили?

- Вы старались?

Как бы вы закончили фразу?

Я могу похвалить себя за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Я недоволен своей работой на уроке, потому что…



© 2010-2022