Статья: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии

коммуникативных способностей детей».


Сергеева Марина Вячеславовна, МБУ детский сад компенсирующего вида №45 «Яблонька», воспитатель, г.о. Тольятти Самарской области

Аннотация. В данном материале рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей. Даются понятия коммуникации и коммуникативных способностей. Описываются средства коммуникации. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка в целом очень велика. С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается воображение, развивается личность ребенка, так как во время сюжетно-ролевой игры ребенок может примерять на себя различные роли. Также сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам развивается как раз во время сюжетно-ролевой игры.
Рассматривая вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в развитии детей необходимо знать, что такое коммуникация и коммуникативные способности. Коммуникация - это акт, в процессе установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. А действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями. Проблема коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Сознательное овладение коммуникативными умениями, является доступным детям дошкольного возраста, это еще способность детей управлять своим поведением. Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь (вербальные коммуникации) и другие системы знаков, составляющие (невербальные коммуникации). К ним относятся (жесты, мимика, тональность), организация пространства и времени коммуникативного процесса. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности. На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками видоизменяются. Учитывая возрастные особенности дошкольника можно сказать, что наилучшим способом формирования социально-коммуникативных способностей является сюжетно-ролевая игра, как наиболее точная и доступная модель общения дошкольника. В сюжетно - ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно - ролевой игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Через сюжетно-ролевую игру у ребенка развивается:

  1. Способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий:
- действия с игрушками, заменяющие настоящие вещи; - речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме». 2. Игра имеет значение для развития личности, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. 3. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: - воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; - в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Сюжетная игра строится как цепочка ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий. Взаимодействия со сверстниками в игре происходит следующим образом: в 1,5-3 года - ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами - заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; 3-5 лет - ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером - сверстником; 5-7 лет - ребенок развертывает в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслом 2 - 3 партнеров - сверстников, реализовывая сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Сюжетная игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения. В совместной игре дети учатся: языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой - то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения.

Взаимосвязь игры и общения Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный, внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами- заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека. Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования. Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных компонентов. В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета. Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть. Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Список литературы.

1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с., ил.
2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 1965. - №5.
5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.
9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,1963.
11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. - 1988. - №10.

© 2010-2022