- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка «Удивительный мир слов» 4 класс
Рабочая программа кружка «Удивительный мир слов» 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова О.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.)
Общая характеристика курса. «Удивительный мир слов» - курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно - образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа рассчитана на учащихся начальных классов общеобразовательной школы и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане. Авторская программа факультатива «Удивительный мир слов» рассчитана на 34 часа в год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель). Добавлен 1 час в разделе «Прочные связи».
Ценностные ориентиры содержания курса. Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты. В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы № п/п Тема Количество часов
7
14
4
8
2
35
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Поиграем со звуками, словами, предложениями
7 ч
1-2
Смотрю, говорю, слушаю.
2
3-4
Лексические загадки.
2
5
Словесный конструктор.
1
6-7
Занимательная грамматика.
2
Пора действовать!
14 ч
8-9
Для чего нужны глаголы?
2
10
Делать и сделать - не одно и то же.
1
11
Меняемся ролями.
1
12
Вчера, сегодня, завтра.
1
13
Одно вместо другого.
1
14
Она меня поняла и приняла.
1
15
Кто говорит, кто действует?
1
16
Сумею победить!
1
17
Мечтаем и фантазируем.
1
18-19
Дай-подай… и поезжай!
2
20
Живые образы.
1
21
Орфографический поединок.
1
Числа и слова
4 ч
22
Для чего нужны числительные?
1
23
Важные даты истории нашей страны и города.
1
24
Рекорды в цифрах.
1
25
За семью печатями.
1
Прочные связи
8 ч
26
Треугольный шарик.
1
27
Как водить машину за нос?
1
28
Послушный «подчинённый».
1
29
О «земляной» или «земной» красоте.
1
30
Строгий «управляющий».
1
31
В Сибири и на Урале.
1
32-33
Связаны смыслом.
2
Любимые игры со словами.
2 ч
34-35
Любимые игры со словами.
2
Итого:
35 ч.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: 1 Вентана - Граф, 2011 г.
- Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. - Екатеринбург: Литур, 2006.
- Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005.
- Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2007.
- Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.
- Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
- Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
- Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса.