Рабочая программа кружка «Удивительный мир слов» 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.)

Общая характеристика курса. «Удивительный мир слов» - курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно - образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа рассчитана на учащихся начальных классов общеобразовательной школы и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Место учебного предмета в учебном плане. Авторская программа факультатива «Удивительный мир слов» рассчитана на 34 часа в год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель). Добавлен 1 час в разделе «Прочные связи».

Ценностные ориентиры содержания курса. Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты. В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.


Содержание программы № п/п Тема Количество часов

Поиграем со звуками, словами и предложениями

7

Пора действовать!

14

Числа и слова

4

Прочные связи

8

Любимые игры со словами

2

Итого

35





















Календарно - тематическое планирование.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Поиграем со звуками, словами, предложениями

7 ч


1-2

Смотрю, говорю, слушаю.

2



3-4

Лексические загадки.

2



5

Словесный конструктор.

1



6-7

Занимательная грамматика.

2




Пора действовать!

14 ч


8-9

Для чего нужны глаголы?

2



10

Делать и сделать - не одно и то же.

1



11

Меняемся ролями.

1



12

Вчера, сегодня, завтра.

1



13

Одно вместо другого.

1



14

Она меня поняла и приняла.

1



15

Кто говорит, кто действует?

1



16

Сумею победить!

1



17

Мечтаем и фантазируем.

1



18-19

Дай-подай… и поезжай!

2



20

Живые образы.

1



21

Орфографический поединок.

1




Числа и слова

4 ч


22

Для чего нужны числительные?

1



23

Важные даты истории нашей страны и города.

1



24

Рекорды в цифрах.

1



25

За семью печатями.

1




Прочные связи

8 ч


26

Треугольный шарик.

1



27

Как водить машину за нос?

1



28

Послушный «подчинённый».

1



29

О «земляной» или «земной» красоте.

1



30

Строгий «управляющий».

1



31

В Сибири и на Урале.

1



32-33

Связаны смыслом.

2




Любимые игры со словами.

2 ч


34-35

Любимые игры со словами.

2




Итого:

35 ч.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: 1 Вентана - Граф, 2011 г.
  3. Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. - Екатеринбург: Литур, 2006.
  4. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005.
  5. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2007.
  6. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.
  7. Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
  8. Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
  9. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
  10. Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса.
© 2010-2022