Конспект и презентация по математике на тему: Приёмы устных вычислений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями

(приемы устных вычислений)


Цель урока: научить умножению и делению чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями (случаи, которые сводятся к табличному умножению и делению).

Задачи:

- закреплять умения составлять и решать простые и составные задачи (в 2-3 действия) на умножение-деление в пределах 1000;

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом).

Оборудование:
карточки для индивидуальной работы,

презентация к уроку.

Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2

- Ребята, какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День Космонавтики)

- Вы знаете, кто первым полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)

- В каком году это было? (12 апреля 1961г.)

- Полёт первого в мире космонавта продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут? (1ч. 48 мин.)

- Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом? (Умным, сильным, ловким, мужественным и знающим)

- Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)

- Кто из вас мечтает полететь в космос? (Ответы детей)

Предлагаю этот урок посвятить тренировке к предстоящему космическому путешествию.


  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, приобретённые на предыдущих занятиях, будем совершенствовать приёмы устных вычислений в пределах 1000; познакомимся с умножением и делением трёхзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями.


  1. Устный счет

Слайд 3

1. Логическая задача

Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?

Варианты ответов:.

а) 15; 6)21; в) 30; г) 33; д) 36.

В музее ребята увидели:

1) Первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 г.

2) Второй искусственный спутник Земли был запущен 3 ноября 1957 года.
В специальном контейнере был первый космический путешественник - собака Лайка.


Слайд 4



2. Назовите чётные числа от 30 до 50.

3. Назовите нечётные числа от 30 до 45.

4. В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма? (21)

Слайд 5

5. «Блиц-турнир»

а) Если на каждую рубашку для космонавта идёт по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?

Решение: 3 • 9 = 27 (м)

б) На 2 костюма для космонавтов идёт 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?

Решение: 8 : 2 = 4 (м)

в) Космический нож стоит 200 рублей. Сколько заплатили за 3 таких ножа?

Решение: 200 • 3 = 600 (р.)

6. Индивидуальная работа (во время устного счета)

Карточка № 1

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

15 : 5 - 2 * 15 : (5 - 2)

3 • 8 - 20 : 4 * (3 • 8 - 20) : 4

48 + 36 + 14 * 48 + (36 + 14)

Карточка № 2

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

12 : 6 - 2 * 12 : (6 - 2)

73 - 17 + 29 * 73 - (17+ 29)

36 : 9 + 3 - 2 * (36 : 9 + 3) - 2

Карточка № 3 (3 уровень)

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

2 • 10 + 2 * 10 • 5 + 5

70 : 7 + 7 * 30: 3 + 3

100 : 10 + 10 * 40 : 10 + 4

IV. Работа над новым материалом.

Слайд 6

1. Решите примеры с помощью второй строки:

60 • 4 80 : 2 540 : 9

6 дес.• 4 = 24 дес. 8 дес. : 2 = 4 дес. 54 дес. : 9 = 6 дес.

60 • 4 = 240 80 : 2 = 40 540 : 9 = 60


  1. Чтение вывода в учебнике на стр. 68 - самостоятельно:

Умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями, как и сложение и вычитание, легко заменить действиями с сотнями и десятками.

Например:

180 • 4 = 720 потому, что 18 дес. • 4 = 72 дес.

900 : 3 = 300 потому, что 9сот. : 3 = 3 сот.


  1. Закрепление ( работа по учебнику)

№ 1 (с комментированием)

Сравни выражения в каждом столбике и вычисли их значения:

8 : 2 = 4

800 : 2 = 400

20 • 5 = 100

200 • 5 = 1000

23 • 4 = 92

230 • 4 = 920

48 : 3 = 16

480 : 3 = 160

№ 2 (с комментированием)

Вычисли с устным объяснением:

300 • 3 = 900

400 : 4 = 100

840 : 2 = 420

560 : 4 = 280

10 : 5 = 2

1000 : 5 = 200


  1. Задача №3 - устно

Слайд 7

Космический корабль пролетел 200 км. Это составило пятую часть расстояния. Чему равно расстояние?

Решение: 200 • 5 = 1000 (км)

Ответ: 1000 км расстояние.

V. Работа над пройденным материалом.

1. Задача № 4 (стр. 68)

Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый?

Записываем краткое условие в виде таблицы:

Слайд 8

Расход на 1 вещь

Кол-во вещей

Общий расход

Дет. плащ.

12 пл.

? м

Вз. плащ.

? пл.

одинаковый

Зная, что на 12 плащей идет по 2 м ткани, найдем общий расход:

1) 12 • 2 = 24 (м) - в куске

Теперь можем ответить на вопрос задачи:

2) 24 : 4 = 6(п.)

2. Задание на смекалку

Слайд 9

- Космонавту необходимо быстро и правильно принимать верное решение, иметь прочные математические знания.

Сравни произведения и, не вычисляя, скажи, какое из них больше?

1) 7 • 8 • 9

2) 9 • 8 • 6

3) 8 • 9 • 10

- А космонавты должны справляться с такими заданиями в положении невесомости. На слайде фотографии с тренировки.


  1. Самостоятельная работа

- Как зовут человека, который первым вышел в открытый космос?

(Алексей Леонов - первый вышел в открытый космос из космического корабля)

- Как зовут первую женщину-космонавта?

(Первая женщина в космосе - Валентина Терешкова)

Слайд 10,11

Впишите недостающие числа и вычислите произведение:

1 вариант 2 вариант

□ • 30 = 6 • □ = □

40 • □ = □ • □ =200

□ • 40 = □ • □ = 280

4 • □ = □ • 9 = □

□ • 20 = 90 • □ = □

2 • □ = □ • 10 = 200

4 • □ = □ • 5 = □

□ • □ = □ • □ = 150

Взаимопроверка.

1 вариант 2 вариант


6 • 30 = 6 • 30 = 180 9 • 20 = 90 • 2 = 180

40 • 5 = 50 • 4 = 200 2 • 100 = 20 • 10 = 200

7 • 40 = 70 • 4 = 280 4 • 50 = 40 • 5 = 200

4 • 90 = 40 • 9 = 360 3 • 50 = 30 • 5 = 150


VII. Домашнее задание

Упр. № 5, 6 (стр. 68)


  1. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 12

- Что нового узнали на уроке? (Мы познакомились с устным приёмом умножения и деления трёхзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями)

- Что у вас получалось? Не получалось? Почему? (Ответы детей)

- С каким настроением вы покидаете урок? (Ответы детей)

Карточка № 1


Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)


15 : 5 - 2 * 15 : (5 - 2)

3 • 8 - 20 : 4 * (3 • 8 - 20) : 4

48 + 36 + 14 * 48 + (36 + 14)

Карточка № 2


Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)


12 : 6 - 2 * 12 : (6 - 2)

73 - 17 + 29 * 73 - (17+ 29)

36 : 9 + 3 - 2 * (36 : 9 + 3) - 2

Карточка № 3 (3 уровень)


Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)


2 • 10 + 2 * 10 • 5 + 5

70 : 7 + 7 * 30: 3 + 3

100 : 10 + 10 * 40 : 10 + 4


© 2010-2022