Конспект урока по математике на темуУмножение и деление числа на 10 (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Приёмы умножения и деления на число 10».


Цели урока:



Обучающие:
1. Формировать умения выполнять умножение и деление с числом 10. 2. Закреплять знания связи между компонентами и результатами умножения и деления. 3. Формировать умения решения задач на умножение и деление.

Развивающие:


4. Формировать знания математической терминологии. 5. Формировать умения составлять обратные задачи. 6. Формировать и совершенствовать умения наблюдать, сравнивать и делать вывод.

Воспитывающие:
7. Формировать контроль, самоконтроль, оценку, самооценку учащихся. 8. Формировать умения творчески выполнять задания.

Оборудование:
Тетрадь, учебник, лента цифр, сигнальные карточки, мультимедийный проектор, презентация к уроку.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  1. Начинаем урок математики. Будьте внимательными, активными.
II.Устный счёт.
(задача на слайде):
«От пристани отошло 4 лодки. В каждой лодке по 5 человек. Сколько человек на лодках?»
- Прочитайте. Что записано на доске? (задача). - Докажите. (есть условие, вопрос). - Решите задачу устно. Покажите ответ. (20). - Объясните, как решали задачу (открыть запись на доске, после ответа).
5 + 5 + 5 + 5 = 20.
Покажите сигнал, кто согласен (красный или зелёный). - Как вы думаете, можно ли решить задачу по-другому? (открыть запись после ответа)
5·4 = 20 -Объясните, как рассуждали.(в одной лодке 5 человек ,а чтобы узнать сколько человек в четырех лодках ,надо по 5 взять четыре раза)
- Назовите ответ (20 человек на лодках).
III. Работа над новым материалом.
Слайд с рисунком
(стручки гороха и вопрос: "Сколько горошин в 3 стручках?")
- Решите задачу. Можно ли решить эту задачу? (Нет). Почему? (Нет условия). - А что есть? (рисунок и вопрос). - Составьте задачу по рисунку и вопросу.
«В одном стручке 10 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?»
- слайд с условием задачи.
-Откройте тетради. - Запишите решение задачи в тетради. - Прочитай своё решение Миша (после ответа открыть решение на доске).
10 + 10 + 10 = 30. -Покажите сигналы. - Кто решил по-другому? 10·3 = 30. - А сколько получится горошин, если стручков будет 5? - Запишите решение в тетради, используя действие умножения. - Проверяем. - Прочитай, как ты решила задачу (после ответа открыть запись на доске)
10·5 = 50. - Покажите сигналы. - Как считала? (по 10 взять 5 раз) - Что изменилось в решении задачи? (второй множитель и значение произведения) - Сколько горошин находится в 2 таких стручках? - Запишите решение, используя действие умножения. - Проверим решение. (открыть после ответа учащихся). 10·2 = 20 -Покажите сигналы. - Объясните, как считали? (по 10 взять 2 раза). - Что общего во всех равенствах? (1ый множитель - 10, все равенства на умножение, в ответах получаются круглые числа). - Что интересного заметили при вычислении этих примеров? 10·3 = 30 10·5 = 50 10·2 = 20 (В ответе получается то число, на которое умножали, только с нулём).
- Кто догадался, каким правилом можно воспользоваться при умножении любого числа на 10? (выслушать ответы детей). /после ответов показать правило на слайде/.
При умножении любого числа на 10 можно использовать правило. - Прочитайте правило про себя. Вслух. Конспект урока по математике на темуУмножение и деление числа на 10 (2 класс)
Чтобы умножить число на 10, можно к этому числу приписать справа один ноль. 3·10 = 30
Обратите внимание: «приписать», но не прибавить 3 + 0 = 3.
IV. Физкультминутка.
1. Выполнить упражнения. 2. Игра «День - ночь». - Ночь - закрыть глаза - День - открыть глаза
В это время возле I столбика появляется запись: 10·3 = 30 3·10 = 10·5 = 50 10·2 = 20
- Как вы думаете, какое задание нужно сейчас выполнить? (найти значение выражения). - Запишите выражение и найдите его значение. Назовите ответ.
/3·10 = 30/ /Обратная связь - верно, неверно - показать с помощью светофора/.
- У кого такой же ответ? - Объясните, как нашли значение выражения (использовали переместительное свойство умножения). - Составьте два равенства во 2 столбике по образцу (самостоятельно). - Проверим. (открыть запись на доске). -Покажите сигналы. 5·10 = 50 2·10 = 20 - Как используя 1ое равенство из 1 столбика (10·3 = 30) можно найти 2й множитель? (выслушать ответы детей: чтобы найти неизвестный второй множитель, надо значение произведения разделить на первый множитель). - Запишите это равенство в 3 столбике с объяснением.
30 : 10 = 3
- Самостоятельно составить и записать равенства по образцу в 3 столбик (в это время учитель проходит по классу, проверяет, кто уже справился). - Юля, иди к доске и запиши:
50 : 10 = 5 20 : 10 = 2
- Проверка /обратная связь/ (если есть ошибки, объяснить, как рассуждал). - Вспомните, как называются числа при делении.(делимое, делитель, значение частного). -Что общего заметили во всех равенствах?
(делимое круглое число, делитель число 10, частное однозначное число)
- Что интересного заметили при вычислении примеров? (выслушать ответы детей). -Каким правилом можно воспользоваться при делении круглого числа на 10?(выслушать ответы детей). -Прочитайте правило. - На слайде. Конспект урока по математике на темуУмножение и деление числа на 10 (2 класс)
При делении круглого числа на 10, у делимого надо отбросить один ноль.40:10=4
- Постарайтесь запомнить это правило. Оно вам будет помогать быстро находить результаты в других подобных примерах. - Каким правилом пользовались, когда находили значение произведений во 2 столбике? (перестановка множителей). - А ещё какое новое правило можно применить? (Хором правило.) - Дополните 1 столбик своими выражениями (самостоятельно). (спросить 2 учеников). Например: 10 ·4 = 40 10 ·6 = 60 - Что общего в самостоятельно составленных примерах 1 столбика?
(1ой множитель - число 10, 2ой множитель - однозначное число, значение произведения - круглое число).
- Каким правилом пользовались, находя результат? /ПРАВИЛО/ (хором) - Используя своё равенство, (например: 10·4 = 40) запишите примеры во 2 и 3 столбики по образцу. - Проверим, кто справился. - Андрей, запиши, что у тебя получилось?
4·10 = 40 40 : 4 = 10 40 : 10 = 4
- Кто думает, что Андрей верно составил и записал равенство? Покажите сигналы. - Как рассуждал Андрей? (выслушать ответы детей).
V. Работа с учебником стр. 64.
Задача № 3. - Прочитайте задачу про себя. Прочитайте вслух.
Слайд: поднос с пирожками, под ним 10 тарелок.
- Рассмотрите рисунок. Сколько пирожков раскладывал повар? (40) - Как он их раскладывал? (поровну). - Что значит поровну? (на каждую тарелку разложили одинаковое количество пирожков). - А как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (по 1 пирожку на каждую тарелку).
(Показ анимации на слайде/ разложили по 1 пирожку).
- Так сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (по 1 пирожку). - Поровну разложили все 40 пирожков? (нет). - Так как будем раскладывать пирожки, уточните. (До тех пор, пока все не закончатся).
Продолжить анимацию, т.е. раскладывание.
- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (4 пирожка). - Запишите решение задачи и ответ (учитель проходит по классу и выносит на доску верную и неверную записи).
40 : 4 = 10 40 : 10 = 4
- Какое решение верное?(40 : 10 = 4(п)) - Что обозначает число 40? (всего пирожков). -Что обозначает число 10? (на сколько тарелок раскладывали). - Что обозначает число 4? (количество пирожков на каждой тарелке). - Назовите ответ (4 пирожка на каждой тарелке). Проверьте ещё раз решение задачи.
(на слайде под рисунком решение: 40 : 10 = 4 (п) Ответ: 4 пирожка).
- Прочитайте в учебнике какое ещё задание надо выполнить (составить обратные задачи).
- Какие задачи называются обратными? (ответы детей: что было известно в задаче, становится неизвестным, а неизвестное становится известным). - Зачем нужны обратные задачи? (Чтобы проверить правильность решения задачи) (появляется слайд с рисунком к решенной задаче). - Что может быть неизвестным в задаче? (Всего пирожков, количество тарелок.)
- Составьте обратную задачу, в которой неизвестно сколько всего пирожков (устно). - Кто хочет уточнить задачу? (если есть ошибка).
Повар разложил на 10 тарелок по 4 пирожка на каждую тарелку. Сколько всего пирожков разложил повар?
(слайд с рисунком к обратной задаче).
- Проверьте: соответствует рисунок задаче? (да). - Повторите задачу, глядя на рисунок. - Теперь запишите решение и краткий ответ. - Проверка.
На слайде решение: 4·10 = 40 (п.) Ответ: 40 пирожков. Покажите сигналы (если есть ошибки, объяснить). - Что еще может быть неизвестным в задаче? (Количество тарелок.) - Составьте задачу.
Повар разложил 40 пирожков по 4 пирожка на каждую тарелку. Сколько тарелок потребовалось?
(появляется слайд с рисунком).
- Соответствует рисунок задаче? (Да) - Повторите задачу по рисунку. - Запишите решение и краткий ответ. - Проверьте решение с экрана.
(на слайде под рисунком решение задачи с ошибкой: 40:10 = 4 (т.)). - Покажите сигналы. (Обратная связь: красный сигнал).
- А как надо решить задачу?
40 : 4 = 10 (т.)
- Как ты рассуждал? (40-это всего пирожков, 4-это кол-во пирожков на 1 тарелке, чтобы узнать, сколько потребовалось тарелок, надо 40 разделить на 4, получится 10). (на слайде под рисунком: 40:4 = 10(т.) Ответ: 10 тарелок.) - Прочитайте решение всех этих задач. 40 : 10 = 4 4·10 = 40 40 : 4 = 10
- Какие вычисления выполняли? (умножение, деление на число 10). - Случайно ли решали задачи с этими числами? (нет) - Какое правило использовали при умножении числа на 10?
Появляется слайд с правилом (дети читают хором).
- Как находили результат при делении круглого числа на 10?
Появляется слайд с правилом (дети читают хором).
Вывод:
- Чему мы учились сегодня на уроке? Ответ: умножать и делить на число 10.
- Урок закончен. Молодцы!


© 2010-2022