Урок русского языка по теме Род имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе: «Род имён существительных» учителя начальных классов МБОУ ООШ села Киевского Чумаченко Т. В. Цели: Познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного - родом, научить определять род имён существительных. Развивать мышление, орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать в группе, умение слышать и слушать своих товарищей. Воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока русского языка в 3 классе

Организационный момент. Минутка чистописания. (слайд 1) На слайде слова: ягода, кастрюля, расстояние, Валя. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех словах и может разделить их на две группы. - Какая это буква? Я - На какие две группы она может разделить их на две группы? (в словах кастрюля и Валя она обозначает один звук, а в словах ягода и расстояние обозначает два звука) - Определите последовательность букв в этом ряду: Яяа Яяб Яяв Яя… - Напишите данную цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки. - Открывается вторая строчка: Друзья познаются в беде. - Прочитайте пословицу и объясните её смысл. - Какие орфограммы встретились в словах? Запишите пословицу по памяти.

Актуализация знаний. (слайд 2) На слайде слова прыгать привёз стареть варили мыть смеются солдат гнездо квартира море книга помидор яркий большая мокрое весёлые добрый зелёная - В каком столбике слова являются именами существительными? (2) - Докажите. - Что такое имя существительное? Найдите правильный ответ на экране. - Какие предметы обозначают имена существительные? (людей, животных, неживые предметы, явления природы)

Изучение нового материала. - Внимательно посмотрите на эти слова. - На сколько групп их можно разделить? (2) - А можно их разделить на 3 группы? Давайте попробуем. (слайд 3) - в 1 группу включите слова, к которым можно подставить он, мой солдат помидор - Назовите имена существительные, к которым можно подставить - как вы думаете какие слова? Она, моя картина книга - Прочитайте оставшиеся имена существительные. Какие слова можно подставить к этим именам существительным? Оно, моё гнездо море - Распределив имена существительные по трём группам мы раздели их по родам. Род - это грамматический признак имени существительного. В русском языке 3 рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющихся родов. - Как вы думаете, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой? - Какого рода имена существительные, к которым можно подставить Она, моя? - Определите род имён существительных, к которым можно подставить слова Оно, моё? - Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учиться определять род существительных) - Запишите в тетради тему урока

Род имён существительных. (слайд 4) Мужской женский средний Он, мой она, моя оно, моё - Попробуйте подобрать свои слова к каждому столбику. ( слабым детям раздать карточки, на которых готовые слова, остальные составляют сами) Проверка. Зачитайте, какие слова вы составили?

Физминутка Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

Закрепление изученного. (слайд 5) Работа в парах. Провести соответствие. Яблоко Пенал м.р. Собака Картина Расстояние ж.р. Берёза Заяц Окна с.р. Женя очки - Как вы определили род существительных? - Какое слово вызвало затруднение?

Работа в группах. Задания для групп: (слайд 6) 1 группа - переставь слоги в словах. Изменится ли значение слов? Запишите новые слова, определите род. Камыш, мама, навес, скала, насос. 2 группа - выберите только имена существительные, припишите к ним существительное, противоположное по значению, определите род. (слайд 7) Лёгкий - День - Смех - Тянуть - Твёрдый - Молодость - Свет - 3 группа - главного героя из сказки К. Чуковского «Крокодил» встречали друзья. Распределите названия зверей по родам. (слайд 8) Но тут распахнулись двери, В дверях показались звери: Гиены, удавы, слоны, И страусы и кабаны, И слониха, щеголиха, Стопудовая купчиха, И жираф, важный граф,- Все приятели - друзья, Вся родня и кумовья. 4 группа - отгадайте загадку - шутку: (слайд 9) Какие дни недели принадлежат мальчикам? Какие дни недели принадлежат девочкам? Какой общий день? В каких названиях дней недели звуков меньше, чем букв? Почему? 5 группа - как-то существительные решили поиграть в прятки и притаились в других словах. Отыщите их, запишите и определите род. (слайд 10) Белая, снегирь, удалось, разбегусь, шарфик, футболист, роса, зелёный, почки, удержать, небо, радостный, брюки. Работа с учебником. Выполните упр. 1 на стр.135. Проверка.

Итог урока. - Какой из перечисленных животных является символом наступающего года? (тигр) - Без чего не бывает Нового года? (без ёлочки) - Вы бы хотели, чтобы в нашем классе была нарядная ёлочка? (на доску прикрепляется ёлочка) - Чего не хватает на ёлке? (украшений) - Украшения есть, но прежде, чем повесить украшение, надо определить род предмета.

Рефлексия. Домашнее задание _ На улице очень много снега. Из чего состоит снег? (из множества снежинок). Давайте воспользуемся снежинками, которые лежат в конверте и прикрепим их на доску вокруг ёлочки. Если вам было интересно и легко на уроке вы прикрепите снежинку высоко. Если были небольшие трудности, сомнения - пониже. Если вам не всё было понятно, не разобрались в теме - ещё ниже поместите снежинки. У нас получился снегопад! Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок!



© 2010-2022