- Преподавателю
- Начальные классы
- Информатика. Рабочая программа. 4 класс
Информатика. Рабочая программа. 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мисюрева Т.И. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по учебному предмету «Информатика»
4 класс (УМК «Школа России»)
Рабочая программа по информатике 4 класса составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки от 06. 10. 2009 г № 373«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Образовательной программы ГБ(О)ООУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторной школы-интерната (утверждена приказом директора от 24.08.2015 №30/3 п.2);
- Учебного плана ГБ(О)ООУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторной школы-интерната (утвержден приказом директора от 31.08.2015г. № 19/3
- Календарного учебного графика ГБ(О)О ОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторной школы-интерната (утверждён приказом директора от 28.08.2015 №18/3);
- Авторской программы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой. Н.А. Нуровой. М.; «Бином». Лаборатория знаний,2013.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: Н.В. Матвеева, Е.И. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. Н.А. Нурова. Информатика. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч М.; «Бином». Лаборатория знаний,2013. Н.В. Матвеева, Е.И. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. Н.А. Нурова. Информатика. 4 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся образоват. организаций в 2 ч М.; «Бином». Лаборатория знаний, 2015. Курс информатики направлен на достижение следующих целей:
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности; - формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Учитель Мисюрёва Т.И.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООН (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009г.).
- Образовательная программа НОО (утверждена приказом директора от 28.08.15г. № 33/3)
- Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31. 08.15г. №19/3)
- Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 28.08.15г.№18/3)
- Примерная программа по учебному предмету авторов Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак,
-
Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе
Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования - формирования УУД - формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин. Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.
3. Описание места данного учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение информатики выделен 1 недельный час, 35 учебных недель. За год 35 часов. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева 4 класс. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность. С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
5. Содержание учебного предмета информатики в 4 классе Содержание четвертого класса - это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными понятиями. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
№ п/п
Тема (количество часов/контрольных работ)
1
Действия с информацией. Повторение. 7/1
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств. Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами. Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Повторение»
2
Понятие, суждение, умозаключение. 9/1
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь». Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие - объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение. Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение»
3
Мир моделей. 8/1
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя - компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа. Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи.
Контрольная работа по теме «Мир моделей»
4
Информационное управление. Повторение.11/1
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д.); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации. Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление».
Итоговая контрольная работа. 1
Примерное распределение часов по темам по курсу «Информатика»
Учебно-тематический план 4 класс
№
п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Повторение
7
2
Понятие, суждение, умозаключение
9
3
Мир моделей
8
4
Информационное управление
10
Итоговая контрольная работа
1
Итого:
35
Контрольные работы
№ п/п
Тема контрольной работы
1. Повторение
2.
Понятие, суждение, умозаключение
3.
Мир моделей
4.
Информационное управление
5.
Итоговая контрольная работа
Используемые виды деятельности на уроке:
- Чтение текста
- Выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради
- Наблюдение за объектом изучения (компьютером)
- Компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
- Работа со словарем
- Контрольный опрос, контрольная письменная работа
- Итоговое тестирование
- Эвристическая беседа
- Разбор домашнего задания
- Физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
6.Календарно-тематическое планирование
«Информатика » 4 класс, 35часов (1 час /нед.)
№ урока
Тема
урока
Дата
Планируемые результаты освоения материала
Информационные ресурсы
Виды деятельности
учащихся
на уроке
Домашнее
задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
Глава 1. Действия с информацией. Повторение - 7 часов.
1
Техника безопасности при работе на компьютере
Человек в мире информации
05. 09
Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Знание требований к организации компьютерного рабочего места
Умение самостоятельно определять виды информации по способу представления, по способу восприятия
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта;
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, плакат
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение. Работа в парах.
§1, ответить на вопросы
2
Действия с информацией
Умение самостоятельно определять действия, выполняемые с данными; приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроках информатики.
Смыслообразование, установление причинно-следственных связей между учебной деятельностью и её мотивом, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта, принятие и освоение социальной роли обучающегося, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран. р/т
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере ( инд)
§2, ответить на вопросы
3
Объект и его свойства
Умение называть объекты реальной действительности, их свойства; приводить примеры группы объектов с общими и различными существенными и несущественными свойствами; симметричные и несимметричные отношения объектов; исследовать , распознавать и изображать отношения между объектами.
Понимание, что объект- это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека.
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой, списком.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; чувство личной ответственности при выполнении работы, развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Презентация к уроку;
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, р/т, плакат
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере (инд).
§2, ответить на вопросы
4
Отношения между объектами
Умение называть объекты реальной действительности, их свойства; приводить примеры группы объектов с общими и различными существенными и несущественными свойствами; симметричные и несимметричные отношения объектов; исследовать , распознавать и изображать отношения между объектами.
Понимание, что объект- это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека.
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой, списком
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; чувство личной ответственности при выполнении работы; р Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока
Презентация к уроку;
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, предметные картинки, р/т, плакат
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере, разбор домашнего задания (работа в группах)
§4, ответить на вопросы;
пример на отношения
5
Компьютер как система
Приобретение первоначальных представлений о компьютере как системе. Формирование понятия «Главное», зачем нужны компьютерные системы и какие они бывают.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока
Презентация на тему: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией», ПК учителя и для учащихся, мультимедийный проектор, экран, словари, электронные диски ,р/т
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере в парах, разбор домашнего задания, работа со словарём.
§5, знать устройство ПК , р/т. стр. 33, №10,
6
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
Обобщение и систематизация знаний: выделять объект исследования; называть его, давать характеристику; выделять существенные свойства объекта; видеть и называть отношения между объектами; выполнять разные действия с помощью компьютера.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере, разбор домашнего задания, работа со словарём.
Подготовка к к/р, учебник, стр.46-47
7
Контрольная работа по теме: «Действия с информацией»
Понимание и правильное использование терминологии.
Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Контрольная письменная работа в тетрадях
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение - 9 часов.
8
Анализ контрольной работы.
Мир понятий
Умение определять предмет по заданным свойствам
Умение представлять информацию о предмете различными способами;
приобретение первоначальных представлений о понятии «термин»
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Презентация на тему: «Мир понятий», ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари, электронные диски, р\т, плакат, диск.
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере, разбор домашнего задания, работа со словарём.
§6, р/т, стр41,№3, №4.
9
Деление и обобщение понятий
Приобретение первоначальных представлений о структуре деления понятий
Умение выполнять деление понятий, строить схемы, на примерах выяснить, что это за действия.
Принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; понимать, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность человека.
Презентация на тему: «Мир понятий», ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари, плакаты, предметные картинки, р/т.диск.
Беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, работа на компьютере, разбор домашнего задания, работа в группах.
§7, р/т, стр51,№3, №13.
10
Отношения между понятиями
Приобретение первоначальных представлений о структуре обобщения понятий.
Умение выполнять обобщение понятий и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера
Узнавать и называть отношения, приводить свои примеры; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, понимание того, что правильная устная и письменная речь на уроке информатики является показателем индивидуальной культуры человека.
Презентация на тему: «Мир понятий», ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари, плакаты предметные картинки, р/т
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в группах.
§9. учебник, стр. 78 - ответить на вопросы.
11
Совместимые и несовместимые понятия
Умение устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна
Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов, строить рассуждения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми; развитие
а мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в парах.
§9. учебник, р/т стр. 79 №12, выполнить задание на компьютере к уроку с компакт-диска.
12
Понятия «истина» и «ложь»
Приобретение первоначальных представлений о понятиях «истина», «ложь»
Умение различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в группах.
§10, работа со словарём,
р/т стр.74
13
Суждение
Приобретение первоначальных знаний об основных признаках суждений
Умение формулировать суждения, научиться отличать истинное суждение от ложного.
Выполнять универсальные логические действия: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
Формирование эстетических потребностей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; понимание того, что правильная устная и письменная речь на уроке информатики является показателем индивидуальной культуры человека
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в группах.
§11 р/т. стр. 79№9,
14
Умозаключение
Понять, что такое умозаключение; на основании чего делается умозаключение, как расположены заключение и посылки; умение выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок
Выполнять универсальные логические действия: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
Формирование эстетических потребностей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; понимание того, что правильная устная и письменная речь на уроке информатики является показателем индивидуальной культуры человека
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск. плакат
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в группах, парах.
Придумать умозаключение, включающее в себя три посылки и заключение, р\т №1. стр. 80
15
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»
Обобщение и систематизация знаний: определять отношения между понятиями; наглядно представлять отношения в виде кругов Эйлера; высказывать своё суждение в виде повествовательного предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается; делать заключение на основании мысленного анализа одной или нескольких посылок.
Уметь работать в группах, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
учиться критично относиться к своему мнению.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, карточки.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, выполнение тестов, практикум и работа в группах, парах.
Подготовка к к/р
16
Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие»
Понимание и правильное использование терминологии; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, уметь находить
выход из проблемной ситуации
Учиться критично относиться к своему мнению, приобретать навыки самоорганизации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; адекватно воспринимать оценку учителя; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Работа в контрольных тетрадях.
Глава 3. Мир моделей - 8 часов
17
Модель объекта
Правила ТБ
Понять, что модель - заменитель реального объекта; приобретение первоначальных представлений о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: создавать текст, рисунок, схему, макет ; самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; проявлять уважение к информационным результатам других людей.
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, предметы и их модели. Плакат.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум и работа в группах, парах.
§13 р/т. №2 стр. 8 - работа со словарём
18
Текстовая и графическая модели
Приобретение первоначальных представлений о связи между текстовой и графической моделью с моделями реального
мира, научиться создавать текстовые и графические модели отношений между понятиями
Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, проявлять уважение к информационным результатам других людей
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, предметы и их модели, плакат, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, практикум, работа в парах.
§14 р/т. №2 стр. 14 - 15, работа со словарём
19
Алгоритм как модель действий
Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий; научиться отличать алгоритм от плана действий
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; учиться подробно, сжато, выборочно передавать содержание.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
ПК учителя,
ПК учащихся , словари. р/т,, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум.
§15 р/т. №2 выполнить задания на стр23.
20
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
Приобретение первоначальных представлений о видах алгоритмов
Умение составлять различные виды алгоритмов
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, с использованием знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, в том числе с применением средств ИКТ.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, проявлять уважение к информационным результатам других людей
ПК учителя и
ПК учащихся
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум.
§16 р/т. №6,№7 выполнить задания на стр30
21
Исполнитель алгоритма
Приобретение первоначальных представлений об «исполнителе алгоритма», о различии между исполнителями «Человек» и «Компьютер», о системе команд исполнителя.
Определять общую цель и пути её достижения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по определённым признакам, установление аналогий; построение рассуждений, отнесения к известным понятиям
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, учиться критично относиться к своему мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
понимание того, что правильная устная и письменная речь на уроке информатики является показателем индивидуальной культуры человека
ПК учителя,
ПК учащихся,
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум.
§17стр. 42, выполнить задания на компьютере.
22
Компьютер как исполнитель
Приобретение первоначальных представлений о компьютере как исполнителе программ. Знать,чем отличается исполнитель-человек от исполнителя-компьютера? Может ли компьютер обрабатывать данные, если в его памяти нет программ? Благодаря каким устройствам компьютер может исполнять программы? Почему компьютер называют формальным исполнителем?
Выполнять универсальные логические действия: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
Формирование эстетических потребностей
ПК учителя,
учащихся.
Презентация
«Компьютер - универсальный исполнитель» мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум, работа в парах.
§18стр. 49, выполнить задания на компьютере
23
Повторение по теме «Мир моделей»
Обобщение знаний учащихся по теме: что такое модель; на что она может быть похожа; цели создания модели; что должна отражать модель; что такое алгоритм; как называется объект, выполняющий алгоритм?
Уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением
для простых задач; определять и называть формы записи алгоритма. Отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением; составлять список команд для конкретного исполнителя, рассказывать о компьютере как универсальном формальном исполнителе, используя термины информатики.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум, работа в парах.
Поготовка к к/р: учебник. стр.49 - задания, стр. 50-51 - повторить.
24
Контрольная работа по теме «Мир моделей»
Понимание и правильное использование терминологии.
Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи наиболее эффективными способами
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Формирование установки работы на результат.
Учиться критично относиться к своему мнению , приобретать навыки самоорганизации, контролировать свою работу и её результат; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
Работа в контрольных тетрадях.
Глава 4. Информационное управление. Повторение. - 11ч.
25
Кто кем и зачем управляет
Приобретение первоначальных представлений об управлении, схеме управления
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера с текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием схемы. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; уметь сотрудничать со сверстниками
ПК учителя,
ПК учителя,
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск, плакат.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум, работа в парах.
§19стр. 60, выполнить задания на компьютере
26
Управляющий объект и объект управления
Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления
Выполнять универсальные логические действия: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
Контролировать свою работу и её результат; уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
ПК учителя,
ПК учащихся,
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск. Плакат.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум , работа в парах.
§20стр. 60, выполнить задания на компьютере
27
Правила ТБ.
Цель управления
Приобретение представлений о цели управления: она всегда связана с выбором, а выбор происходит основе полученной информации и зависит от знаний жизненного опыта, от мировоззрения.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
ПК учителя,
ПК учащихся,
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум , работа в парах.
§21стр. 75, выполнить задания на компьютере
28
Управляющее воздействие
Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
Формирование умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
ПК учителя,
ПК учащихся,
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум, работа в парах.
§22стр., выполнить задания в р/т стр 70-71.
29
Средство управления
Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
ПК учителя,
ПК учащихся
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум, работа в парах.
§23стр, выполнить задания в р/Т стр.83.
30
Результат управления
Усвоить:
результат управления - это реакция объекта управления на управляющее воздействие; цель- это ожидаемый результат; всегда ли можно получить ожидаемый результат?
Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование установки работы на результат. Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, проявлять уважение к информационным результатам других людей
ПК учителя,
ПК учащихся
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум , работа в парах
§24стр.109, выполнить задания на компьютере
31
Современные средства коммуникации
Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, проявлять уважение к информационным результатам других людей.
ПК учителя,
ПК учащихся
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т, диск.
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум , работа в парах
§25стр.118, выполнить задания на компьютере
32
Повторение по теме: «Управле
ние»
Знать: что такое операционная система и чем она управляет
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
формирование установки работе на результат
ПК учителя,
ПК учащихся
мультимедийный проектор, экран, словари. р/т,
Эвристическая беседа, чтение текста, физминутка, наблюдение, работа в рабочей тетради, разбор домашнего задания, компьютерный практикум , работа в парах
Подготовка к к/р: учебник. стр.117-задания, стр.118-119 -повторить
33
Контрольная работа по теме «Управление»
Обобщить знания учащихся по теме, систематизировать понятия темы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду
Учиться критично относиться к своему мнению , приобретать навыки самоорганизации, контролировать свою работу и её результат; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
Работа в контрольной тетради
Подготовка к к/р
34
Итоговая контрольная работа.
Понимание и правильное использование терминологии, выделение существенного.
Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Формирование установки работы на результат.
Учиться критично относиться к своему мнению, приобретать
навыки
самоорганизации контролировать свою работу и её результат; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
Работа в контрольной тетради
35
Работа над ошибками.
Итоги года.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК «Информатика» (4 класс) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Компьютерное обеспечение уроков В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники. Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий. Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
ПРОГРАММА
УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
НАЗВАНИЕ
АВТОР
КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ
НАЗВАНИЕ
АВТОР
КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ
Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н, Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова
Допущен Министерством образования Российской Федерации
2010 г. Информатика. Учебник для четвертого класса 1-2 часть Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова
Допущен Министерством образования Российской Федерации
2013 г.
4 - издание
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА
1. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 228 с.
2. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 477 с.
3. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика. Информатика. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / В.Б. Багирян, Т.А. Половникова, В.Г. Смелова. - М: БизнесМеридиан, 2011. - 256 стр. 1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 143 2. Богомолова О.Б. Логические задачи - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 271 3.Занимательные задачи по информатике./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 4. Обработка текстовой информации: Практикум / О.Б. Богомолова, А.В. Васильев - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 150
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
-
Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
-
Информатика: учебник для 4 класса, ч. 1
-
Информатика: учебник для 4класса, ч. 2
-
Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
-
Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
-
Информатика: контрольные работы для 4 класса
-
Информатика: методическое пособие для 4 класса
-
Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
-
Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist.lbz.ru/lections/8)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР «Мир информатики» - 1-4 классы
-
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения информатики на начальном уровне ученик должен: Цель - это ожидаемый результат. Авторы УМК попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:
- Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
- Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
- Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
- Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции - это «как это работает, что оно может», что причинность - это «почему это такое», что форма - это «на что оно похоже».
- Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
- Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
- Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
- С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
- Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
- Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
- Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
- Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
- Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
- Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.
знать/понимать
-
основные источники информации;
-
назначение основных устройств компьютера;
-
правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге - составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2-3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Формы и средства контроля Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
Повышение уровня качества начального образования;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Оценка знаний обучающихся
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки обучающихся 4-го класса, качество обучения - не ниже 64%. Эталоном, относительно которого оцениваются знания обучающихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объёма предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.