Рабочая программа кружка Учись учиться

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тотемская средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «28»_августа_2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора школы по УВР МБОУ «Тотемская СОШ №1»

__________ Семакова Н. В.

«29» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директором МБОУ «Тотемская СОШ №1»

_________ Кринкина Н. В.

Приказ № 171 от «01» сентября 2014г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Учись учиться»

3-4 класс

(общеинтеллектуальное направление)

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории

Вязникова Марина Николаевна



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников кружок «Учись учиться» для 3-4 классов, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО». Рабочая программа составлена на основе авторской программы психологического развития младших школьников «Курс комплексного развития младшего школьника» авторы В.Н. Карандашев, А.С.Лисянская, Т.А.Крылова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Цель программы - познавательно-личностное развитие школьников; формирование умения осуществлять различные умственные действия развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения формирование таких психологических качеств и умений, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума Задачи: Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме Развитие познавательных способностей; Развитие общеучебных умений и навыков. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. Формирование умения решать творческие задачи. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)


Общая характеристика Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся. Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации. Данная программа психологического развития приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости). Участники программы: дети младшего школьного возраста (3 класс).

Место курса в учебном плане Занятия проходят 1 раз в неделю (34 часа за учебный год)

Актуальность программы, ценностные ориентиры Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Учись учиться» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического и, в частности, умственного, развития. В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностными результатами кружка «Учись учиться» являются следующие умения:

  • Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  • Знания моральных норм;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Средством достижения этих результатов служат: Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания. Метапредметными результатами кружка «Учись учиться» является формирование УУД. Регулятивные УУД:
  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Учиться высказывать свое предположение (версию);
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования. Познавательные УУД:
  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания. Коммуникативные УУД:
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
  1. Групповые формы работы
  2. Индивидуальные формы работы
  3. Познавательно - развлекательные
Тематика кружковых занятий разнообразна. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.

Содержание изучаемого курса Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.). Структура занятия Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стиму- лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии. Основная часть. Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV). Заключительная часть. Задача: подведение итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились. Оценка эффективности занятий психологического развития Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Кроме того, представляется важным оценивать воз действие занятий психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики» Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями. Дискуссионные методы Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему. Метод направленной визуализации Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения. Метод признания достоинств Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху. Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы): снижение уровня школьной тревожности; мотивация на саморазвитие; повышение коммуникативной компетентности; Активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем. Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы. Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия, необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы. Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда. Для реализации программы необходимо следующее оборудование: магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков; принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1; клей, степлер, скотч-лента, ножницы, бейджи, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик; тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение; записи инструментальных фоновых мелодий; необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.


Календарно - тематическое планирование работы кружка «Учись учиться»

3 класс


Тема

Цель

Что изучает психология (1 час)

1

Что изучает психология?

Повторить и закрепить понятие «память»

Воображение (6 часов)

2

Что такое воображение или фантазия

Повторить изученное, закрепить понятия «фантазия» и «воображение»

3

Создание нового образа с помощью анализа и синтеза

Рассмотреть приемы создания нового образа с помощью анализа и синтеза

4

Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования

Рассмотреть приемы создания нового образа с помощью акцентирования

5

Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

Рассмотреть приемы создания нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

6

Создание нового образа путем оживления

Рассмотреть приемы создания нового образа путем оживления

7

Роль воображения в жизни человека

Рассмотреть роль воображения в жизни человека

Абстрактное мышление (27 часов)

8 Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное

Закрепить понятия «мышление», «образное мышление», «абстрактное мышление»

9

Логическое мышление

Раскрыть понятие «логическое мышление»

10

Игры на развитие логического мышления

Развивать логическое мышление через игровой практикум

11

Творческое мышление

Раскрыть понятие «творческое мышление»

12

Игры на развитие творческого мышления

Развивать творческое мышление через игровой практикум

13

Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями.

Ознакомить с лексическим значением слова «понятие»

14

Понятие общее - частное

Познакомить с отношениями между понятиями «общее - частное»

15

Обобщение и ограничение понятий

Познакомить с обобщением и ограничением понятий

16 Составление определений

Познакомить со способом составления определений

17

Существенные и несущественные признаки

Учит выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки

18

Родовидовые отношения

Познакомить с родовидовыми отношениями между понятиями

19

Отношения между понятиями «часть - целое»

Познакомить с отношениями между понятиями «часть - целое»

20

Отношения рядоположенности

Познакомить с отношениями рядоположенности между понятиями

21

Отношения противоположности

Познакомить с отношениями противоположности между понятиями

22

Причинно-следственные отношения

Познакомить с причинно-следственными отношениями между понятиями

23

Отношения последовательности

Познакомить с отношениями последовательности между понятиями

24

Функциональные отношения

Познакомить с функциональными отношениями между понятиями

25

Понятия. Понятия конкретные и абстрактные

Закрепить, что такое «понятие», «абстрактные понятия», «конкретные понятия»

26

Отношения между понятиями

Рассмотреть отношения между понятиями

27

Что такое суждение

Раскрыть понятие «суждение»

28

Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений

Раскрыть понятие «умозаключение»

29

Что такое умозаключение. Игры на нахождение и построение умозаключений

Рассмотреть приемы построения умозаключений

30

Абстрактное мышление. Что такое аналогия

Раскрыть понятие «аналогия»

31

Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий

Рассмотреть приемы распознавания и построения аналогий

32

Что такое закономерность. Игры на нахождение и построение закономерностей

Раскрыть понятие «закономерность»

33

Что такое закономерность. Игры на нахождение и построение закономерностей

Рассмотреть приемы нахождения и построения закономерностей

34

Абстрактное мышление

Закрепить знания о всевозможных видах между понятиями

4 класс

Тема

Цель

Что изучает психология (1 час)

1

Что изучает психология? Повторить изученное, раскрыть понятия «психология», «память», «внимание», «восприятие», «поведение»

Память - запоминание сложных образов (9 часов)

2

Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов Раскрыть понятия «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству, контрасту

3

Сюжетные ассоциации при запоминании

Раскрыть понятие «сюжетные ассоциации»

4

Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания

Применить прием запоминания через ассоциации

5

Использование образов для запоминания иностранных слов

Применить прием запоминания иностранных слов через ассоциации

6

Восприятие физического облика человека

Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека

7

Восприятие и запоминание лица

Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах

8 Сложный образ

Раскрыть понятие»сложный образ»

9

Запоминание сложных образов

Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа

10

Запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов

Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа через анализ, синтез, сравнение

Пространственные представления (14 часов)

11

Что такое пространство

Раскрыть понятие «пространство»

12

Что такое пространственное представление

Раскрыть понятие «пространственное представление»

13

Свойства пространства

Рассмотреть свойства пространства

14

Размерность в пространстве

Раскрыть понятие «размерность в пространстве»

15

Двумерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости

Раскрыть понятие «двумерное пространство, плоскость», рассмотреть операции анализа и синтеза на плоскости

16 Направления трехмерного пространства. Объем

Раскрыть понятие «объем», рассмотреть направления трехмерного пространства

17

Схема тела человека и пространства

Рассмотреть схему тела человека в пространстве

18

Пространство в жизни человека (обобщающее занятие)

Рассмотреть значение пространства и знаний о нем в жизни человека

19

Мышление в трехмерном пространстве. Задания с установлением блоков в определенных соотношениях

Учить решать задачи с установлением блоков в определенных соотношениях

20

Временное представление. Установление признаков временной последовательности

Раскрыть понятие «временное представление»

21

Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности

Раскрыть понятие длительности времени

22

Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа

Раскрыть признаки темпа времени

23

Признак ритмичности и повторяемости времени

Раскрыть признаки ритмичности и повторяемости времени

24

Пространственные представления (обобщающее занятие)

Закрепить знания о временных представлениях

Внимание (3 часа)

25

Что такое внимание

Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека

26

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с послепроизвольным вниманием

27

Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение

Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением

Общение (7 часов)

28

Что такое общение. Язык общения, его секреты

Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации

29

Сочувствие, внимание, взаимоуважение

Развивать умение проявлять сочувствие, внимание, взаимоуважение к окружающим людям

30

Настроение

Раскрыть понятие «настроение», развивать умение определять настроение окружающих людей

31

Саморегуляция состояния: релаксация

Научить регулировать свое состояние во время отдыха

32

Культура общения. Правила вежливости

Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, в магазине, при разговоре по телефону

33

Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы

Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям

34

Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг

Развивать умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях, определять черты человеческого характера

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. В.Н.карандашев, А.С.Лисянская, Т.А.Крылова «Курс комплексного развития младшего школьника». Волгоград, «Учитель», 2013

2. Локалова Н.П. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» - М., 2011

Дополнительная литература:

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.

М., 1993.

4. Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.



© 2010-2022