Программа по внеурочной деяетельности По страничкам Севастополя

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа курса «По страничкам Севастополя» разработана в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие личности ребёнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины - города-героя Севастополя. Приобщение младших школьников к истории и традициям севастопольской земли даёт уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России. Севастополь, основанный как военный форпост Российской империи на Чёрном море, стал не только военной базой, но и своеобразной южной столицей государства, культурным и научным центром. Ярчайшие политики, военные, ученые, деятели культуры России обустраивали, защищали, воспевали Севастополь. Прикипая всем сердцем к его строгой красоте, не могли и помыслить, что город и флот могут достаться врагу. Феномен двух оборон Севастополя - в несгибаемом духе его защитников. А также в том, что земля эта вобрала в себя историю, обычаи и традиции многих народов и цивилизаций, живших здесь на протяжении последних трех тысяч лет. Наша земля пропитана молитвой и подвижническими трудами Андрея Первозванного, Климента Римского, Кирилла и Мефодия. В Херсонесе - Херсоне - Корсуне крестился Владимир, отсюда православная вера пришла на Киевскую Русь. Особое предназначение Севастополя прослеживается в веках, прорастает в сегодняшнем дне, подтверждается политическими событиями 2014 года, итогом которых стало воссоединение Севастополя и Крыма с Российской Федерацией. Цель изучения курса «По страничкам Севастополя» в начальной школе - развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта родного края как части России, осознающего ответственность за настоящее и будущее родной земли, способного активно действовать на её благо. Задачи

  1. Ознакомление учащихся с яркими страницами истории родного края, его природно-географическими особенностями; созидательным опытом предыдущих поколений, дважды возрождавших Севастополь к жизни.
  2. Воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к своему городу, его достопримечательностям, природной среде.
  3. Формирование культуры общения и поведения в социуме; укрепление нравственности, основанной на базовых национальных ценностях, этнокультурных духовных традициях.
Курс строится с учетом следующих дидактических принципов:
  • доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся начальной школы;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
  • наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего города. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
  • интеграция: предполагает органичное включение историко-краеведческого материала в канву уроков других учебных курсов, а также необходимость дополнения, углубления историко-краеведческих знаний учащихся в ходе изучения общеобразовательных предметов; формирование у учащихся представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
  • экологизация: использование здоровье сберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
Место курса базисном учебном (образовательном) плане Курс рассчитан на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю). Результаты освоения содержания курса Личностные результаты освоения содержания курса «Севастополеведение» должны отражать:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину - Севастополь;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих в Севастополе, Крыму, России, мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, готовности заботиться о родной земле;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств, информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
  • готовность слушать и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами освоения программы курса «По страничкам Севастополя» должны стать:
  • формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города; деяниях его основателей, защитников, устроителей; исторических традициях города-героя Севастополя; роли своей семьи в жизни региона, страны;
  • освоение доступных способов изучения природы и хозяйства родного края, его памятников и других достопримечательностей;
  • овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для её получения;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.











Содержание курса

3 класс, 34 часа Введение. С чего начинается Родина (2 часа) Что изучает курс «Севастополеведение». Твое имя. Твоя семья, семейный герб. Наш город, его географическое расположение, любимые уголки. Моя школа. Мой дом. Моя улица. История города в названиях улиц. Тема 1. Окрестности Севастополя. Севастополь на карте Крыма (3 часа) Природа Севастопольского региона. Интересные и редкие растения. Районы Севастополя. Ленинский, Нахимовский, Гагаринский и Балаклавский районы. Балаклава.. Редкие и охраняемые растения и животные. Тема 2. Черное море и его обитатели (4 часа) Природные особенности Чёрного моря. Наличие сероводорода. Легенды о Чёрном море. Обитатели Чёрного моря (бактерии, водоросли, моллюски, рыбы, животные). Редкие и охраняемые обитатели Чёрного моря. Тема 3. Древняя история Севастополя (2 часа) Древний Херсонес. «Понт Аксинский и Понт Эвксинский». Образ жизни, занятия херсонеситов. Херсонес средневековый. Кирилл и Мефодий. Принятие христианства князем Владимиром. Тема 4. Рождение Севастополя и Черноморского Флота (4 часов) Выдающиеся личности, инициаторы основания Севастополя (Екатерина ІІ, А.В. Суворов, Д.Н. Сенявин, Томас Маккензи, Ф.А. Клокачев, Г.А. Потемкин). Первые шаги. Севастополь при Ушакове, Грейге. Подвиг брига «Меркурий». «Лазаревская эпоха». Тема 5. Первая оборона Севастополя (4 часа) Причины и начало Крымской войны. Герои Первой обороны (В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин). Подземно-минная война. Исторические места Севастополя, связанные с Первой обороной. Символ города - Памятник затопленным кораблям, история его появления. «Простые» герои обороны (Даша Севастопольская, Петр Кошка, Н.И. Пирогов). Тема 6. Севастополь на рубеже 19 - 20 веков (2 час) Возрождение Севастополя после Крымской войны. Появление железной дороги. Трамвай Севастополя. Бульвары Севастополя. Исторические личности, посетившие Севастополь в этот период. Тема 7. Севастополь в Великой Отечественной войне (6 часа) Начало войны. Первые жертвы на улице Подгорной. Вторая оборона. Герои обороны Севастополя. (Матрос И. Голубец, летчик Я. Иванов и др.). Севастопольские дети. 35-я береговая батарея. Освобождение Севастополя весной 1944 года. Тема 8. Возрожденный Севастополь (2 часов) Невиданные темпы восстановления Севастополя. Вечный огонь памяти. Пост №1. Севастополь - город-герой. Символы Севастополя. Герб. Флаг. Гимн. Тема 9. Современный Севастополь (4 часа) Севастополь - столица Черноморского Флота России. Севастопольские моряки. День Военно-Морского Флота. Музеи и театры Севастополя. Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Музей Черноморского Флота. Театр им. А.В. Луначарского. Жители славного города. Севастополь - общая земля, место встречи разных народов. Итоговый урок. Город будущего (1 час) Твои представления о будущем Севастополя.






Календарно-тематическое планирование курса

Дата

Тема экскурсии

Количество часов

Виды деятельности


1

2

3

Введение. С чего начинается Родина?Экскурсия по гимназии (1 ч)

Моя школа. Мой дом. Моя улица- Экскурсия на ул. Коли Пищенко (1 ч)

Проект «Моя улица» (1 ч)

3

Личностные:

уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные:

оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные: понимать точку зрения другого

Тема 1. Окрестности Севастополя. Растения города(4 ч.)

4-5

Растения Приморского бульвара.Экскурсия на Приморский бульвар

2

Личностные: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Регулятивные: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Познавательные: отбирать необходимые источники информации.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

6-7

Редкие растения Крыма.

Экскурсия в краеведческий музей.

2


Тема 2. Чёрное море и его обитатели (4 ч.)

8-9

Чёрное море и его обитатели

Экскурсия в аквариум

2

Личностные:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «друг».

Регулятивные: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

понимать точку зрения другого

10-11

Чёрное море и его обитатели

Экскурсия в краеведческий музей

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

критично относиться к своему мнению,

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Тема 3. Древняя история Севастополя (3 ч.)

12-13

Древний Херсонес. Музеи Херсонеса.

2

Личностные: . уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью ,самостоятельно.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



Тема 4. Рождение Севастополя и Черноморского Флота (4 ч.)

14-15

Рождение Севастополя и Черноморского Флота

Экскурсия в музей ЧФ

2

Личностные: . уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью ,самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

16-17

Подвиг брига «Меркурий»

Экскурсия к памятнику Казарскому

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять

Коммуникативные: понимать точку зрения другого

Тема 5. Первая оборона Севастополя (4 ч.)

18-19

Крымская война. Герои Первой обороны. Экскурсия в Панораму

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

критично относиться к своему мнению,

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

20-21

Герои Первой обороны Экскурсия на Малахов курган

2

Тема 6. Севастополь на рубеже 19 - 20 веков (2 ч.)

22-23

Севастополь на рубеже 19-20 веков

Экскурсия на Исторический бульвар

2

Личностные:

уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные:

оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные: понимать точку зрения другого

Тема 7. Севастополь в Великой Отечественной войне (6 ч.)

24-25

Севастополь в Великой Отечественной войне. Экскурсия в дом подпольщиков.

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

26-27

Севастополь в Великой Отечественной войне. Оборона Экскурсия на 35 батарею

2

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

28-29

Севастополь в Великой Отечественной войне. ОсвобождениеЭкскурсия в Диораму. Сапун- гора.

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

критично относиться к своему мнению,

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Тема 8. Возрождённый Севастополь (2 ч.)

30-31

Вечный огонь памяти. Аллея славы.Экскурсия на Пост № 1

2

Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

критично относиться к своему мнению,

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Тема 9 Современный Севастополь (3 ч.)

32-33

Музеи и театры Севастополя Экскурсия в художественный музей

2




Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

критично относиться к своему мнению,

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

34

Итоговый урок. Город будущего Проект

1



© 2010-2022