- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубрева А.В. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
Предметнаяобласть
Предмет
Класс
Кол-во часов
(за год)
Название учебной программы
Вид программы
Кем, когда утверждена
Наличие учебно-методического обеспечения программы
Ф.И.О.
учителя
Учебники (автор)
Учебно-методические пособия учителя
Учебно-методические пособия ученика
Филология
ОРКСЭ
4а
34
Примерная программа по ОРКСЭ
Общеобразовательная
Министерством образования и науки РФ Основы мировых религиозных культур 4-5класс /авт. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина М.: «Просвещение», 2013.
ОРКСЭ книга для учителя/В.А.Тишков, Т.Д.ШапошниковаО.А.Тимофеева М.: «Просввещение», 2012.
2.Электронное приложение к учебнику. Основы мировых религиозных культур 4-5класс/авт. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина М.: «Просвещение», 2013.
III. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мировые религиозные культуры» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников: - оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; - объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими; - самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях; - чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки; Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников. Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) - регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); - совместно с учителем составлять план решения проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД - это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.); - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средства формирования познавательных УУД - это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы; - слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; - договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД - это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже. К 1-й линии развития относятся следующие из них: - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим); - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества; - знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России; - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях; - проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности); - осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях. Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения: - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций; - осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»; - на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
VI.Содержание учебного предмета.
- Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2ч)
- Основы мировых религиозных культур (28 ч)
- Духовные традиции многонационального народа России (4ч)
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Дом. задание
Кол-во часов
Дата
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч) 1-2 Россия - наша Родина.
Беседа, работа с текстом и иллюстрациями.
Знать, понимать и принимать личностью ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.
Л. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
М. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь осуществлять информативный поиск для осуществления учебной задачи. с. 4-5, ответить на вопросы с.5 2
Основы мировых религиозных культур (28 ч) 3-4 Культура и религия. Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями.
Понимать, что такое религия.
Знать мировые и национальные религии.
Л.Осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
М. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь использовать речевые средства для средства информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач.
с.6-7 читать, подготовить вопросы по содержанию 2
5-6 Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство.
Л.Уважать историю и культуру всех народов.
М.Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Принимать и сохранять учебную задачу. Быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
С.12 - 15,ответить на вопросы с.15. 2
7-8 Священные книги религий мира. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему.
Знать когда появились священные тексты и как они назывались.
Л.Уметь регулировать свои эмоциональные состояния.
М.Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь формулировать собственное мнение.
Уметь использовать речевые средства для средства информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач.
с.16 - 21, подготовить вопросы по содержанию 2
9-10 Хранители преданий в религиях мира. Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.
Знать, кто такие хранители преданий
Л.Бережно относиться к материальным и духовным ценностям христиан.
М. Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
с.24 - 27, ответить на вопросы 1,2,3 с.27 2
11-12 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации. Подготовка рассказа на тему
Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.
Л.Быть доброжелательным, уметь сопереживать чувствам других людей.
М.Понимать цель и задачи учебной деятельности. Умение оценить себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Быть готовым слушать собеседника и вести диалог.
С.28 - 29, подготовить
вопросы по содержанию
2
13 Человек в религиозных традициях мира. Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации. Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва - это…». Заполнение таблицы.
Иметь представление о понятиях: молитва, таинства, намаз, мантра.
Л.Мотивация к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
М.Уметь определять ориентиры действия в новом учебном материале. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную.
С.30 -33, составить памятку «Правила поведения в храме» 1
14-15 Священные сооружения Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы
Знать какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены.
Л.Понимать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
М. Уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Готовность слушать собеседник и вести диалог.
с.34 - 37, вопрос.5 с. 37. 2
16-17 Искусство в религиозной культуре Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России
Л. Осознавать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
М.Понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее достижения. Готовность слушать собеседника, вести диалог.
с.40 - 51 , вопросы 7 на с.51 2
18 Творческие работы учащихся Защита творческих работ. Презентации творческих работ. Уметь готовить и защищать проекты
Л. Осознавать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
М.Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
1
19-20 История религий в России Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России.
Л.Развивать этические чувства как регуляторов морального поведения.
М.Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Уметь производить логические действия сравнения, обобщения.
с.40 - 51 , вопросы 7 на с.51 2
21-22 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы.
Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.
Л. Быть доброжелательным, отзывчивым, уметь сопереживать чувствам других людей.
М.Способность понимать цели и задачи учебной деятельности. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
с.52 - 57, ответить на вопросы с. 57. 2
23 Паломничества и святыни Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы.
Иметь представление о понятиях паломничество, реликвии, мощи, о главных святынях мировых религий.
Л.Развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
М.Уметь определять ориентиры действия в новом учебном материале. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения. Уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности.
С.58 - 61, сообщение о паломничестве в Саратовской области 1
24-25 Праздники и календари Самостоятельная работа с источниками информации.
Групповая исследовательская работа.
Исследование.
Иметь представление о главных праздниках иудеев, христиан, масульман, буддистов.
Л.Бережно относиться к материальным и духовным ценностям народа. Уважать историю своего народа.
М.Принимать и сохранять учебную задачу. Использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач.
Уметь аргументировать свою точку зрения.
С.62 - 67, вопрос 5 с.67 2
26-27 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Групповая работа с источниками информации. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
Знать о том, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов.
Л.Учебно-познавательный интерес к творческой работе.
М. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
с. 68 - 71 , вопросы с. 71. 2
28 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Беседа, мини - сочинение, комментированное чтение.
Знать о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, и помощи людям.
Л.Бережно относиться к материальным и духовным ценностям народа.
М.Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
с. 72 - 73, подготовить вопросы по содержанию 1
29 Семья Самостоятельная работа с источниками информации.
Групповая исследовательская работа. Исследование.
Знать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Иметь представление о семейных ценностях.
Л. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
М. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь осуществлять информативный поиск для осуществления учебной задачи.
с.74 - 75, вопросы с. 75 1
30 Долг, свобода, ответственность, труд Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы.
Иметь представление о долге, свободе, ответственности, труде. Знать, понимать, что Отечество, семья, религия - основы религиозно- культурных традиций многонационального народа.
Л.Осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
М. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь использовать речевые средства для средства информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач.
С.76-77, вопрос с. 77 1
Духовные традиции многонационального народа России (4ч) 31-32 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Беседа Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ».
Знать, понимать, что Отечество, семья, религия - основы религиозно- культурных традиций многонационального народа.
Л.Бережно относиться к материальным и духовным ценностям христиан.
М. Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Подготовиться к защите проектов 2
33-34 Творческие работы учащихся Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Подготовка творческих работ по выбору уч-ся Презентации творческих проектов. Защита творческих работ. Презентации творческих работ.
Уметь готовить и защищать проекты
Л.Быть доброжелательным, уметь сопереживать чувствам других людей.
М.Понимать цель и задачи учебной деятельности. Умение оценить себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Быть готовым слушать собеседника и вести диалог.
2
* VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Электронное приложение к учебнику А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках, относятся: • магнитофон; • компьютер.