- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»
Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайрутдинова Л.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 104 им. М. Шаймуратова
г. Уфы
Ниверчук Натальи Владимировны.
2014г.
Литературное чтение
3 класс
Учитель: Ниверчук Н.В.
Тема: В.Осеева «Печенье», «Лекарство».
Цели: Провести работу по содержанию рассказов В.Осеевой, совершенствовать навык чтения ; развивать речь и мышление учащихся, умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование: книги, название раздела, пословицы, портрет В.Осеевой, презентация, словарная страничка, эпиграф.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания.
-Какое стихотворение читали дома?
(6 человек читают по частям)
- Какие строчки повторяются несколько раз? Для чего это делает С.Маршак?
( В произведении как бы нет конца. Маршак считает, что таких героев много, жизнь и подвиги в ней продолжаются. )
- В каких строчках выражена главная мысль?
(К славному подвигу каждый готов)
- Какой урок может вынести для себя каждый после прочтения этого стихотворения?
(Добрые дела может совершить каждый, но для этого нужно иметь доброе сердце и смелость)
- Как называется раздел учебника, в котором помещено стихотворение С.Маршака?
(За доброе дело стой смело)
- За какие же добрые дела стояли герои этих произведений?
(Иван защитил свой народ от чудо - юда, Валя - брата от собаки, мальчик - огонек спас тонущего мальчика, Матвей Кузьмин привел немцев в тыл, неизвестный герой спас девочку.)
- Какое из произведений взволновало вас больше всего? Почему?
-
Постановка цели урока и формулирование темы.
Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на представленные книги. Какие из них вам знакомы?
- Вашему вниманию представлены произведения разных жанров: это и стихи, и рассказы, и сказки.
- Послушайте отрывки из некоторых из них и попробуйте определить тему этой выставки.(о родителях)
- Какова же тема этих произведений?
- А кто такие родители?
Толковый словарь. Родители - это мать и отец по отношению к ребенку.
Прочитайте пословицу.
Кто родителей почитает, (Слайд 1)
Тот вовек не погибает.
- Как вы ее понимаете?
- Раздел, который мы начинаем читать, так и называется.
- Чему будут посвящены произведения этого раздела?
- Чему будут учить?
- Попробуйте найти имя автора в этой шифровке.
(Если вы определите закономерность, то вы сможете найти зашифрованное слово?
порсаенепвта (Осеева) (Слайд 2)
Итак, сегодня вновь нас ждет встреча с произведениями В.Осеевой.
-
Актуализация знаний.
Биография автора.
- Что вы помните об этом авторе?
- Послушайте своего товарища.
(Рассказ биографии) Осеева Валентина Александровна В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям. Она была доброй и честной, смелой и рыцарски благородной. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
- Какие произведения В.Осеевой вы читали?
- О чем писала В.Осеева?
-Послушайте некоторые отрывки.
-Какие качества воспитывает в своих читателях В.Осеева?
Теоретическая минутка.
- Все произведения В. Осеевой несут большую воспитательную нагрузку. Она старается воспитывать в своих читателях нравственные качества.
- А что такое нравственность?
(высказывания детей)
Толковый словарь. Нравственность внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении.
- Как вы понимаете выражения
Нравственный поступок.(Поступать по справедливости)
Безнравственный поступок.(Распущенный, недостойный)
- Давайте познакомимся еще с одним произведение Осевой.
-
Знакомство с текстом.
Чтение по цепочке рассказа «Печенье» - Кто является главными героями этого рассказа? - Какими ты их представляешь? Анализ произведения. - О каком внутреннем состоянии мамы говорят слова «она мешала ложечкой неначатый чай»? - Как вы думаете, что чувствовала бабушка, о которой сказано «она жевала корочку хлеба»? - Что вы думаете об этих детях? - Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков? доброта бесчувственность
лживость жадность (Слайд 3) совесть эгоизм любовь бездушие черствость уважение - Кто узнал себя в этих героях? - Можете ли вы привести примеры из своей жизни, которые бы доказывали, что вы не такие. - Как вы относитесь к героям этого рассказа? - Какие чувства вы к ним испытываете? - Почему бабушка и мама молчали? - В конце рассказа стоит многоточие , зачем? Творческое задание -Как бы вы закончили эту историю?
- Чтение рассказа «Лекарство»
- Выберите пословицы, которые подходят к этим рассказам. (Слайд 4) Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Не красна жизнь днями, а красна делами. Красив тот, кто красиво поступает. По щедрости руки видно, какое сердце. Береги платье снову, а честь смолоду.
-Как вы думаете, кто должен воспитывать в ребенке нравственные качества? -Как?
Прочитайте эпиграф. Все, что прекрасно - нравственно. (Слайд 5) Вся нравственность человека заключается В его поступках.
-
Рефлексия. (Слайд 6)
- Итог урока (Слайд 8 )
6