Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект урока

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 104 им. М. Шаймуратова

г. Уфы

Ниверчук Натальи Владимировны.





















2014г.

Литературное чтение

3 класс

Учитель: Ниверчук Н.В.

Тема: В.Осеева «Печенье», «Лекарство».

Цели: Провести работу по содержанию рассказов В.Осеевой, совершенствовать навык чтения ; развивать речь и мышление учащихся, умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств.

Оборудование: книги, название раздела, пословицы, портрет В.Осеевой, презентация, словарная страничка, эпиграф.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

-Какое стихотворение читали дома?

(6 человек читают по частям)

- Какие строчки повторяются несколько раз? Для чего это делает С.Маршак?

( В произведении как бы нет конца. Маршак считает, что таких героев много, жизнь и подвиги в ней продолжаются. )

- В каких строчках выражена главная мысль?

(К славному подвигу каждый готов)

- Какой урок может вынести для себя каждый после прочтения этого стихотворения?

(Добрые дела может совершить каждый, но для этого нужно иметь доброе сердце и смелость)

- Как называется раздел учебника, в котором помещено стихотворение С.Маршака?

(За доброе дело стой смело)

- За какие же добрые дела стояли герои этих произведений?

(Иван защитил свой народ от чудо - юда, Валя - брата от собаки, мальчик - огонек спас тонущего мальчика, Матвей Кузьмин привел немцев в тыл, неизвестный герой спас девочку.)

- Какое из произведений взволновало вас больше всего? Почему?

  1. Постановка цели урока и формулирование темы.

Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на представленные книги. Какие из них вам знакомы?

- Вашему вниманию представлены произведения разных жанров: это и стихи, и рассказы, и сказки.

- Послушайте отрывки из некоторых из них и попробуйте определить тему этой выставки.(о родителях)

- Какова же тема этих произведений?

- А кто такие родители?

Толковый словарь. Родители - это мать и отец по отношению к ребенку.

Прочитайте пословицу.

Кто родителей почитает, (Слайд 1)

Тот вовек не погибает.

- Как вы ее понимаете?

- Раздел, который мы начинаем читать, так и называется.

- Чему будут посвящены произведения этого раздела?

- Чему будут учить?

- Попробуйте найти имя автора в этой шифровке.

(Если вы определите закономерность, то вы сможете найти зашифрованное слово?

порсаенепвта (Осеева) (Слайд 2)

Итак, сегодня вновь нас ждет встреча с произведениями В.Осеевой.

  1. Актуализация знаний.

Биография автора.

- Что вы помните об этом авторе?

- Послушайте своего товарища.

(Рассказ биографии) Осеева Валентина Александровна В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям. Она была доброй и честной, смелой и рыцарски благородной. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

- Какие произведения В.Осеевой вы читали?

- О чем писала В.Осеева?

-Послушайте некоторые отрывки.

-Какие качества воспитывает в своих читателях В.Осеева?

Теоретическая минутка.

- Все произведения В. Осеевой несут большую воспитательную нагрузку. Она старается воспитывать в своих читателях нравственные качества.

- А что такое нравственность?

(высказывания детей)

Толковый словарь. Нравственность внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении.

- Как вы понимаете выражения

Нравственный поступок.(Поступать по справедливости)

Безнравственный поступок.(Распущенный, недостойный)

- Давайте познакомимся еще с одним произведение Осевой.

  1. Знакомство с текстом.

Чтение по цепочке рассказа «Печенье» - Кто является главными героями этого рассказа? - Какими ты их представляешь? Анализ произведения. - О каком внутреннем состоянии мамы говорят слова «она мешала ложечкой неначатый чай»? - Как вы думаете, что чувствовала бабушка, о которой сказано «она жевала корочку хлеба»? - Что вы думаете об этих детях? - Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков? доброта бесчувственность

лживость жадность (Слайд 3) совесть эгоизм любовь бездушие черствость уважение - Кто узнал себя в этих героях? - Можете ли вы привести примеры из своей жизни, которые бы доказывали, что вы не такие. - Как вы относитесь к героям этого рассказа? - Какие чувства вы к ним испытываете? - Почему бабушка и мама молчали? - В конце рассказа стоит многоточие , зачем? Творческое задание -Как бы вы закончили эту историю?

  1. Чтение рассказа «Лекарство»
(1 ребенок) - Кто является главным героем этого рассказа? Анализ с выборочным чтением. - Прочитайте, как вела себя девочка? - Исправилась ли она впоследствии? - Что этому способствовало? -В каком предложении выражено главное? (Пока девочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет) - Как вы думаете, почему автор назвал так этот рассказ? - Что было лекарством для мамы? - Что общего между героями этих рассказов? Чтение по ролям (работа в парах) -Подготовьте чтение по ролям - Подумайте, с какой интонацией нужно читать слова героев? Работа с пословицами - Что хотела донести до читателя В.Осеева?

- Выберите пословицы, которые подходят к этим рассказам. (Слайд 4) Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Не красна жизнь днями, а красна делами. Красив тот, кто красиво поступает. По щедрости руки видно, какое сердце. Береги платье снову, а честь смолоду.
-Как вы думаете, кто должен воспитывать в ребенке нравственные качества? -Как?

Прочитайте эпиграф. Все, что прекрасно - нравственно. (Слайд 5) Вся нравственность человека заключается В его поступках.

  1. Рефлексия. (Слайд 6)

- Используя цветные фишки, расскажите, какие чувства у вас возникали сегодня на уроке Красный - радость Жёлтый - грусть Синий - огорчение
  1. Итог урока (Слайд 8 )
Продолжи предложение. Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось работать… Я буду помнить о том… (Слайд 9) Д/з с. 40 - 42 (прочитать рассказ, в котором воспитываются нравственные качества)

6

© 2010-2022