• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению. Тема: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а – я). (1 класс)

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а – я). (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а - я).

Цель урока: формирование представления обучающихся о гласных буквах а - я, как показателе твёрдости или мягкости стоящего впереди согласного.

Задачи:

- познакомить обучающихся с буквой я и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

- учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а-я.

- развивать способность запоминания орфографического облика слов, операций анализа и синтеза мышления, связной речи и познавательного интереса;

- создать условия для активизации отработки правильности произношения.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: формирование умений и знаний.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесный, практический, проблемно-поисковый.

Оборудование: касса букв, схема звуков; карточки со словами: няня, Ляля, Тася; карточки с текстами; предметные картинки: мак.; мяч; компьютер, мультимедиа. Мячики красного и жёлтого цвета.

Планируемые результаты образования:

Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные: Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы; логические - осмысленно читают текст; анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: - знать, что перед гласными буквами ы, а, э, о, у - согласные читают твёрдо, перед гласными и, я - согласные читают мягко; - применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а-я; - анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный; - читать и разыгрывать диалоги.

№ п/п

Этап занятия

Планируемые результаты (личностные, матапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструмен-тарий

1

Организа-ционный этап

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к познавательной деятельности.

Эмоциональный и психологический настрой обучающихся на урок.

Как хорошо все буквы знать,

Нам надо в гости их позвать.

Ну, все - пора, начнем урок.

Ведь знаем мы, есть в буквах толк.

Слушают учителя и эмоционально и психологически настраиваются на урок.

Текст стихотворения.

2

Повторение изученного.

Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы; логические - анализируют, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные:

проговаривают правило:

Вижу буквы «ы, а, э, о, у» - перед ними буквы согласных читаю твёрдо.

Вижу букву «и» - перед ней буквы согласных читаю мягко;

объясняют значение слов: выл - вил,

мыл - мил.

На слайде запись:

__ ыл __ ил

(первые буквы согласных закрыты)

- Решите: в каком слове первый согласный звук должен быть мягким, а в каком - твёрдым?

- Докажите своё решение.

- Проверьте себя, прочитав слова.

- Объясните, что значат эти слова.

- Повторите известное правило чтения:

«Вижу … читаю …»

Дети слушают задание и отвечают на вопросы.

Высказывают решение: в первом - твёрдый, а во втором - мягкий.

Доказывют: его подсказывают буквы гласных.

Читают слова на слайде 1:

выл - вил

мыл - мил

Объясняют значение слов.

Проговаривают правило:

Вижу буквы «ы, а, э, о, у» - перед ними буквы согласных читаю твёрдо.

Вижу букву «и» - перед ней буквы согласных читаю мягко.

Презентация. Слайд 1

(чтение слов).

Цель: визуальная информация для выполнения учебной задачи.

Звуковая схема.

3

Формули-ровка темы и цели урока.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы; логические - анализируют, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: - анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный.

- Я задумала ещё два слова, но сначала надо составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.

- Подставьте под значками звуков слова мак буквы: мак.

- Теперь обозначим буквами звуки второго слова.

- Дальше я буду обозначать звуки буквами, а вы следите, получается ли задуманное слово.

(Учитель ставит на место второго звука. Как и в первом слове букву а)

- Получается слово?

- Слово мяч не получается. Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну букв нашего языка.

- Проговорим хором слова. Какие же звуки стоят в начале этих слов?

- Как вы думаете, в слове мяч нужна буква «а» или другая буква?

- Да, это та буква, с которой ещё не встречались - буква я (показать)

(Убирается буква а из слова и ставится буква я)

Физ. минутка «Аист»

Составляют звуковые схемы слов: мак, мяч (на доске и в тетрадях).

Составляют и комментируют:

«Звук ... обозначаю буквой …» (один ученик у доски, остальные в тетрадях).

Один ученик обозначает первый звук буквой м.

Наблюдают получается ли слово.



Хоровое проговаривание слов: мак, мяч и выделение первых звуков.

Рассуждают:

- в слове мяч для обозначения звука [а] после мягкого согласного нужна другая буква.

Предметные картинки: мак, мяч.

У детей блокнотики и карандаши.

Набор букв.







Карточка с буквой «я».

4

Знакомство с новой буквой.

Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные: Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы; логические - анализируют, делают выводы и умозаключения.

Предметные: - знать, что перед гласными буквами ы, а, э, о, у - согласные читают твёрдо, перед гласными и, я - согласные читают мягко; - применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а-я; - анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный;

1)Рассматривание буквы « я»

- Рассмотрите букву «я», назовите её (маленькую и большую).

- С большой буквой мы встретимся позже на страницах букваря.

- Чем по своей работе буква «я» похожа на букву «а»?

- А чем отличается?

2) Правило чтения слов с буквой «я».

- Внесём новую букву в схему, помогающую правильно читать.

3)Закрепление знаний.

- Закончите звуковую схему слова утята и выберите буквы для него.

- Какие гласные звуки слышим во 2 и 3 слогах?

- Какие буквы пишем?

Рассматривают букву «я», находят в азбуке, проговаривают название буквы.

Сравнивают: она обозначает тот же гласный звук Конспект урока по литературному чтению. Тема: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а – я). (1 класс) а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» - на мягкость.

Проговаривают правило:

Вижу буквы «ы, а, э, о, у» - перед ними буквы согласных читаю твёрдо.

Вижу букву «и. я» - перед ней буквы согласных читаю мягко.

Работа в паре у доски. Один составляет звуковую схему, другой составляет слово утята.

Касса букв.

(буквы я, Я)

Звуковая схема



Презентация. Слайд 2 (слово утята).

Цель: визуальная информация для выполнения учебной задачи.

5

Упражнение в чтении

1)Чтение двубуквенных слогов на слайде 3:

чередуются слоги с «а» и «я»

(на - ня, ра - ря, ла - ля., та - тя, ва - вя)



2)Чтение слов:

няня, Ляля, Тася.

- Сколько раз встречается новая буква в каждом слове?

(до чтения слов)

- Прочитайте слова.

- Какие слова написаны с большой буквы и почему?

Читают слоги: на - ня, ра - ря, ла - ля., та - тя, ва - вя.



Ответы до чтения слов.

Чтение слов, объяснением написания имён с большой буквы.

Презентация. Слайд 3

(слоги -слияния).

Цель: визуальная информация для выполнения учебной задачи.

Карточки со словами:

няня, Ляля, Тася.


Физ. минутка


3) Работа по букварю.

Чтение трёхбуквенных слогов:

а) по строчкам;

- Где слово?

б) столбиками.

4)Чтение цепочек слов (в парах).

- Прочитайте слова друг другу:

мал - мял - смял - смяла - сняла - снял - спят - спал - спала

5) Чтение по ролям.

Прискакала к теремку лягушка.

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка. А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Из какой сказки эти строчки?

- Какие герои встретились в сказке?

- Кто ещё жил в теремке?

- В каком слове встретилась буква я?

6)Дополнительно чтение:

Для слабо читающих:

аоу уаи ааиуа

оуа аяи иуыя

на - ня

ла - ля

ма - мя

Остальные читают текст самостоятельно.

Чтение трёхбуквенных слогов в парах.

Ответ: слово - шла.

Чтение цепочки слов (работа в парах).

Чтение по ролям.



Дают полные ответы на вопросы.

Чтение слова - лягушка.

Чтение по карточке гласных букв и слогов-слияний.

Самостоятельное чтение.

Букварь ч. 2, с.8.

Карточка.

Маски мышки и лягушки.



Букварь ч. 2, с.8.

6

Итог урока. Предметные: структурируют знания о букве я.

- С какой буквой познакомились?

- Какую работу она выплняет в русском языке?

- Скажем хором:

Буква «а» и буква «я»

Нам нужны для звука [а].

Вспоминают и отвечают, что узнали на уроке.

Заучивают стихотворение.

7.

Рефлексия.

Личностные:

оценивают свою деятельность на уроке.

- Выберите мячик.

- Если вы всё поняли на уроке и научились читать слова с новой буквой, то прикрепите красный мячик.

- Если вы не всё поняли на уроке и у вас ещё не всё получается, то прикрепите жёлтый мячик.

Оценивают свою работу.

Мячики красного и жёлтого цвета.



© 2010-2022