• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Отчет по теме самообразования «Методика формирования навыков осознанного и выразительного чтения посредствам устного народного творчества в классах КРО»

Отчет по теме самообразования «Методика формирования навыков осознанного и выразительного чтения посредствам устного народного творчества в классах КРО»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Отчет по теме самообразования: Методика формирования навыков осознанного и выразительного чтения посредствам устного народного творчества в классах КРО. «Что родное слово ,является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский Цель самообразования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить влияние малых форм фольклора на развитие формирования навыков осознанного и выразительного чтения детей младшего школьного возраста. Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в классах КРО, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде. Исходя из этого, поставила задачи: развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость; развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре; развитие речи учащихся; развитие познавательного интереса младших школьников. Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы. На уроках я стараюсь разнообразить материал, ввести игровые технологии. Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок по народным пословицам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению. Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из русских народных сказок, небольшие стихотворения, загадки, потешки, небылицы), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения. Устное народное творчество - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего школьного возраста. Устное народное творчество -это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. К малым формам фольклора относятся: - колыбельные песни, потешки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние неоспоримо не только на на развитие речи детей, но и на обучение навыкам чтения, т.к. они небольшие по объему и доступны для понимания. Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу "речевую зарядку", используя пословицы, поговорки, скороговорки. Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа - ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения. В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки. Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

У меня был небольшой опыт работы с детьми по изучению фольклора. Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, скороговоркам, побасенккам. Также, наряду с этим материалом, использовала такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать школьнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре. Первые уроки самостоятельного чтения ребенка я начинаю с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. При исполнении народного произведения я старалась обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. Я подбираю и выразительно читаю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции к чтению. Я использую чтение потешек и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. С помощью чтения потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Чтение и разгадывание загадок развивает способность школьников к чтению. Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка. Удачным подбором для чтения являются скороговорки. Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту русской народной сказки с использованием различных видов работ: - чтение текста про себя, комментирование его; - чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; - чтение жужжащее; - чтение хором; - чтение в темпе скороговорки; - "прыжки" (чтение через слово) - круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности использую такие упражнения в потешках и побасенках: - артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов; - чтение труднопроизносимых слов; - выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; - чтение одного предложения с разной интонацией; - "эхо": учитель читает 1-2 строчки, ученики повторяют его с той же интонацией; - чтение по ролям. Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов к словам в пословицах и поговорках). Выводы по теме самообразования: В ходе работы по теме, я определила, что первоначальный навык чтения у первоклассников класса КРО - это навык сознательного, правильного, плавного слоговом чтения, с частичным переходом на чтение целыми словами, который формируется поэтапно (этапы формирования чтения слогами, осознанности, правильности и скорости чтения, выразительности, которые даются на материале устного народного творчества) и основывается на умениях: читать слогами, соблюдать орфоэпические нормы, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, понимать прочитанное, читать в темпе 20-30 сл/мин, которые формируются при условии использованной системы упражнений на развитие артикуляционного аппарата, на предупреждение повторов при чтении.

Также в ходе проведенной работы была составлена характеристика навыка первоначального чтения и выделены основные умения первоклассников в период обучения грамоте: 1) умение читать плавно все типы слогов; 2) умение читать правильно; 3) умение читать выразительно; 4) умение понимать прочитанное; 5) умение читать в темпе 20-30 слов в минуту



Система тренировочных упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Чтение скороговорок, чистоговорок. При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания. 1) Да-да-да-из трубы течет вода. Та-та-та-у нас в классе чистота. Ты-ты-ты-поливаем мы цветы. 2) Лилии полили ли Иль увяли лилии? 3)Все бобры добры до своих бобрят. 4) Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь?

Использую игры на звукоподражание, например: На птичьем дворе. Наша уточка с утра…Кря!Кря!Кря! Наши гуси у пруда …Га!Га!Га! Наши курочки в окно…Ко!Ко!Ко!

Система тренировочных упражнений на предупреждение повторов при чтении Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от текста. Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение «постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте. Примеры скороговорок, используемых на уроках: Говори, говори, да не заговаривайся. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Летят три пичужки через три пусты избушки. Полили ли лилию, видели ли Лидию. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Щипцы и клещи - вот наши вещи.

© 2010-2022