Рабочая программа по изо УМК Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, федерального учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам начального образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте начального образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской «Изобразительное искусство» (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс. М.: Вентана-Граф, 2011г.)

Содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана для обучения учащихся общеобразовательных учреждений с учетом особенности развития обучающихся 1 «а» класса. Учащиеся по итогам психологического обследования показали среднюю степень мотивации к процессу обучения, а также средний уровень овладения лингвистическими и речевыми навыками. На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. Цель работы школы: достижение обучающимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Модель выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
  • обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Основные цели обучения:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.


Основные задачи:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Содержание учебного предмета

Форма. Понятие «форма» следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д.

Цвет. С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)

Композиция. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.

Фантазия. Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко. Место учебного предмета в учебном плане На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).


Курс «Изобразительное искусство» носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



К концу обучения в первом классе учащиеся должны:


Знать и понимать:

  • особенности произведений изобразительного искусства;
  • творчество известных русских художников;
  • виды изобразительного искусства;
  • материалы и инструменты для изобразительного искусства;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
  • с помощью красок передавать свое настроение, отношение к героям рисунков;
  • работать с красками, гуашью, карандашами, используя необходимые инструменты и материалы;
  • с помощью художественных средств передавать свойства различных объектов природы (цвет и оттенки цвета, форму, материал и др.);
  • с помощью глазомера сравнивать расстояние до объекта и между объектами, свойства объектов;
  • используя сравнение, давать краткую характеристику некоторых художественно-эстетических понятий.

В результате работы по данной программе предусматривается развитие следующих компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.









Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Форма

9

3


1

2.

Цвет

7

4


3

3.

Композиция

9

2

2


4.

Фантазия

8

3

3

2

Итого

33













































Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы урока

Тип урока

Контроль

Дата проведения

План

Факт

1.

Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.

Открытие новых знаний

(далее ОНЗ)


03.09


2.

Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.

ОНЗ


10.09


3.

Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму.

Развивающего контроля

(далее РК)


17.09


4.

Рисование осенних листьев различной формы.

ОНЗ


24.09


5.

Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.

Урок-исследование

(далее УИ)


01.10


6.

Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя.

РК


08.10


7.

Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь).

УИ


15.10


8.

Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.

ОНЗ


22.10


9.

Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать сосуду название.

УИ


29.10


10.

Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.

ОНЗ


12.11


11.

Создание зимнего пейзажа.

ОНЗ


19.11


12.

Изображение Весны - Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.

ОНЗ


26.11


13.

Рисование картины «Моё лето».

РК


03.12


14.

Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.

ОНЗ


10.12


15.

Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко.

ОНЗ


17.12


16.

Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме.

ОНЗ


24.12


17.

Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги.

Общеметало-

гической направленности

(далее ОМН)


14.01


18.

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане….».

УИ


21.01


19.

Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.

ОНЗ



28.01



20.

Рисование одного из эпизодов русской народной сказки «Теремок».

УИ


04.02


21.

Помоги Деду Морозу украсить окно снежинками.

ОНЗ


11.02


22.

Придумать разный узор по кругу для 3-х тарелок.

ОНЗ


25.02


23.

Аппликация. Собрать из геометрических фигур «Сказочный дворец».

ОНЗ


03.03


24.

Рисование волшебной паутины, которую сплёл паук.

ОНЗ


10.03


25.

Придумать свою сказку и изобразить её в нескольких картинах.(групповая работа).

РК


17.03


26.

Придумать необычную шляпу для сказочного героя.

УИ


24.03


27.

Придумать узор для калейдоскопа.

Отработка умений и рефлексия

(далее ОУиР)


07.04


28.

Рисование волшебного листа, который остался на дереве зимой и украшение его.

ОУиР


14.04


29.

Придумать и нарисовать сказочную рыбу. Форма, цвет, оперение должны быть необычными.

ОНЗ


21.04


30.

Нарисовать цветы, в которых превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа.

УИ


28.04


31.

Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.

ОУиР


05.05


32.

Придумать и нарисовать планету-яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа).

ОУиР


12.05


33.

Нарисовать волшебную музыку ветра.

УИ


19.05










Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  1. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2011г.

  2. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г.


Литература для учителя:


  1. Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова - М.: Вентана - Граф, 2013. - 68с.
  2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

  3. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010.


Литература для обучающихся:


  1. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г.


Интернет - ресурсы:

  1. rusedu.ru
  2. elenasadigova.ucoz.ru
  3. proshkolu.ru/

  4. viki.rdf.ru/

  5. pedsovet.su/




© 2010-2022