Статья Использование ЭОР в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Практическое использование электронных образовательных ресурсов

в начальной школе, как один из путей реализации ФГОС. Дорогие коллеги! В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как повысить мотивацию школьников за счёт внедрения ЭОР? Для справки: ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения: Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по новому ФГОС начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением)
  • получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)
  • проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
  • создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
  • обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
  • как обучать;
  • как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;
  • с помощью чего учить;
  • как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми будем понимать специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов (источников и инструментов), предназначенных для использования в учебном (образовательном) процессе, для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной техники. Современные ЭОР способны обеспечить:
  • поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
  • расширение сектора самостоятельной учебной работы;
  • изменение ролей: преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
  • ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
  • переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
  • реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.
В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов:
  • ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
  • ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;
  • ресурсы региональных образовательных порталов;
  • ресурсы, разработанные учителями.
В работе учителя начальных классов можно использовать следующие цифровые образовательные ресурсы:
  • ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.
edu.ru/); ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/). Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы. ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-83.html Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании". edu.h1.ru/plan/plan10.htm Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы. ug.ru/02.26/po4.htm - Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной. iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс) baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя. funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". На нем Вы найдете развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации. zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Этот ресурс полезен не только детям, но и классным руководителям, учителям биологии, экологии, руководителям кружков. ug.ru/02.26/po4.htm - По адресу сайта "Учительской газеты" можно найти письмо Министерства Образования, в котором указаны рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Авторскую программу курса информационной культуры для 1-4 классов. center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519 - В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы. На сайте конференции "Информационные технологии в образовании" расположено большое количество тезисов докладов, среди которых есть и доклады, посвященные изучению информатики в младших классах. openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". Архив этого журнала начинается с 1998 года. Для просмотра журнала на Вашем компьютере должна быть установлена программа Adobe Acrobat Reader. (Кстати, скачать эту бесплатную программу можно по адресу adobe.com/products/acrobat/readstep2.html) На этом же сайте Вы можете написать письмо в редакцию и принять участие в форуме. nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам. suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей. suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке. psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе. advise.ru/articles/80 - Советы родителям первоклассников. education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7- 10 лет в досуговой деятельности. edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников. voron.boxmail.biz - Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр. ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий. rsl.ru - Российская государственная библиотека. gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. lib.ru - Библиотека Максима Мошкова. pedlib.ru - Педагогическая библиотека. dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий» vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов. maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова) meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования. kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. ug.ru - Сайт «Учительской газеты». cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». cofe.ru/read-kas - Электронная версия журнала «Костер». skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др. solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко». pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского. vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids». freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки. suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат». library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей. playroom.com.ru - Детская игровая, комната. historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование. Таким образом, уроки с использованием ЭОР - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.



© 2010-2022