- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по ФГОС Читайка 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности по ФГОС Читайка 1-4 классы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ларионова Е.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Читайка»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Цель программы - расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов; Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности. Формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературная игра
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Календарно-тематический план
1 класс В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Дата
№
п/п
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
02.09
Литературные сказки
В.Берестов « Мастер птица»
1
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору: 1.Птицы посылают аиста и соловья учиться пению. 2.Аист у мудреца. 3.Соловей у мудреца.
09.09
1
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок
16.09
3.
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.
1
Учимся разгадывать загадки различной тематики.
Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.
Книжки - самоделки «Загадки для моих друзей
23.09
4.
Русские народные потешки и прибаутки.
1
Учимся читать потешки и прибаутки
30.09
5.
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»
1
Слушание, чтение и рассматривание книги
07.10
6.
«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».
Р. Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
14.10
7.
Русские народные игры. Игра «Вася - гусёночек»
1
Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.
21.10
8 - 9.
Ш.Перро «Красная шапочка»
2
Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
11.11
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
18.11
10.
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
1
Чтение, рассматривание книги.
25.11
02.12
11 - 12.
Сказки о животных
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
2
Чтение и рассматривание книги
09.12
13.
Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова
1
Чтение и рассматривание книги - сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
16.12
14.
Друзья детства.
К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»
1
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».
23.12
15.
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
13.01
16.
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»
1
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
20.01
27.01
17.02
17 - 19.
О наших сверстниках.
Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,
Е. Благинина «Бабушка-забота»
3
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
24.02
20.
Стихи о родном крае.
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».
1
Рассматривание сборника стихов
И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
02.03
21.
О героях.
А.Митяев «Богатыри»
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»
09.03
16.03
22 - 23.
О доброте.
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».
2
Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.
06.04
24.
«Поговорим о наших мамах»
Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.
1
Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.
13.04
25.
«В стране Вообразилии»
Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
1
Рассматривание сборника
Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.
20.04
26.
Знакомые незнакомцы.
Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
1
Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.
27.04
27 - 28.
Книги о животных.
Е. Чарушин «На нашем дворе»,
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».
1
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.
04.05
29.
О любимых игрушках.
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»
1
Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.
11.05
30.
О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик - семицветик»
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.
18.05
31.
Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»
1
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.
25.05
32.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Итоговое занятие.
Игра - викторина «Угадай сказку»
1
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг.
33.
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
-
класс
Дата
№
Тема занятия
Кол - во
часо в
Основное содержание работы
1
Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»
1
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.
2
Сказки о животных
В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»
1
Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.
3
Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.
1
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.
4
Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»
1
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях
5
Здравствуй, осень!
М. Пришвин «Листопадничек»
1
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!»
6 - 7
Худому делу - худой конец.
Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей - хвастунишка» и др.
2
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
8
Стихи о Родине.
Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.
1
Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»
9
Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин»
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»
1
Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.
10
«На ярмарке»
Малые фольклорные жанры.
1
Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.
11
Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка - выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»
1
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете
( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
12
Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»
1
Отработка связи « писатель - книги - тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .
13
Забавные стихи. А. Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»
1
Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема - автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть.
14 - 16
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
3
Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр - книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях
17 - 18
Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др.
2
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев.
19
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».
1
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
20
Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк - ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!»
1
Разграничивать книгу - произведение и книгу - сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге.
21 - 22
О героизме и трусости.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»
2
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.
23
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме»,Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки».
1
Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы.
24
Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»
1
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.
25 - 26
Произведения о ребятах - сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»
2
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком - незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.
27
Родину - мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
1
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.
28
Книги о ребятах и их делах. А. Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»
1
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке
29
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»
1
Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.
30
Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям»,
Э. Шим « Чем встречают весну?»
Э. Шим «Чем пахнет весна».
1
Обратить внимание на связь « тема - автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин
31
Знай и люби родную природу!
Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов»
Г. Скребицкий «Колючая семейка»
1
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.
32
Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»
1
Устанавливать связь « автор - книга - тема». Выделение ключевых эпизодов произведений.
33
Сказки народов родного края.
1
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.
34
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»
1
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны: знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
-
класс
Дата
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1.
Стихотворные сказки.
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
1
Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть
2.
Детские энциклопедии.
Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.
1
Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию
3.
Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
1
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн
4.
Рассказы современных писателей о детях.
Т. Лихоталь «Синяк»,
Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»
1
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю»
5 - 6
Волшебный мир сказок Бажова.
П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»
2 Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу»
7
Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,
В. Осеева «Простое дело"
1
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.
8 - 9
Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»
2
Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки.
10
Рассказы о животных.
Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»
1
Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.
11
Книги о ребятах и их делах.
А.Гайдар «Тимур и его команда».
1
Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара.
12
Произведения о долге и храбрости.
И. Тургенев «Капля жизни»
1
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.
13
Произведения о мамах и детях.
А. Милн «Непослушная мама»
1
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме.
14
Сказки о приключениях детей.
И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.
1
Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов
15
Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»
1
Особенности произведений юмористического жанра.
16
Сказки народов разных стран.
Арабская сказка «Синбад - мореход», «Али - Баба и сорок разбойников»
1
Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).
17
Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка» и др.
2
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья -кошки, собаки»
18
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.Е.Чарушин, В. Голявкин
1
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.
19
Как рождается герой.
Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»
1
Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца.
20
Люби живое.
М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин - Сибиряк «Емеля - Охотник»
1
Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения.
21
По страницам детских журналов.
Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»
1
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении
22 - 23
Твоя книжная полка.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»
2
Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова»
24 - 26
Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»
Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»
3 Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»
27
Стихи о родине поэтов родного края.
1
Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца.
28
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.
К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».
1
История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.
29 - 30
Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»
2
Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета.
31
Мифы и легенды древнейГреции.Рождение героя, Геракл в Фивах,
Немейский лев.
1
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».
32 - 33
Книги, которые надо читать долго.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
2
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»
34
КВН « В стране Читалии»
1
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
- Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
- Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
- Словесно рисовать картины к художественным текстам.
- Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
- Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
- Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
- Понимать образные выражения, используемые в книге.
- Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
- Коллективная драматизация художественных произведений.
- Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
- Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 класс Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1
О чём рассказывают журналы?
Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
2
«Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
3
«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах - ученых изобретателях
1
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.
4
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
1
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
5
«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
1
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.
6 - 7
«В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
2
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг
8 - 10
«Обыкновенная биография в необыкновенное время»
Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
3 Знакомство с новым видом издания - с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара - бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».
11 - 13
«Родные поэты». Стихи поэтов - классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
3
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
14 - 16
«Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)
3
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
17 - 19
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
3
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
20 - 22
«От благодарных читателей»М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
3
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.
23 - 24
«Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
2
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
25
Мир детства в рассказах А. П. Чехова
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»
1
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.
26 - 28
«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
3
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
29
Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Сказки братьев Гримм
1
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм
30
Картины русской природы в произведениях писателей родного края
1
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
32 - 33
Мир детства на страницах русской классики 19 - 20 веков
Д. Мамин - Сибиряк «Емеля - охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка»
2
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
34
Викторина «По страницам любимых книг».
1
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Используемая литература: 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. 5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. 9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. 10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг. 13. Интернет-ресурсы с литературными презентациямиmetodisty.ru. Все работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html