Тетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеТетрадь-приложение к учебнику по культуре общения в 3 классеУРОК 1

Тема: Повторение изученного

  • Культура общения - это часть культуры, которая выражается в речи, в повседневном общении, в манере поведения.

ВСПОМНИ!!! ____________

Речь бывает:

______________

  • Дикция - ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи.

  • Выразительность - это умение передать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты, мимика, паузы, тон и тембр голоса.

Н а р и с у й с в о ю р е ч ь

РЕЧЬ

литературная

р

разговорная

Как правильно сказать???

Я одеваю пиджак. Я надеваю пиджак.

В столовой ложат кашу в тарелки. В столовой кладут кашу в тарелки.

Мой друг звонит. Мой друг звонит.

Задание на внимательность

Вычеркни буквы а о и

А б а о в и а в б о и а о г в о о Б и и ю ю о о и а ы ы а о и

Выучи и повтори: Еле-еле ель Егор
Затащил к себе во двор.

УРОК 2

Тема: Монолог и диалог

Монолог - это речь одного лица.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Продуктивный диалог - это сотрудничество!!!

Будь вежлив!

Умей слушать!

Постарайся говорить внятно!

Умей объяснять, а не спорить!

Учись убеждать или принимать чужое мнение!

Отгадай ребусы







  • Сочини диалог

Учебник по культуре общения: ______________________________________

Ученик(ца): ______________________________________________________

Учебник по культуре общения: ______________________________________

Ученик(ца): ______________________________________________________

Учебник по культуре общения: ______________________________________

Ученик(ца): ______________________________________________________

Учебник по культуре общения: ______________________________________

Ученик(ца): ______________________________________________________



  • Подчеркни вежливые слова
Спасибо, не лезь, пожалуйста, отстаньте, спасибо, будьте добры, извините, мне некогда, с удовольствием, не мешай.
  • Выучи и повтори: Четыре черепашки учились пить из чашки. Чашку чая заварили на четыре поделили.


Урок 3

Тема: Давайте знакомиться

Обще́ние - передача информации от человека к человеку.

Представься!!! Здоровайся, улыбайся,

будь вежлив!!!

Умей слушать!!!

  • Будь внимателен,

заинтересован в собеседнике.

  • Спрашивай, слушай,

запоминай, рассказывай!

  • Не будь слишком назойливым!

Нарисуй своё лицо и лицо своего собеседника.

Ни один человек не может жить один.

Мы все ежедневно общаемся с окружающими.

Мы учимся жестам и громкости речи.

И темпы учить нам нисколько не легче.

Когда мы друг друга без слов понимаем,

То средство общения как называем? _______________________

Общенье словами весьма интересное,

Оно называется просто - ... ______________

Учитель объяснял урок,

Мне было вовсе невдомек,

Что если я урок весь слушаю,

То называюсь я, ребята,... ____________________

Когда здороваюсь, секрета в этом нет,

Я говорю товарищу... ________________

Друг мой дома, я ему

После школы позвоню.

Номер наберу: «Алло,

Дома ты уже давно?

Выходи скорей во двор».

Был коротким... ______________________

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

Урок 4

Тема: Будьте добры

Просьба:

-употребляются вежливые слова;

- произносится мягким и вопросительным тоном;

- выполняется не обязательно.

Требование:

- не употребляются вежливые слова;

- произносится строгим тоном;

- выполняется обязательно.

Просьба-совет - это вежливая просьба, в которой говорящий обращается к собеседнику с предложением сделать что-либо такое, что принесёт пользу и собеседнику.

Преврати требование в просьбу-совет:

1. Открой окно! - ____________________________________________________

2. Отдай тетрадь! - _________________________________________________

3. Запиши телефон! - _________________________________________________

Перевертыши - слова или предложения, которые читаются одинаково справа налево и слева направо.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.
АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИС, ОН УМЕН - КРЫСА СЫР К НЕМУ НОСИЛА.

КОТУ ТАЩАТ УТОК.

У ЛИП ЛЕША НАШЕЛ ПИЛУ.
УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ.

_______________________________________________________________________________

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ!!!

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... ___________________

Если нужно - извиненье,

Нужно - поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... ______________________


Человек дружить умеет,

К каждому найдет подход.

Отвечайте поскорее,

Как зовет его народ?

В общении решительный

Человек... ______________________________

СОБЕРИ СКОРОГОВОРКИ:

четыре черепашонка.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

У четырех черепашек

Два щенка, щека к щеке, Карл у Клары украл кораллы,

Щиплют щетку в уголке.

Клара у Карла украла кларнет.

Урок 5

Тема: Спрос не грех, отказ не беда

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Про какую услугу идёт речь? Что обозначает это выражение?

Отвечать на просьбу вежливо - это значит:

__________________

_______

Смотреть в лицо собеседнику

Использовать вежливые слова

Говорить негромко, спокойно

Отказ - ответ на просьбу, который содержит сообщение о невозможности её выполнить.

Вежливый отказ - это смягчённый отказ, который не вызывает обиды.

Грубый отказ - резкий, категоричный отказ, который вызывает обиду.

____________________________________________________________________________

  • Откажи вежливо другу в просьбе дать ему на один день твою любимую игрушку:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  • Как ты понимаешь? Доброе слово и кошке приятно.

Как аукнется, так и откликнется.

Спрос не грех, отказ не беда

Разгадай кроссворд:

1. Волшебное слово, которое говорят воспитанные люди

2. Вежливые слова, с которыми мы обращаемся к собеседнику, просим его о чём -то.

3. Это слово, которое мы говорим в знак благодарности

4. Его дают собеседнику, чтобы помочь

5. Разговор двух и более лиц

6. Беседа между людьми

7. Речь одного говорящего

8. Речь одного говорящего в диалоге

2 3

1 6

4 8

5

7

Урок 6

Тема: Не имей сто рублей, а имей сто друзей

  • Составьте пословицы из частей, приведённых в двух колонках:

Дружба верна не лестью, а … … а нашёл - береги.

Дерево держится корнем, а … … в беде.

Друзья познаются … … лучше новых двух.

Нет друга -ищи, … … человек друзьями.

Старый друг… … а правдой и честью.

  • Правила общения с друзьями!!!

1.Про своего друга говорить только хорошее.

2. Всегда уступать друг другу.

3. Если у друга горе, то _________________________________________________________

4. Если у друга радость, надо ____________________________________________________

5.Надо вежливо разговаривать с родителями друга.

6. Если про друга говорят плохое, его надо защищать.

Рассуждение на тему: «Есть ли у меня настоящий друг? А я хороший друг?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Урок 7

Тема: Спорить спорь, а браниться -грех

С. Михалков «Бараны»
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."

Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!" Ответь на вопросы:
1.Почему бараны утонули?
Помотал один рогами, _______________________________________________________
Уперся другой ногами... _______________________________________________________
Как рогами ни крути, 2. Кто должен был уступить?
А вдвоем нельзя пройти. ________________________________________________________
_________________________________________________________
Сверху солнышко печёт, 3.Какое значение имеет то, кто пойдёт первым?
А внизу река течёт. _________________________________________________________
В этой речке утром рано __________________________________________________________
Утонули два барана. __________________________________________________________

СПОР

ССОРА

обсуждение вопроса;

каждый отстаивает своё мнение;

спокойный тон, ровный голос;

собеседники хотят выяснить, кто прав;

собеседники не обижаются друг на друга;

каждый объясняет свою точку зрения.

обсуждение вопроса;

каждый отстаивает своё мнение;

возбуждённый тон, громкий голос;

каждый хочет доказать, что только он прав;

собеседники обижаются друг на друга;

собеседники больше кричат и критикуют друг друга, чем доказывают свою правоту.

АРГУМЕНТ - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. НЕ СПОРЬТЕ ПО МЕЛОЧАМ!!!

2. ЕСЛИ СОБЕСЕДНИК СПОРИТ ПО МЕЛОЧАМ, УСТУПИТЕ ЕМУ!!!

1. О вкусах не спорят.

2. Дальше в спор - больше слов.

3. До слёз спорь, а об заклад не бейся.

4. Дураки о добыче спорят, а умные её делят.





Урок 8

Тема: Правила ведения дискуссии

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Дискуссия - это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимопонимания, а по возможности и общего решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

От других видов споров дискуссия отличается своей целенаправленностью. Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Оппонент - ___________________________________________________________________

Придумай аргументы!

Лучше идти в парк на аттракционы, чем смотреть на стадионе футбол.

1_____________________________________________________________________________2_____________________________________________________________________________3_____________________________________________________________________________4_____________________________________________________________________________

1. Всегда помните о цели дискуссии - найти истину, решение, выход.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека.

3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

4. Придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Не спорьте ради спора!

В дискуссии могут участвовать только те,

кто открыт для другой точки зрения и

терпим к иному мнению.

Придумай кроссворд, используя следующие термины:

Спор, ссора, диалог, дискуссия, аргумент, слушатель, собеседник, оппонент…

По вертикале:

______________________________________

______________________________________
______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

По горизонтали:

______________________________________
______________________________________
______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Урок 9

Тема: Разговор по душам

Доверительный разговор - это искренний разговор между двумя людьми, разговор по душам, содержание которого никто не должен знать.

ПРОЧТИ!!! ЗАПОМНИ!!! ПОСТАРАЙСЯ РАССКАЗАТЬ!!!

Позы

При доверительных беседах позы должны быть открытыми, корпус и голова повернуты к собеседнику, ладони раскрыты, что тоже показывает открытость вашу в беседе. Ноги не скрещенные, мышцы расслаблены, взгляд прямой в лицо - вот такая поза характерна при доверительном разговоре. В противоположном случае ваши позы будут свидетельствовать о неискренности.

Жесты

Опишем некоторые жесты, которые в разговоре покажут, что действительно думает человек:

- руки спрятаны за спину - чувство вины; скрещены на груди - защита; руки расслаблены - спокойствие;

- человек сидит на краю стула - заинтересованность в беседе;

- почёсывает подбородок - обдумывает решение;

- медленно делает разные вещи - обдумывает ответ;

- прикрывает рукой рот во время своего разговора - обман;

- хозяин места, где происходит разговор, начинает собирать бумаги или что-то другое - разговор окончен;

- тело обращено к выходу - желание уйти.

Интонация

Интонацией люди могут подчёркивать какой-то момент в общении, выражать чувства и эмоции. Бывает властная, насмешливая, ироничная, уверенная интонации. В доверительной беседе и интонация должна быть доверительной, спокойной, не враждебной. Собеседник всегда будет больше доверять тону голоса, а не тому, что вы говорите. Доверительный разговор - это общение, в котором не может быть ничего скрытого.

___________________________________________________________________________________

Придумай правила ведения доверительного разговора.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумай и подготовь развёрнутый ответ на вопросы:

1. Чем отличается доверительная беседа от дискуссии?

2. С кем дискуссировать, а кому довериться?

Урок 10.

Тема: Уважение. Как общаться друг с другом?

Правила общения мальчиков и девочек:

1. Говорить о том, что интересно другому.

2. Не смейтесь над интересами друг друга.

3. Не говорите громко, не кричите!

4. Принимайте друг друга в игры.

5. Мальчики, не смейтесь над девочками, если у них не хватает силы, быстроты, ловкости и других качеств.

6. Девочки, не смейтесь, если мальчику не хватает аккуратности и терпения.

7. Не смейтесь над мальчиками, которые играют с девочками и разговаривают с ними, не смейтесь и над девочками, играющими с мальчиками; уважайте интересы другого человека.

Снисходительность - это умение прощать.

Уважать - это значит своим отношением, словами или поступками показывать, что люди (и вы в том числе) и предметы вокруг вас имеют ценность.

  • Почему так важно уважать всех людей, независимо от того, нравятся они нам или нет?

    • Потому что все люди важны.

    • Потому что к нам будут относиться так же, как мы сами относимся к другим людям.

    • Потому что каждый заслуживает того, чтобы его уважали.

Уважение к другим людям:

Я открываю дверь перед тем, кто старше, или перед женщиной.

Если кто-то уронил вещь, я поднимаю и отдаю.

Если кто-то очень спешит, то я уступаю дорогу.

Я не кричу на людей, даже если они очень меня рассердили.

Я никогда не задираю малышей.

_____________________________________________________________________________________

Задания:

1.Составьте собственный список того, что вы делаете, чтобы выразить уважение к людям.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Посмотрите вокруг себя. Как люди проявляют уважение друг к другу? Как они проявляют неуважение?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запомните! Уважение включает в себя уважение к себе, к другим людям и к окружающему миру. Человек, который не уважает себя, не может по-настоящему уважать других людей. Каждый человек достоин уважения.

Если ты уважаешь других людей, то и к тебе будут относиться с уважением.

Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошёл камень и, взяв за руку ребёнка, пошёл дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну:

- Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

- Дедушка, - спросил мальчик, - Вы не видели здесь камень?

- Я убрал его с дороги.

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб.

- Почему же вы убрали камень?

- Потому что я - человек.

Обсудите Как вы думаете, что имел в виду старик, сказав, что он убрал камень просто потому, что он - человек? Является ли, с вашей точки зрения, забота о других людях, а не только о себе, частью человеческой природы? Насколько важно, чтобы эта забота проявлялась не только на словах, но и в поступках.



© 2010-2022