Конспекты уроков по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

64.Тема: Согласный звук [Й] и буква И краткое

Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы Й;

развивать память, мышление;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук | Й | в словах и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Загадка.

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)

Ээ мэ эк эс эл

Элла экскурсия мэр Эстония

2.Орфографическая минутка

- Запишите под диктовку.

Я сегодня поймал было рыбку. Золотую рыбку, не простую.

А. Пушкин

(Слово сегодня учитель записывает на доске.)

- В каких словах орфограмма - безударная гласная в корне? (Золотую, поймал.)

- Подберите проверочные слова. (Золотую - золото, позолоченный; поймал - пойманный.)

- Какая орфограмма в слове рыбку? (Парная согласная в середине слова.)

- Кто сможет проверить это слово? (Рыбку - рыба.)

- В каких словах есть звук [Й]? (Поймав, золотую, простую.)

- Какими буквами обозначен этот звук? (Й, Ю.)

- В каких словах букв меньше, чем звуков? (Золотую, простую, так как буква Ю обозначает слог[ЙУ].)

- В каком слове все согласные твердые? (Было, рыбку.)

- В каком слове все согласные звонкие? (Было.)

III. Работа по теме урока

- Откройте учебник на с. 116 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

- Почему звук [Й] называют невидимкой? (Ответы детей.)

- Где прячется невидимка? (В буквах Е, Ё, Ю, Я.)

- Где его легко обнаружить? (В конце слова и перед согласными.)

Упр. 186 (с. 116).

- Какое правило использовали при переносе слов? (Буква Й остается на строке с предыдущей буквой.)

- Как еще можно перенести эти слова? (Разбираются все варианты.)

- Спишите, разделяя слова для переноса.

IV. Физкультминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

V. Списывание текста с грамматическим заданием

(КИМы (текст «Лесной оркестр», с. 48).)

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Что вспомнили о звуке [Й]?

- Чему на уроке научились?

VIII. Домашнее задание

Выполнить упр. 187 (с. 116).





6 5.Тема: Слова с удвоенными согласными

Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными;

Развивать память, мышление, логику;

Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Чистописание.

Загадка.

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обгонять друг друга не могут.

(ноги)

Нн но на не ни он

Н.га н.род н.беса ни. город Новосибирск

- поделить слово Новосибирск для переноса.

- Как отличить согласный звук от гласного?

2.Орфографическая минутка

(Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Если не знают, какую букву писать, оставляют пустое место.)

Гнездо белочки было на старой сосне. Под зеленой еловой лапой строит свой дом зайка.

Еж укрылся листьями и заснул на всю зиму. В нору залезла лиса.

- Прочитайте, какие слова выписали.

- Как можно проверить в них безударную гласную?

- Выделите корень в словах.

- Выпишите слово гнездо, подберите к нему однокоренные слова. (Гнездышко, гнездится, гнездовье, гнездовой.)

- Запишите последнее предложение и подчеркните главные члены предложения.

III. Самоопределение к деятельности

(Ученик на доске под диктовку учителя записывает предложение.)

Закончились уроки. Анна и Алла вышли из класса.

- Проверьте, правильно ли написано предложение.

- Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя буквами?

- Закройте одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко.)

IV. Работа по теме урока

1.Прочитайте тему урока на с. 117.

- Объясните значение слова удвоенные. (Две одинаковые буквы рядом.)

Упр. 188 (с. 117).

- Прочитайте слова.

- Значение, каких слов вам неизвестно?

- Что такое перрон? (Перрон - площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.)

- Что такое вожжи? (Вожжи - часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью.)

- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышим на месте удвоенных согласных. (Он долгий, тянется.)

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

- Прочитайте правило.

- Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать словарными. Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре.)

V. Физкультминутка

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 189 (с. 117).

- Прочитайте слова. Значение, каких слов вы не знаете?

- В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом словаре.)

- Выполните задания учебника самостоятельно.

- Как переносят слова с удвоенными согласными?

- Какие слова переносили?

- Прочитайте все способы переноса.

- Запишите новое словарное слово суббота.

2. Словарная работа.

Земляника, до свидания, урожай, родина, мороз,, малина, молоток.

Упр. 190 (с. 118).

- Прочитайте задание.

- Замените сочетания слов одним словом. Выберите его из слов для справок.

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Самооценка с помощью «светофора».)

VII. Рефлексия

Я читаю слова. Если звук долгий, и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « -».

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет. Ответ. +, -, +, -, +, +, +, -. (Проверка. Сверка с образцом на доске.)

VIII. Домашнее задание

- Выписать из орфографического словаря восемь слов с удвоенными согласными.

- Что нового узнали на уроке?


6 7.Тема: Наши проекты. И в шутку и всерьез

Цели: заинтересовать детей темой проекта; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Работа по теме урока

- Сегодня мы работаем над проектом.

- Откройте учебник на с. 119 и прочитайте, как называется проект. (И в шутку и всерьез.)

- Что необычного заметили в словах в шутку и всерьез? (Это слова с противоположными значениями.)

- Как называют такие слова? (Антонимы.)

- Цель проекта вы определите после выполнения предложенных заданий.

- Что нужно сделать в первом задании? (Расположить слова в порядке увеличения числа согласных звуков.)

- Выполните задание. (Она, паук, ягода, стриж, мандарин.)

- Почему задание выполнили не все правильно? (Не обратили внимание на разницу между звуками и буквами. Забыли, что буква Я обозначает в начале слова два звука [ЙА].)

- Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)

- Что нужно сделать во втором задании? (Сказать, какой согласный звук есть во всех словах.)

- Можно ли, посмотрев на слова, сразу сказать, где одинаковые звуки? (Нет. Нужно вспомнить, что буквы Ю и Я обозначают в начале слова и после гласных слоги [ЙУ/ и [ЙА/. Тогда ответ: [Й].)

- Что помогло вам решить задачу? (Знания о гласных Е, Ё, Ю, Я.)

- Разгадайте первую строчку известной песенки в задании 3.

- Легко ли вам было разгадать? (Да, по согласным буквам можно разгадать слово.)

- Прочитайте предложение в задании 4. Что за нелепица написана? (В одно из слов вкралась ошибка, получилось другое слово, и изменился смысл предложения.)

- Как исправить ошибку? (Вместо козел нужно написать костер.)

- Прочитайте задание 5. Назовите слово-отгадку. (Экспресс.)

- На какое правило это слово? (Удвоенные согласные в слове.)

- Сделайте вывод: почему проект называется «И в шутку и всерьез»? (Предложены шуточные, развлекательные задания, но нужны серьезные знания для их выполнения.)

III. Физкультминутка

Мы покажем букву А,

(Улыбнулись все сперва!)

Ноги в стороны прыжком,

(Ноги на ширине плеч.)

Руки кверху шалашом...

(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)

Перед нами буква А.

Раз - присели, встали - два!

(Два приседания.)

IV. Продолжение работы по теме урока

- Определите цель проекта. (Собрать занимательный материал и придумать задания, для выполнения которых нужны знания по русскому языку.)

- Какие занимательные задания вам встретились на уроке? (Пословицы, скороговорки, загадки, шарады, анаграммы.)

- Где можно использовать этот материал? (На уроке, при проведении викторин, для стенгазеты.)

- Как лучше работать над проектом - одному или в группах?

- Разделитесь на группы, пары. Желающие могут работать индивидуально.

- Подумайте, какой проект вы выполните? (Газета, интеллектуальная игра, викторина.)

- Наметьте план работы, распределите обязанности.

Примечание для учителя. Проекты можно включать в урок как этап. Можно использовать на внеклассных мероприятиях. После того как все проекты будут представлены, подвести итог: отметить находки, обратить внимание на ошибки при работе над проектом. Оценить работу.

V. Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Заинтересовала ли вас тема проекта?

VI. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

VII. Домашнее задание

В течение недели приготовить проект и выступить с ним.




68.Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;

развивать память, мышление, логику, умение отличать мягкие согласные от

твёрдых;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Чистописание.

Над домами у дорожки

Висит кусок лепёшки.

(луна)

Лл ла ли ле ло лм

Л.пата пол.вает л.сок река Лена холмик

2.Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

У Сени и у Сани в сетях сом с усами.

- Прочитайте предложение. Чем оно интересно? (В словах повторяется буква С, это скороговорка.)

- Прочитайте скороговорку медленно. Потом еще три раза, ускоряя темп.

- Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? (Отвечают 3-4 человека.)

- Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях - сети.)

- Прочитайте скороговорку, четко проговорив записанные буквы - орфографически.

- Запишите скороговорку по памяти. (Проверка. Сверка с образцом на доске. - Самооценка.

Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 20).)

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте скороговорку.

Коля просо курам нес,

Замарал он просом нос.

- Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.

- Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одной буквой. (Нос - нес.)

- Какими буквами отличаются слова? (Гласными буквами О и Е.)

- Какой звук обозначает каждая буква? (Учитель делает на доске запись.) [НОС] - [Н'ОС]

- Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и[Н'].)

- Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему это происходит.

IV. Работа по теме урока

- Откройте учебники на с. 120 и прочитайте тему урока.

Упр. 192 (с. 120).

(Устное выполнение.)

- Какие звуки «живут» в этих домиках? (Согласные.)

- Прочитайте все звуки, которые «живут» в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке.)

- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

- Назовите непарные мягкие звуки.

Упр. 193 (с. 120).

- Прочитайте все задания.

- Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.

- Кто приготовил ответ на первый вопрос? (Ответы детей.)

- Кто ответит на второй вопрос? (Ответы детей.)

- Кто ответит на третий вопрос? (Ответы детей.)

- Сделайте вывод: как узнать, твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые - мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. 194 (с. 121).

- Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.

- Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)

- Как вы определили? (После них стоят мягкий знак и буква Я. Они обозначают мягкость согласных.)

- Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы JI стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)

- Прочитайте напоминание и скажите, какие гласные буквы обозначают мягкость согласных.

Упр. 195 (с. 121).

- Посмотрите на первую пару слов и ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока.

- Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н] и [ Н']? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е - мягкость согласных.)

(Аналогично разбирают другие пары слов.)

V. Физкультминутка

Мыс товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом. (Ходьба на месте и произвольные движения.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 196 (с. 121).

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук [С].)

(Самостоятельное выполнение.)

- В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы.)

VII. Рефлексия

Карточка

- Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [Ф'].

У Фани - фуфайка,

У Феди - туфли.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

- В каких словах подчеркнули букву Ф? (У Феди, фея.)

- Те, кто подчеркнул эти два слова, поставьте «!».

- Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.

VIII. Подведение итогов урока

- Что сегодня на уроке повторили?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных?

- Какие буквы обозначают твердость согласных?

- Назовите непарные твердые звуки.

- Назовите непарные мягкие звуки.

IX. Домашнее задание

Выполнить упр. 197 (с. 122).

Программный уровень. Добавить в каждую группу по два слова.


© 2010-2022