Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограммы ча – ща, чу -щу» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Орфограммы ча - ща, чу -щу»


Тип урока: Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления) Цель урока: формировать орфографический навык записи слов с сочетаниями ча -ща, чу -щу. Задачи: Образовательные:

  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Развивающие:
  • Развить коммуникативные навыки при работе и познавательный интерес;
  • Развить речь учащихся через обогащение словарного запаса;
  • Развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательные:
  • Воспитывать культуру общения, ответственность;
  • Объективное отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Формирование универсальных учебных действий:
  • Сформировать позитивное отношение к устной и письменной речи;
  • Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Предполагаемые результаты: Метапредметные:
  • Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные:
  • Выявлять слова с сочетаниями ча -ща, чу - щу;
  • Поиск и выделение слов, отвечающих на поставленный вопрос;
  • Уметь определять «ошибкоопасные» места в словах.
Личностные:
  • Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.
Оборудование:
  • Комьютер, интерактивная доска, презентация, система Pro Class.



Этапы урока

Действия

Формируемые универсальные учебные действия

Учителя

Учеников

Организационный

(включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.)

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок русского языка начнем.

Красиво стоят возле парт, приветствуют учителя.

Личностные результаты:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний. Минутка чистописания (повторение изученного материала, отработка навыков правописания) -А для этого помогите мне отгадать загадки. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве…

-А что вы знаете об этой букве?



-Молодцы. Отгадайте вторую загадку. Щуке в речку каждый день щеткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… - А что вы знаете о букве Щ (ща)?



-Давайте вспомним, чем отличаются звуки [ж],[ш] от звуков [ч'], [щ']? Для этого соедините стрелочками звук и соответствующую ему характеристику. (вызываю детей по очереди к доске) -Так чем же звуки отличаются?



- Ребята, у букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей. Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места. - Скажите какие буквы спрятались?

- Хорошо, а теперь откроем прописи и вспомним красивое и правильное написание найденных букв. -Обратите внимание на начало буквы Ч (че), ведем плавно вверх, потом вниз и вверх. У строчной буквы а округлый первый элемент, у строчной буквы у большая длинная петля, которая пересекает нижнюю границу рабочей строки, у буквы щ (ща) - маленькая петля. -Грамотей предлагает вам обвести в кружок самые красивые буквы.










-Ч (че)

-Буква Ч (че)- обозначает согласный звук [ч']. Он глухой, мягкий, непарный, шипящий.









Щ(ща) - Буква Щ (ща) обозначает согласный звук [щ']- мягкий, непарный, шипящий.

















-Звуки [ж],[ш] отличаются от звуков [ч'], [щ']- по твердости и мягкости.









- Спрятались согласные буквы Ч (ча) , Щ (ща) и гласные А ,У. Дети работают в прописях

































Обводят в кружок красивые буквы
























Регулятивные результаты: правильное написание соединения букв. Отработка навыков правописания.
Постановка цели и задач урока.(формулирование темы) -Учитель Грамотей приготовил для вас ребусы, давайте разгадаем их. -Какие слова скрывались в ребусах? - Какие орфограммы вы заметили в этих словах? -Назовите подружек орфограмм ча и щу? - мы знаем такое правило, что после мягких согласных должны писаться гласные :е, ё, и, ю,я, а после твердых согласных - о,а, э, ы,у, так почему же в сочетаниях ча -ща, чу -щу мы пишем гласные а и у, если [ч'], [щ']- звуки которые всегда мягкие?



-Кто догадался и назовет тему нашего урока? -А какую цель поставим себе на уроке?

Верно, сегодня мы будем работать с орфограммами ча -ща, чу -щу и закреплять написание слов с этими орфограммами.
Отгадывают ребусы



-Чашка и щука

-В этих словах присутствуют орфограммы ча и щу Чу и ща.









-Орфограммы ча -ща, чу -щу не подчиняются этому правилу, они являются исключениями и их надо запомнить. ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у.

-тема нашего урока «Орфограммы ча -ща, чу -щу» -Закрепить написание слов с Орфограммами ча -ща, чу -щу.
Коммуникативные результаты: построение связного монологического высказывания. Соблюдение норм построения речи.









Регулятивные результаты: формирование постановки вопроса(проблемы) урока.
Первичное закрепление (обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуациях. Формирование умения работать в паре) - Напомните правило написания орфограмм ча -ща, чу -щу?

- Хорошо, скажите кто изображен на картинках? - Вспомним как зовут детенышей этих животных? - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте слова по группам. - На какие группы у вас получилось разбить слова? -Выпишите эти слова по группам так, один из пары выписывает детенышей зверей другой птиц. - Что общего у всех слов? А еще что общего?

Какое задание вы можете предложить выполнить с этими словами? - Подчеркните орфограмму ча. Теперь возьмите в руки цветные карандаши зеленого и синего цвета. Зеленым карандашом подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласный звук, а синим карандашом буквы, обозначающие твердый согласный звук.

-А теперь обменяйтесь с соседом тетрадями и оцените выполненную работу. -Теперь сверьте работы с доской и с помощью сигналов светофора оцените друг друга. Зеленый кружок если все верно, желтый- есть 1-2 ошибки, красный- требуется помощь.

-Выполним следующее упражнение. Посмотрите внимательно на слова, что вы заметили. -В каких орфограммах допущены ошибки? -Как нужно писать эти орфограммы? Давайте исправим ошибки. - Спишите эти слова и подчеркните орфограммы.
ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у.

-Животные ,а именно…..

-Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.





-Детеныши зверей и птиц.







-Одна орфограмма ча. Все слова во множественном числе.

Подчеркнуть орфограмму ча.



Выполняют задание.











































Слова написаны с ошибками.

В орфограммах ча -ща, чу -щу

ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у.
Коммуникативные умения: организация совместной работы.

Регулятивные умения: формирование умения выполнять последовательность действий.















































Регулятивные умения: сравнение своих способов действий с эталоном.




































Физминутка А теперь немного отдохнем и потом опять писать начнем. Выполняют движения под музыку.
Продолжение работы. Мы хорошо отдохнули и начнем дальше работать. -Прочитайте текст. Какие слоги надо вставить на месте пропусков? Спишите только слова, в которых вы поставили слоги. -Проверьте написанное. Подчеркните одной чертой букву гласного после ч,щ. -Какие гласные подчеркнули? - Одно из самых моих любимых занятий- это разгадывание кроссвордов. Я вам даю такое сложное задание, надеюсь, вы все с ним справитесь. -Вам нужно заполнить кроссворд, используя подсказки- картинки. -Какие орфограммы вам встретились?



Жи -ши, ча -ща, чу- щу.













У и а.

Рефлексия(подведение итогов занятия с использованием системы Pro Class ) Какую цель мы ставили в начале урока?

-Дополнить предложения. ча -ща - пиши с буквой… чу -щу - пиши с буквой… Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились, оцените свою работу на уроке по шкале успеха. На уровне тучки - не совсем успешно: требуется помощь и не достиг поставленной цели; уровень солнышка с тучкой- успешно: были сомнения; на уровне солнышка- очень успешно: достиг цели поставленной на уроке.
Закрепить написание слов с орфограммами ча -ща , чу -щу .

а у
Регулятивные умения: формирование умения проследить последовательность действий на уроке.

Личностные умения: самооценивание учебной деятельности.

© 2010-2022