- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограммы ча – ща, чу -щу» (1 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограммы ча – ща, чу -щу» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ибрагимова А.Р. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Орфограммы ча - ща, чу -щу»
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления) Цель урока: формировать орфографический навык записи слов с сочетаниями ча -ща, чу -щу. Задачи: Образовательные:
- Развивать орфографическую зоркость;
- Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
- Развить коммуникативные навыки при работе и познавательный интерес;
- Развить речь учащихся через обогащение словарного запаса;
- Развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
- Воспитывать культуру общения, ответственность;
- Объективное отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
- Сформировать позитивное отношение к устной и письменной речи;
- Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
- Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
- Выявлять слова с сочетаниями ча -ща, чу - щу;
- Поиск и выделение слов, отвечающих на поставленный вопрос;
- Уметь определять «ошибкоопасные» места в словах.
- Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.
- Комьютер, интерактивная доска, презентация, система Pro Class.
Этапы урока | Действия | Формируемые универсальные учебные действия | |
Учителя | Учеников | ||
Организационный (включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.) | - Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Урок русского языка начнем. | Красиво стоят возле парт, приветствуют учителя. | Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний. Минутка чистописания (повторение изученного материала, отработка навыков правописания) | -А для этого помогите мне отгадать загадки. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… -А что вы знаете об этой букве? -Молодцы. Отгадайте вторую загадку. Щуке в речку каждый день щеткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… - А что вы знаете о букве Щ (ща)? -Давайте вспомним, чем отличаются звуки [ж],[ш] от звуков [ч'], [щ']? Для этого соедините стрелочками звук и соответствующую ему характеристику. (вызываю детей по очереди к доске) -Так чем же звуки отличаются? - Ребята, у букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей. Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места. - Скажите какие буквы спрятались? - Хорошо, а теперь откроем прописи и вспомним красивое и правильное написание найденных букв. -Обратите внимание на начало буквы Ч (че), ведем плавно вверх, потом вниз и вверх. У строчной буквы а округлый первый элемент, у строчной буквы у большая длинная петля, которая пересекает нижнюю границу рабочей строки, у буквы щ (ща) - маленькая петля. -Грамотей предлагает вам обвести в кружок самые красивые буквы. | -Ч (че) -Буква Ч (че)- обозначает согласный звук [ч']. Он глухой, мягкий, непарный, шипящий. Щ(ща) - Буква Щ (ща) обозначает согласный звук [щ']- мягкий, непарный, шипящий. -Звуки [ж],[ш] отличаются от звуков [ч'], [щ']- по твердости и мягкости. - Спрятались согласные буквы Ч (ча) , Щ (ща) и гласные А ,У. Дети работают в прописях Обводят в кружок красивые буквы | Регулятивные результаты: правильное написание соединения букв. Отработка навыков правописания. |
Постановка цели и задач урока.(формулирование темы) | -Учитель Грамотей приготовил для вас ребусы, давайте разгадаем их. -Какие слова скрывались в ребусах? - Какие орфограммы вы заметили в этих словах? -Назовите подружек орфограмм ча и щу? - мы знаем такое правило, что после мягких согласных должны писаться гласные :е, ё, и, ю,я, а после твердых согласных - о,а, э, ы,у, так почему же в сочетаниях ча -ща, чу -щу мы пишем гласные а и у, если [ч'], [щ']- звуки которые всегда мягкие? -Кто догадался и назовет тему нашего урока? -А какую цель поставим себе на уроке? Верно, сегодня мы будем работать с орфограммами ча -ща, чу -щу и закреплять написание слов с этими орфограммами. | Отгадывают ребусы -Чашка и щука -В этих словах присутствуют орфограммы ча и щу Чу и ща. -Орфограммы ча -ща, чу -щу не подчиняются этому правилу, они являются исключениями и их надо запомнить. ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у. -тема нашего урока «Орфограммы ча -ща, чу -щу» -Закрепить написание слов с Орфограммами ча -ща, чу -щу. | Коммуникативные результаты: построение связного монологического высказывания. Соблюдение норм построения речи. Регулятивные результаты: формирование постановки вопроса(проблемы) урока. |
Первичное закрепление (обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуациях. Формирование умения работать в паре) | - Напомните правило написания орфограмм ча -ща, чу -щу? - Хорошо, скажите кто изображен на картинках? - Вспомним как зовут детенышей этих животных? - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте слова по группам. - На какие группы у вас получилось разбить слова? -Выпишите эти слова по группам так, один из пары выписывает детенышей зверей другой птиц. - Что общего у всех слов? А еще что общего? Какое задание вы можете предложить выполнить с этими словами? - Подчеркните орфограмму ча. Теперь возьмите в руки цветные карандаши зеленого и синего цвета. Зеленым карандашом подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласный звук, а синим карандашом буквы, обозначающие твердый согласный звук. -А теперь обменяйтесь с соседом тетрадями и оцените выполненную работу. -Теперь сверьте работы с доской и с помощью сигналов светофора оцените друг друга. Зеленый кружок если все верно, желтый- есть 1-2 ошибки, красный- требуется помощь. -Выполним следующее упражнение. Посмотрите внимательно на слова, что вы заметили. -В каких орфограммах допущены ошибки? -Как нужно писать эти орфограммы? Давайте исправим ошибки. - Спишите эти слова и подчеркните орфограммы. | ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у. -Животные ,а именно….. -Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата. -Детеныши зверей и птиц. -Одна орфограмма ча. Все слова во множественном числе. Подчеркнуть орфограмму ча. Выполняют задание. Слова написаны с ошибками. В орфограммах ча -ща, чу -щу ча -ща пиши с буквой а чу -щу пиши с буквой у. | Коммуникативные умения: организация совместной работы. Регулятивные умения: формирование умения выполнять последовательность действий. Регулятивные умения: сравнение своих способов действий с эталоном. |
Физминутка | А теперь немного отдохнем и потом опять писать начнем. | Выполняют движения под музыку. | |
Продолжение работы. | Мы хорошо отдохнули и начнем дальше работать. -Прочитайте текст. Какие слоги надо вставить на месте пропусков? Спишите только слова, в которых вы поставили слоги. -Проверьте написанное. Подчеркните одной чертой букву гласного после ч,щ. -Какие гласные подчеркнули? - Одно из самых моих любимых занятий- это разгадывание кроссвордов. Я вам даю такое сложное задание, надеюсь, вы все с ним справитесь. -Вам нужно заполнить кроссворд, используя подсказки- картинки. -Какие орфограммы вам встретились? | Жи -ши, ча -ща, чу- щу. У и а. | |
Рефлексия(подведение итогов занятия с использованием системы Pro Class ) | Какую цель мы ставили в начале урока? -Дополнить предложения. ча -ща - пиши с буквой… чу -щу - пиши с буквой… Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились, оцените свою работу на уроке по шкале успеха. На уровне тучки - не совсем успешно: требуется помощь и не достиг поставленной цели; уровень солнышка с тучкой- успешно: были сомнения; на уровне солнышка- очень успешно: достиг цели поставленной на уроке. | Закрепить написание слов с орфограммами ча -ща , чу -щу . а у | Регулятивные умения: формирование умения проследить последовательность действий на уроке. Личностные умения: самооценивание учебной деятельности. |