- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир 1 класс Откуда берётся и куда девается мусор?
Окружающий мир 1 класс Откуда берётся и куда девается мусор?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Салахова Р.А. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру, 1 класс Тема: Откуда берётся и куда девается мусор? Тип: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности Цели: - Создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; - убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе. Планируемые результаты: Осознание учащимися необходимости соблюдать чистоту; освоение первичных навыков совместной работы. Предметные: - организовать деятельность учащихся по выбору средств и способов деятельности для определения источника возникновения мусора и его утилизацию. - определить источники возникновения мусора и способы его утилизации; -понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе; - понимать необходимость раздельного сбора мусора; - находить применение бросовому материалу. Метапредметные: - содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнять и оценить свои достижения; - извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентации; вступить в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение;(организовать поиск нужной информации через чтение текстов, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение в группах необходимости раздельного сбора мусора; - выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; - группировать объекты по заданному признаку. Личностные: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; - осознать значимость своей деятельности в малых группах; - обеспечить мотивацию учебной деятельности. - проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; - понимать ответственность за свои поступки; - бережно относиться к ценностям окружающего мира.
Межпредметные связи: Технология: «Работа с бросовым материалом» Оборудование урока: рисунки Злючки-Грязючки, Мудрой Черепахи, Муравьишки-Вопросика, цветок ромашки с лепестками- вопросами, рисунок космоса с мусором, упаковки от продуктов, конверт «Советы Мудрой Черепахи, 4 мусорные корзины с надписями: бумага, стекло, пластик, металл.
Хор урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
- Организационный момент
- Посмотрите на смайликов. Похлопайте в ладоши те, чьё настроение соответствует 1 смайлику, 2, 3. Дети сидят группами по 4 человека. Партнёры по плечу приветствуют друг друга(Л) - Я желаю тебе сегодня добра, Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу. - Учащиеся выбирают смайлика с экрана и хлопают.
- Мотивация к познавательной(учебной) деятельности.
- Как вы думаете, какая беда случилась на планете? И что там делает Злючка-Грязючка? - Как вы считаете, сможем ли мы помочь жителям этой планеты? - Тогда, вперёд! Удачи вам!
- Это сигнал бедствия
Дети рассматривают картинку на доске: на фоне космического пространства изображена планета, заваленная мусором, видны бутылки, пакеты, железные банки и др. На горе мусора - Злючка-Грязючка) Предположения детей: она появляется там, где грязно. 3.Самоопределение к учебной деятельности. УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат.
- Предлагаю обратиться к словам-помощникам. Как вы думаете, какие важные вопросы надо задать, чтобы решить проблему жителей этой планеты? На доске, цветок-ромашка с вопросами на лепестках: что?кто?как?откуда?куда?где?когда?почему?зачем? На доске появляется тема урока: Откуда берётся и куда девается мусор? - Если мы ответим на эти вопросы, то, значит, справимся с заданием. - Определите наших помощников на уроке. Если у вас возникли вопросы и затруднения, то к кому можно обратиться за помощью? - Русская пословица гласит: «Один ум хорошо, а два - лучше». Последуем совету и будем работать в группах.
«Мозговой штурм». Коллективный отбор самых важных вопросов: откуда берётся мусор? И куда убрать мусор?
- Спрашивать можно у учителя, друг у друга, обратиться к Мудрой Черепахе, к Муравьишке-Вопросику.
Дети сидят группами по 4 человека.
4.Актуализация необходимых знаний УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и выделение необходимой информации. 1.Ребята, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Обсудите в группах, откуда берётся мусор? - Откуда же берётся мусор? - Посмотрите, какой мусор образуется после этих продуктов? /Демонстрация упаковок от использованных продуктов/. Выслушав все группы, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей; став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. - Оцените свою работу в группе. - Нам не понравилась планета, на которой разбросан мусор. А можем ли мы так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было? Дети обсуждают в своей группе, откуда берётся мусор?
- Человек каждый день использует продукты и вещи. После их использования остаются упаковки, т.е. мусор. По слайду рассматривают продукты
Дети оценивают свою работу на оценочных листах. - нет. 5.Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. 2.Человек не может жить без этих вещей, но получается, что эти вещи мешают жизни. Что делать? - Обсудите в группе, что нужно сделать с такими отходами.
- Подумайте и обсудите в группе, куда же девается мусор из наших домов?
- Давайте проследим путь мусора из вашей квартиры. На своих листочках покажите стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.(Работа в парах) - Обсудите в группах: Куда лучше вывести мусор? выберите правильный ответ на доске.( на доске три слова :ЗАВОД, СВАЛКА, РЕЧКА) Выслушиваются ответы детей.
- Конечно, же самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
- Где организуются свалки? - Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников. ФИЗМИНУТКА (Инопланетяне)
Выдвижение гипотез (с записью их на доске): закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить. Высказывают свои предположения, обосновывают их. (Мусор из ведра попадает в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз)
Высказывают свои предположения, обосновывают их. - Взаимопроверка и оценивание.
Осознание нового знания: машину надо отправить на завод по переработке мусора. Из него сделают новые упаковки для продуктов. - Дети оценивают работу группы.
Высказывают свои предположения. Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах. - Ребята, а кто знает, для чего сортируют мусор? - Давайте и мы поучимся сортировать мусор. - У доски стоят контейнеры(вёдра) разных цветов. - Обсудите в группах: зачем нужны разноцветные контейнеры для мусора? - Попробуйте рассортировать вот эти предметы мусора для перерабатывающих заводов. С мусором надо обращаться осторожно, поэтому используйте перчатки.
- Посмотрим, правильно ли вы рассортировали мусор. (Каждая группа, объясняет, как рассортировали мусор, затем учитель предлагает сложить его в контейнеры у доски- надписи перевернуть- БУМАГА, СТЕКЛО, МЕТАЛЛ, ПЛАСТМАССА, ПАКЕТЫ - Ребята, а что произойдёт, если мы выгоним Злючку-Грязючку, и мусора не будет? - Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: Обсудите в группах. - Придумайте правила, которые надо выполнять, чтобы стало чисто в классе, школе, городе. - Давайте прочитаем правила, которые принёс Муравьишка-Вопросик.
- Быть настоящим хозяином дома, улицы, города!
- Не разбрасывать мусор!
- Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры!
- Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим
Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать
Отвечают дети
Ребята в группах сортируют мусор, чтобы из одного материала сделать новую вещь. Важно, чтобы дети поняли: предметы нужно сортировать не по форме, цвету, размеру, а именно по материалу. Затем учащиеся самостоятельно сортируют упаковки из-под продуктов на своих рабочих столах. Взаимопроверка по группам.
Ответы детей ( станет чисто и красиво)
Высказывают свои предположения, обосновывают их.
Дети оценивают работу группы. Дети предлагают различные способы использования ненужных предметов: пакет из-под молока можно превратить в кормушку для птиц; пластиковую бутылку - в стаканчик для карандашей; в металлической коробочке из-под чая можно хранить разные мелочи; пластиковые стаканчики из-под йогурта можно использовать для рассады и т. д. Из пустых стаканчиков из-под йогурта изготовить самим новогодние игрушки на елку в школу. Итог урока - Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили жители ЯЛМЕЗ? - Какие советы мы отправим им для решения их проблемы? - А вот какие советы даёт нам Мудрая Черепаха, как сделать так, чтобы мусора было меньше.
- Не бери лишних мешков и пакетов в магазине, если не будешь их использовать, а сразу выкинешь.
- Пиши и рисуй на обеих сторонах бумаги.
- Не покупай больше, чем может понадобиться.
- Не выбрасывай старые игрушки и книжки, они могут кому-то пригодиться.
- Как спасти планету?
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей. Рефлексия УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности - Оцените свои достижения на уроке с помощью листа самооценки: Обведи смайлика - оцени себя! 1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эти задания. 2) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) 3) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 4)Хотел бы ты работать в этой же группе на других уроках? - Я надеюсь, что после сегодняшнего урока на нашей ЗЕМЛЕ станет на 24 эколога больше. Дети оценивают себя на листах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (если останется время) Познакомиться с материалами, которые приводят учёные-экологи, о разложении разных материалов. «Битое стекло. Ничем не растворяется. Может пролежать в земле сотни лет.» «Пластмасса: бутылки. Вообще не разлагаются. Могут плавиться при горении, но при этом выделяют очень вредный газ.» «Полиэтиленовые пакеты и резина разлагается от 10 до 20 лет.» «Бумага, картон, дерево - разлагаются быстро, хорошо горят.» «Металлические банки - разлагаются от 80 до 100 лет, не горят.» «Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.»