Окружающий мир 1 класс Откуда берётся и куда девается мусор?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру, 1 класс Тема: Откуда берётся и куда девается мусор? Тип: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности Цели: - Создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; - убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе. Планируемые результаты: Осознание учащимися необходимости соблюдать чистоту; освоение первичных навыков совместной работы. Предметные: - организовать деятельность учащихся по выбору средств и способов деятельности для определения источника возникновения мусора и его утилизацию. - определить источники возникновения мусора и способы его утилизации; -понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе; - понимать необходимость раздельного сбора мусора; - находить применение бросовому материалу.
Метапредметные: - содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнять и оценить свои достижения; - извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентации; вступить в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение;(организовать поиск нужной информации через чтение текстов, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение в группах необходимости раздельного сбора мусора; - выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; - группировать объекты по заданному признаку. Личностные: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; - осознать значимость своей деятельности в малых группах; - обеспечить мотивацию учебной деятельности. - проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; - понимать ответственность за свои поступки; - бережно относиться к ценностям окружающего мира.
Межпредметные связи: Технология: «Работа с бросовым материалом» Оборудование урока: рисунки Злючки-Грязючки, Мудрой Черепахи, Муравьишки-Вопросика, цветок ромашки с лепестками- вопросами, рисунок космоса с мусором, упаковки от продуктов, конверт «Советы Мудрой Черепахи, 4 мусорные корзины с надписями: бумага, стекло, пластик, металл.

Хор урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
  1. Организационный момент
- Поприветствуйте друг друга.(Л)

- Посмотрите на смайликов. Похлопайте в ладоши те, чьё настроение соответствует 1 смайлику, 2, 3. Дети сидят группами по 4 человека. Партнёры по плечу приветствуют друг друга(Л) - Я желаю тебе сегодня добра, Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу. - Учащиеся выбирают смайлика с экрана и хлопают.
  1. Мотивация к познавательной(учебной) деятельности.
УУД: внутренняя потребность включения в учебную деятельность- «хочу»; волевая саморегуляция, планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Как приятно сегодня у нас в классе, чистота и порядок. Спасибо дежурным! В чистом классе и думается легче. - Дорогие, ребята! Сегодня на урок я принесла вам необычное сообщение. На сайты российских и республиканских школ пришёл сигнал SOS. Кто из вас знает, что он означает? - А за сигналом пришло сообщение, послушайте его внимательно. «Уважаемые жители Земли! Мы живём на планете ЯЛМЕЗ. Посылаем вам снимок нашей планеты, которой грозит гибель. Посоветуйте, как спасти нашу планету! Заранее вам мы благодарны!» - Давайте посмотрим на снимок.





- Как вы думаете, какая беда случилась на планете? И что там делает Злючка-Грязючка? - Как вы считаете, сможем ли мы помочь жителям этой планеты? - Тогда, вперёд! Удачи вам!



- Это сигнал бедствия













Дети рассматривают картинку на доске: на фоне космического пространства изображена планета, заваленная мусором, видны бутылки, пакеты, железные банки и др. На горе мусора - Злючка-Грязючка) Предположения детей: она появляется там, где грязно. 3.Самоопределение к учебной деятельности. УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат.
- Предлагаю обратиться к словам-помощникам. Как вы думаете, какие важные вопросы надо задать, чтобы решить проблему жителей этой планеты? На доске, цветок-ромашка с вопросами на лепестках: что?кто?как?откуда?куда?где?когда?почему?зачем? На доске появляется тема урока: Откуда берётся и куда девается мусор? - Если мы ответим на эти вопросы, то, значит, справимся с заданием. - Определите наших помощников на уроке. Если у вас возникли вопросы и затруднения, то к кому можно обратиться за помощью? - Русская пословица гласит: «Один ум хорошо, а два - лучше». Последуем совету и будем работать в группах.





«Мозговой штурм». Коллективный отбор самых важных вопросов: откуда берётся мусор? И куда убрать мусор?







- Спрашивать можно у учителя, друг у друга, обратиться к Мудрой Черепахе, к Муравьишке-Вопросику.

Дети сидят группами по 4 человека.
4.Актуализация необходимых знаний УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и выделение необходимой информации. 1.Ребята, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Обсудите в группах, откуда берётся мусор? - Откуда же берётся мусор? - Посмотрите, какой мусор образуется после этих продуктов? /Демонстрация упаковок от использованных продуктов/. Выслушав все группы, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей; став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. - Оцените свою работу в группе. - Нам не понравилась планета, на которой разбросан мусор. А можем ли мы так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было? Дети обсуждают в своей группе, откуда берётся мусор?



- Человек каждый день использует продукты и вещи. После их использования остаются упаковки, т.е. мусор. По слайду рассматривают продукты







Дети оценивают свою работу на оценочных листах. - нет. 5.Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. 2.Человек не может жить без этих вещей, но получается, что эти вещи мешают жизни. Что делать? - Обсудите в группе, что нужно сделать с такими отходами.

- Подумайте и обсудите в группе, куда же девается мусор из наших домов?

- Давайте проследим путь мусора из вашей квартиры. На своих листочках покажите стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.(Работа в парах) - Обсудите в группах: Куда лучше вывести мусор? выберите правильный ответ на доске.( на доске три слова :ЗАВОД, СВАЛКА, РЕЧКА) Выслушиваются ответы детей.

- Конечно, же самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

- Где организуются свалки? - Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников. ФИЗМИНУТКА (Инопланетяне)



Выдвижение гипотез (с записью их на доске): закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить. Высказывают свои предположения, обосновывают их. (Мусор из ведра попадает в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз)

Высказывают свои предположения, обосновывают их. - Взаимопроверка и оценивание.

Осознание нового знания: машину надо отправить на завод по переработке мусора. Из него сделают новые упаковки для продуктов. - Дети оценивают работу группы.





Высказывают свои предположения. Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах. - Ребята, а кто знает, для чего сортируют мусор? - Давайте и мы поучимся сортировать мусор. - У доски стоят контейнеры(вёдра) разных цветов. - Обсудите в группах: зачем нужны разноцветные контейнеры для мусора? - Попробуйте рассортировать вот эти предметы мусора для перерабатывающих заводов. С мусором надо обращаться осторожно, поэтому используйте перчатки.



- Посмотрим, правильно ли вы рассортировали мусор. (Каждая группа, объясняет, как рассортировали мусор, затем учитель предлагает сложить его в контейнеры у доски- надписи перевернуть- БУМАГА, СТЕКЛО, МЕТАЛЛ, ПЛАСТМАССА, ПАКЕТЫ - Ребята, а что произойдёт, если мы выгоним Злючку-Грязючку, и мусора не будет? - Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: Обсудите в группах. - Придумайте правила, которые надо выполнять, чтобы стало чисто в классе, школе, городе. - Давайте прочитаем правила, которые принёс Муравьишка-Вопросик.
  • Быть настоящим хозяином дома, улицы, города!
  • Не разбрасывать мусор!
  • Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры!
  • Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим
- оцените работу своей группы. -Как сделать так, чтобы было меньше мусора? -Обсудите в группе свой способ вторичного использования мусора. -Ребята, вы можете подойти к контейнерам с мусором и выбрать упаковки, которые хотите использовать.






Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать



Отвечают дети

Ребята в группах сортируют мусор, чтобы из одного материала сделать новую вещь. Важно, чтобы дети поняли: предметы нужно сортировать не по форме, цвету, размеру, а именно по материалу. Затем учащиеся самостоятельно сортируют упаковки из-под продуктов на своих рабочих столах. Взаимопроверка по группам.







Ответы детей ( станет чисто и красиво)







Высказывают свои предположения, обосновывают их.





















Дети оценивают работу группы. Дети предлагают различные способы использования ненужных предметов: пакет из-под молока можно превратить в кормушку для птиц; пластиковую бутылку - в стаканчик для карандашей; в металлической коробочке из-под чая можно хранить разные мелочи; пластиковые стаканчики из-под йогурта можно использовать для рассады и т. д. Из пустых стаканчиков из-под йогурта изготовить самим новогодние игрушки на елку в школу. Итог урока - Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили жители ЯЛМЕЗ? - Какие советы мы отправим им для решения их проблемы? - А вот какие советы даёт нам Мудрая Черепаха, как сделать так, чтобы мусора было меньше.
  • Не бери лишних мешков и пакетов в магазине, если не будешь их использовать, а сразу выкинешь.
  • Пиши и рисуй на обеих сторонах бумаги.
  • Не покупай больше, чем может понадобиться.
  • Не выбрасывай старые игрушки и книжки, они могут кому-то пригодиться.
- Ребята, смотрите после всей проделанной нашей работы на уроке и планета ЯЛМЕЗ стала чище , и Злючка-Грязючка куда-то подевалась! Как вы думаете понравился ей наш урок? Почему? - А теперь прочитайте название планеты наоборот.(ЗЕМЛЯ) -Мы с вами решали экологическую проблему нашей планеты. - Так , что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы? Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и её богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь её богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.


- Как спасти планету?

Высказывания детей.



















Высказывания детей.







Высказывания детей. Рефлексия УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности - Оцените свои достижения на уроке с помощью листа самооценки: Обведи смайлика - оцени себя! 1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эти задания. 2) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) 3) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 4)Хотел бы ты работать в этой же группе на других уроках? - Я надеюсь, что после сегодняшнего урока на нашей ЗЕМЛЕ станет на 24 эколога больше. Дети оценивают себя на листах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (если останется время) Познакомиться с материалами, которые приводят учёные-экологи, о разложении разных материалов. «Битое стекло. Ничем не растворяется. Может пролежать в земле сотни лет.» «Пластмасса: бутылки. Вообще не разлагаются. Могут плавиться при горении, но при этом выделяют очень вредный газ.» «Полиэтиленовые пакеты и резина разлагается от 10 до 20 лет.» «Бумага, картон, дерево - разлагаются быстро, хорошо горят.» «Металлические банки - разлагаются от 80 до 100 лет, не горят.» «Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.»



© 2010-2022