Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасного движения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10


Утверждено:

Директор МОАУ СОШ №10

__________/ __________________

Приказ от «____»___________20___г.№___






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА


«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ»


2015 - 2016 учебный год


Составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы», программы непрерывного образования «Основы безопасности движения» разработанной Гордеевой Натальей Валерьевной, Волковой Ириной Николаевной, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ №10, утверждённой приказом от 28.08.2015г. № 311. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы; Москва «Просвещение», 2011г.


Ф.И.О. учителя, составившего программу: Ульченко Лариса Анатольевна, первая квалификационная категория


Количество часов всего: 36 часов, в неделю: 1 час

Рассмотрено:

Руководитель методического объединения

____________/_______________________

Протокол от ___________________№___

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________/_____________

«___» ______________20____г.

г. Белогорск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы непрерывного образования «Основы безопасности движения» разработанной Гордеевой Натальей Валерьевной, Волковой Ириной Николаевной, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ №10, утверждённой приказом от 28.08.2015г. № 311. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы; Москва «Просвещение», 2011г. Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организациях. Основание для разработки программы: 1.Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». 2.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». 3.Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы»

В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровьесбережения населения страны и, в первую очередь, детей и подростков. Существенно способствует реализации поставленных задач по улучшению данной ситуации стремительный рост новых здоровьесберегающих технологий. Вместе с тем, вопросы обеспечения безопасности детской жизни и профилактики детского травматизма всё ещё продолжают быть весьма актуальными. Число детских травм, в том числе с летальным исходом, держится на недопустимом уровне. Противостоять этому процессу может пересмотр педагогических технологий и методик в работе с детьми в части формирования навыков культуры собственной безопасности и разработка соответствующего комплекса воспитательных и образовательных мер в образовательных учреждениях. Анализ существующих в стране практик работы в направлении повышения уровня детской безопасности и профилактики детского травматизма выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у обучающихся навыков личной безопасности. Несмотря на присутствующий в школьной программе учебный курс окружающий мир, современные дети часто не видят для себя важности и актуальности изучения и соблюдения, элементарных правил собственной безопасности, не в состоянии на практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные в школе, знания. Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности. Программа «Основы безопасности движения» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения. Для достижения наибольшей результативности обучения Правилам и безопасности дорожного движения методика преподавания должна основываться на следующих принципах:

  • Обязательное обучение всех школьников;
  • Регулярное, обучение;
  • Учет возрастных и психофизических особенностей учащихся;
  • Творческий подход к изложению учебного материала с учетом конкретных местных условий дорожного движения;
  • Систематическая проверка знаний, умений и навыков учащихся (в том числе игры, соревнования, конкурсы и т.п., проводимые вне учебных часов программы).
Применять для оценки знаний дорожной безопасности обычную школьную пятибальную систему оценок нельзя! Оценка в баллах допустима лишь для оценки активности участия учащихся в учебном процессе, в том числе и в обсуждении ответов своих соучеников на вопросы учителя. Для проверки знаний можно использовать:
  • Сдачу устных зачетов или выполнение письменных контрольных работ по одной или нескольким темам;
  • Выполнение тренировочных упражнений на магнитной доске и т.д.;
  • Выполнение тестов с вариантами ответов по каждой теме;
  • Решение контрольных билетов;
  • Оценка знаний учащихся должна рассматриваться как критерий меры соответствия знаний и умений учащихся, которыми они фактически овладели, уровню знаний и умений, обеспечивающему безопасность на дороге.
Все уроки должны проводиться с широким использованием наглядности, применением компьютерных и мультимедийных технологий, выполнение каждым учащимся заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений. Привлекать учеников к участию в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем и моделированию дорожных ситуаций, анализу этих ситуаций и пути их решения. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Цель программы: Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач: - предупреждение опасного поведения юных участников движения; - совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах; - активизация познавательной деятельности школьников в данном направлении; - формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска; - передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях; - в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника общеобразовательного учреждения в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования - формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности. Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности. Уроки по ПДД в начальной школе проводятся еженедельно (1 час в неделю), общее количество часов для 2-7 классов - 36 Адресат: программа разработана для детей 8-9 лет. Срок реализации программы 1 год ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Изучение предметной области «профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» в общеобразовательных учреждениях должно обеспечить: формирование и развитие установок активного здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Контрольное направление.

Контроль осуществляется один раза в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа - дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы. Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД. Оценка обучающихся проводится по балльно-рейтинговой системе учёта успеваемости. Предполагаемый результат:
  • Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  • Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Знание правил дорожного движения;
  • Умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
  • Совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. Сформированности навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения). Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками У детей 8-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Второклассники умеют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала. В формировании произвольного внимания важны чёткая внешняя организация действий ребёнка, показ ему образцов, с помощью которых он может управлять своим сознанием. Эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приёмов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем, важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приёмы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Воображение у второклассников развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 8-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элементы взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчётливо проявляется, когда школьники встречаются с новой необычной задачей. Ребёнку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит характер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить. При обучении второклассников педагог должен раскрывать связи между отдельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям скучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро отвлекаются от занятий. Большую роль в обучении играет речь ребёнка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах. В 9-10-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом развитии ребёнка. У них появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной информации от органов чувств и абстрактной вербальной - от взрослых. Внимание у детей этого возраста вполне устойчивое и произвольное. Они могут контролировать своё поведение в зависимости от собственных установок и дорожной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непредвиденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает ребёнка внезапно, он на какое-то время теряется и реагирует с опозданием. Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщёнными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом. Ключевую роль играет понимание и осознание определённых действий в процессе обучения: анализ. Оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определённым признакам, доказательство, поиск общего. Таким образом, обучая младших школьников безопасному поведению на дорогах, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Все занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения урока, эффективность которого зависит от степени рациональной организации процесса обучения, плотности конкретных занятий, оптимальной дозировки учебной нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся, пр. На всех стадиях развития психофизиологические функции подростков меняются, меняются и внешние обстоятельства. Призыв «Будь внимателен на дороге!» на подростка не производит должного впечатления - он чересчур погружен в собственные ощущения и находится под их воздействием. Несколько слов о самом понятии «внимательность». Специалист в области транспортной психологии профессор Д. Клебельсберг считает, что «под внимательностью следует понимать высокий уровень активности различных психических функций, так что, строго говоря, было бы правильнее рассматривать не «внимательность», а внимательное «смотрение» и «слушание» и т. д. Вообще, надо сказать, призывы типа «Будь внимателен на дороге!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие подобные не только практически неэффективны, но и, будучи лишены конкретики, скорее дискредитируют ПДД, чем помогают их усвоению. С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие - лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избегать отрицательных формулировок, то необходимо представлять подросткам такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора». Не следует обращаться к подросткам с такими указаниями как: «Надо оглядеться», «Надо осмотреться», «Нужно внимательно смотреть по сторонам» и т.п. По сути - это ничего не значащие абстрактные указания, не имеющие ничего общего с конкретными требованиями, обеспечивающими безопасность пешехода. Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся, имеющие вполне логический смысл и цель - безопасность в конкретных условиях. При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению многих специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает подросткам лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Не смотря на всю важность самих Правил дорожного движения надо учить подростков не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге.

Принципы обучения детей младшего школьного возраста Учитывая неравномерность психического и физического развития детей младшего школьного возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть, построен на основе дидактических закономерностей: - от простого к сложному; от близкого к далекому; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие: - преемственность; - последовательность и постепенность; - принцип развивающего обучения; - доступность; - наглядность; - принцип единства обучения и воспитания.

Методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися. При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие методы: рассказ; рассказ-объяснение; беседа; работа с иллюстративным материалом; игра; игры-упражнения; состязание; работа с учебной книжкой- тетрадью; практический урок; тренировочные упражнения; экскурсия.

Принципы и методы воспитания младших школьников законопослушному поведению на улицах и дорогах Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек законопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Целью воспитания является сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного движения.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода Этот принцип предполагает учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот - приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность. Увидев машину, ребёнок не может определить, как быстро она приблизится к нему. Заметив один автомобиль, он не видит другой. Дети 7 лет замечают на дороге только то, что им известно. Если ребёнок не знает особенности движения транспорта, то никак не реагирует на его появление. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов. С учётом мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения. При этом педагог в большей мере использует свой авторитет. Воспитание требует отношения к каждому ребёнку как к личности. Наделённой собственными чувствами, взглядами, мыслями и волей. Отношение к нему как к маленькому. Постоянная и назойливая опека лишь тормозит его психическое развитие. Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожной ситуации. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия - дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во-первых, это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во-вторых, внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться, испугаться. Педагог должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями. То есть постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно ране появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, с другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку следует постоянно разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например, что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения Правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только младших школьников, но и родителей. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты. Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это: - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни; - навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат; - навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ); - оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей. Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется; - умение определять способы и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований; - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это: - навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности; - знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности; - умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё; - обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления; - навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности; - умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска; - анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения; - оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся

1 - 4 классов по правилам и безопасному поведению на дорогах.

Учащиеся должны знать:

1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.

  1. Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.

  2. Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)

  3. Что такое остановочный путь и его составляющие.

  4. Что такое тормозной путь, как он определяется.

  5. Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

  6. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.

  7. Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.

  8. Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.

  9. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

  10. Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.

  11. Правила поведения пешеходов на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

  12. Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.

  13. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.

  14. Правила перехода через железнодорожные пути.

  15. Дорожные ситуации - ловушки.

Учащиеся должны уметь:

  1. Определять места перехода через проезжую часть.

  2. Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.

  3. Пользоваться общественным транспортом.

  4. Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.

  5. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.

  6. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

  7. Определять величину своего шага и скорость своего движения.

  8. Определять признаки движения автомобиля.

  9. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Виды и причины ДТП.

1

1

2

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

2

2

3

Движение пешеходов, их права и обязанности

1

1

4

Пешеход и его друзья

1

1

5

Виды транспортных средств и дорожное движение

1

1

6

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

1

1

7

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

2

2

8

Правила перехода через железнодорожный переезд.

2

2

9

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

1

1

10

Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.

1

1

11

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

1

1

12

Я - велосипедист.

1

3

13

Термины и Понятия.

2


14

Итоговое занятие.

1

1


Итого

18

18


Всего

36



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту. 2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия, возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута. 3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара - по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это необходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении? 4. У пешехода есть друзья - дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь. 6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения - специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей. 7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».

8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд. 9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке. 10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте. 11. Скейтборд, ролики, самокат - это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде. 12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист - водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку? 13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.

14.Итоговый урок.

Тематическое планирование по основам безопасного движения

2 класс


№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Виды УУД

1-2

04.09

11.09.

История появления правил дорожного движения.

П. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Р.Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

К. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачей учебной коммуникации.

Л. учебно-познавательные мотивы;

3-4

18.09

25.09

Что такое ДТП и почему дети попадают в дорожные аварии.

П. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

К. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

Л. устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

5-6

02.10

09.10

Госавтоинспекция на страже порядка на дорогах. Профессия сотрудника ДПС.

П. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

Р. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

К. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Л. внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;

7-8

16.10

23.10.

Виды транспортных средств и дорожное движение

П. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

К. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Л. внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи

9-10

30.10

13.11

Правила поведения пользования общественным и личным транспортом при посадке и выходе из него

П. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Р. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

К. Умение формулировать точку зрения.

Л. подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;

11-12

20.11

27.11

Улица, транспорт и пешеходы

П. Умение осуществлять логическое действие «синтез».

Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

К. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

Л. устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

13-14

04.12

11.12

Виды пешеходных переходов.

П. Умение устанавливать аналогии.

Р. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

К. Умение адекватно оценить поведение окружающих.

Л. учебно-познавательные мотивы;

15-18

18.12

25.12

15.01

22.01

Правила перехода проезжей части в зоне регулируемого пешеходного перехода.

П. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Р. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. Л.Формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности

19-22

29.01

05.02

12.02

19.02

Правила перехода в зоне нерегулируемого пешеходного перехода.

П. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Р. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

К. Умение формулировать точку зрения.

Л. осознание учебной цели и связи задач с конечной целью

23-26

26.02

04.03

11.03

18.03

Правила перехода проезжей части вне зоны видимости перехода или перекрёстка

П. умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Р. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

К. Умение адекватно оценить поведение окружающих.

Л. подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;

27-28

01.04

08.04

История светофора. Новое о светофоре.

П. Умение устанавливать аналогии.

Р. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

К. Умение адекватно оценить поведение окружающих.

Л. осознание учебной цели и связи задач с конечной целью

29-30

15.04

22.04

Роль дорожных знаков в безопасности движения

П. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Р.Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

К. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачей учебной коммуникации.

Л. устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

31-34

29.04

06.05

13.05

20.05

Дорожные ловушки: «Отвлечение внимания»

Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

К: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

35-36

27.05

Итоговое занятие

П. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

Р. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. К. Умение определить общую цель и пути ее достижения. Л. осознание учебной цели и связи задач с конечной целью



Формы представления результата: Агитбригада для обучающихся Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну дорожных знаков»

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы

Плакаты по безопасности дорожного движения.

2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска с функцией МИМИО;
  • ноутбук;
  • универсальное устройство(сканер, принтер, копир)
  • мультимедийный проектор

экспозиционный экран.

3

цифровые образовательные ресурсы

презентации

видеофильмы
Успешная реализация программы предполагает наличие определённой материально-технических базы, включающей в себя: оборудование - компьютерный класс с доступом в Интернет (количество компьютеров зависит от количества учебных групп и их наполняемости расходные материалы - дидактические и раздаточные пособия для самостоятельной работы, используемые при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты (в том числе по окружающему миру), обучающие диски, пр.

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, расположенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в образовательном учреждении.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения образовательном учреждении. Дорожная разметка в холле (рекреации) школы.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).

5. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Наименование

Автор

Издательство и год издания 1 «Безопасность на улицах и дорогах» Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д.

  1. М.: Просвещение, 2004

2 Дети и дорожное движение Агадюнова К.В.
  1. М.: Просвещение, 1999.
3 Правила дорожного движения для школьников Дмитрук В.П.
  1. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 160
4 Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения.
  1. Журнал «Классный руководитель», 2007г, №5, с.108-139.
5 Азбука маленького пешехода Шалаева Г.П. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008
© 2010-2022