- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок ОРКСЭ на тему Защита Отечества
Урок ОРКСЭ на тему Защита Отечества
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Берсенева Т.Ю. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Асбестовское автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Методическая разработка урока
по теме «Защита Отечества»
Составила: Берсенева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
г. Асбест
Тема урока: Защита Отечества.
Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.
Задачи:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-
овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: мультимедийная установка, диск с презентацией урока.
Место проведения: учебный кабинет.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Минутка релаксакции: слушание музыки леса (голоса птиц - соловей)
Учитель: Что вам сейчас представилось? (ответы детей)
Это все можно назвать одним словом - Родина.
Задание: подберите к слову «родина» синонимы (ответы детей).
Слайд 1. Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.
-
«Мозговой штурм»
-
Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)
(Приложение №1)
Учитель: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
-
Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы.
Учитель: предположите: как звучит тема сегодняшнего урока.
(Ответы учащихся)
-
Объявление темы и цели урока.
Учитель: Тема урока «Защита Отечества».
Слайд 2. Конституция Российской Федерации Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, каждый - кто проявит на уроке особое старание и отличные знания, получит «Звезду Успеха» (Приложение 2).
-
Задание: прочтите эпиграф нашего урока и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Эпиграф на доске:
«И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;»
(А.С.Пушкин)
(ответы детей)
Учитель: На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.
Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!
Запишите тему урока в тетрадь.
(Запись в тетради: Защита Отечества.)
-
Повторение.
-
Работа в группах. (Приложение3)
Учитель: вам предстоит работа в группах.
Следует вспомнить уроки окружающего мира в начальной школе на которых вы изучали историю нашей Родины.
-
Учащиеся получают задания и выполняют работу в группах.
Высказывания детей по заданиям.
Учитель: Уроки окружающего мира были для вас как окошки, через которые вы заглядывали в Историю своей Родины, знакомились с событиями далеких и не очень далеких времен. Сегодня это путешествие продолжается.
-
Работа по теме урока.
-
Введение в тему.
Слайд 3. (Звучит мелодия песни О.Газманова «Москва»).
Учитель: Прочтите слова из песни Олега Газманова «Москва», мы продолжаем читать летопись времен.
-
Рассказ учителя.
«Наши предки-славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет зложелательства, ни коварства, - говорил один византийский писатель, - они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кроткости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками они обращались мягко и человечно.
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. (На доску учитель вывешивает табличку со словом «Богатыри»)
Слайд 4.
Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»!
Слайд 5 (ответы детей, награждается ученик, назвавший правильно всех богатырей «Звездой Успеха»)
(Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)
Беседа по вопросам:
-
От кого богатыри защищали Русь? Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли? (ответы учащихся)
-
Знаете ли вы других русских богатырей? (ответы учащихся)
-
Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней? (ответы детей)
-
О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название? (ответы детей).
-
Спеть о богатырях вам хочет «сказитель»
(Ученик в костюме древнего сказителя с гуслями поет о богатыре - Святогоре).
Что у ласкова, сударь, князя Владимира
А и было пированье почестный пир,
Было столование, почестный стол.
Много на пиру было князей
И русских могучих богатырей…
Выезжал ли Святогор гулять во чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырской помериться,
А сам чует в себе силу он великую,
Чует - живчиком по жилкам разливается.
Грузно с силы Святогору, как от бремени.
И промолвил Святогор - свет, похваляючись:
«По моей ли да по силе богатырскоей
Каб державу мне найти, всю землю поднял бы».
С тех слов увидел Святогор прохожего,
Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой,
И поехал Святогор к тому прохожему.
Едет рысью, все прохожий идет передом,
Во всю прыть не может он догнать прохожего.
Закричал тут Святогор да громким голосом:
«Гой, прохожий человек, пожди немножечко,
Не могу догнать тебя я на добром коне».
Сдалека прохожий Святогора слушался.
Становился, с плеч на землю бросал сумочку.
Наезжает Святогор на эту сумочку,
Своей плеточкой он сумочку пощупывал.
Как урослая, та сумочка не тронется.
Святогор с коня перстом ее потрогивал,
Не сворохнется та сумка, не шевельнется,
Святогор с коня хватал рукой, потягивал,
Как урослая, та сумка не поднимется.
Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
Он приладился, взялся руками обеими,
Во всю силу богатырскую принатужился,
От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
А поднял суму то земли только на волос,
По колена ж сам он в мать сыру землю увяз.
Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
«Ты скажи мне, прохожий, правду истинну,
А и что, скажи ты, в сумочке накладено?»
Взговорит ему прохожий да на те слова:
«Тяга в сумочке от матери сырой земли».
Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
«А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?»
Взговорит ему прохожий ли на те слова:
«Я Микула есмь, мужик я Селянинович,
Я: Микула,- меня любит мать сыра земля».
Слайд 6.
-
О ком вы узнали, из этой песни? (ответы детей)
-
О других богатырях прочтите на слайде. Слайд 7.
-
Имена каких богатырей запомнили? (ответы детей).
((Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)
-
Учитель: предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знаете ли вы русских богатырей?»
Вопросы викторины:
-
Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор)
-
Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
-
Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
-
Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)
-
Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
- А жили ли богатыри на самом деле, как вы считаете? (ответы детей);
- Об этом мы тоже узнали из древних летописей.
- Подтвердилось ли ваше мнение? Что нового для себя узнали? (ответы детей).
- Перед вашими глазами прошла галерея портретов древних защитников Отечества - земли русской, можете нарисовать дома иллюстрацию о богатырях или найти ее и наклеить в тетрадь. Возможно, вы найдете имена и других славных богатырей, сделайте в тетради запись и приготовьтесь рассказать о них на следующем уроке.
-
Физкультминутка ( музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
-
Беседа об А.Невском.
Слайд 11.
Учитель: Посмотрите на эту картину, известен ли вам этот человек? (ответы детей).
Это Александр Невский. Об этой исторической личности мы сегодня уже говорили. Вспомните: за что князя Александра прозвали Невским? (ответы учащихся)
(Учитель вывешивает на доску табличку со словом «Полководцы»)
-
Рассказ об Александре Невском расскажет Витя.
(Ученик читает сообщение об А.Невском) Слайды 11, 12, 13,14.
Учитель: Запишите в тетрадь имя этого полководца.
Известно ли вам, что не всегда Александр Невский вставал перед врагом с оружием в руках?
(Учитель вывешивает табличку со словом «Миротворец»)
-
Подберите синонимы к слову «миротворец» (ответы детей).
За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.
В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. Слайд15.
-
Запишите в свои словари новое слово «лик», в этом случае оно означает «собрание».
Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины (слайд 16), рассмотрите картину известного художника Н.Рериха и скажите, какой сюжет из жизни князя изобразил он в своей картине (ответы детей).
В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь - Александро-Невская лавра (слайд 17)
В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины (слайд18).
-
Работа по учебнику.
-
Как по - вашему, какие войны вел А.Невский - завоевательные или оборонительные? (ответы детей)
-
Сейчас мы будем работать с учебником и узнаем, какие войны оправданы с христианской точки зрения.
(чтение статьи учебника стр.89 - 90)
-
Беседа по - прочитанному:
-
Какая война считается справедливой?
-
Когда православный человек вправе взяться за оружие?
-
Расскажите о чем просил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского в 1380г., когда князь отправлялся на битву с войском хана. Слайд 19.
-
Почему святой Сергий дал благословление на битву?
-
О чем должен помнить воин даже на войне?
О том, как состоялась битва Дмитрия Донского с ханом Мамаем, вы сможете дома посмотреть слайд- фильм на диске. Запишите в тетрадь имя этого полководца, если вас заинтересовала эта историческая личность, вы можете приготовить о ней рассказ.
-
Кто знает фамилию русского полководца под командованием которого была разбита армия Наполеона? Слайд 20.
(За правильный ответ вручается «Звезда Успеха»)
-
Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове приготовила Милена. (Ученица читает сообщение о М.И.Кутузове. Приложение №5.)
Учитель:
-
Как звали французского императора, напавшего на Россию?
-
Кто возглавил русские войска?
-
Как народ отблагодарил победителей в Отечественной войне 1812 года?
-
Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.
Учитель: вспомните, какую великую войну вел наш народ 65 лет назад. (Ответы учащихся) Слайд 21.
-
Чем закончилась эта война?
-
Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
-
Кто участвовал, воевал на той войне?
-
Можно ли назвать их богатырями земли русской? Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27.
О героях Великой Отечественной войны я хочу начать рассказ, а продолжить его сможет по желанию каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя.
Слайды. Учитель: героями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стала вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и ее брат Александр Космодемьянский, о их подвигах написала книгу их мать Любовь Тимофеевна (показ книги), рядовой Александр Матросов, который закрыл своей грудью дзот. Те неизвестные солдаты, которые повторили его подвиг. Генералы и маршалы, летчики, танкисты и пехотинцы, все кто не жалел жизни для своей Родины для жизни других поколений. (Ученики самостоятельно читают тексты слайдов).
Сегодня о своем прадедушке - участнике Великой Отечественной войны в стенгазете рассказала Даша и принесла показать настоящие боевые награды, которые хранятся в их семье. (Ученица показывает ордена и медали и кратко рассказывает о своем прадедушке). Слайд 28.
-
Учитель: предлагаю работу в группах.
1 группа: разработайте «Кодекс чести воина»;
2 группа: нарисуйте свой Орден Мужества. Каким вы его представляете.
3 группа: из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов. (Приложение 4)
Выступают ответственные от групп. (За выполненные задания учащиеся поощряются)
Слайд 29. Учитель: перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга.
-
Самостоятельная работа.
Задание: подумай и напиши, как должен вести себя воин
-
с врагами Отечества?
-
с детьми врагов?
-
с пленными?
-
со стариками?
Обмен мнениями, обсуждение правильности выводов. Слайд 30.
-
Итог:
Учитель: подведем итоги нашего урока.
-
Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите. (Дети показывают смайлики)
-
Кроссворд «Победа». Слайд 31.
Расставьте слова в кроссворде и прочтите главное слово для защитника Отечества и каждого из нас.
Молодцы! Спасибо всем за урок! Слайд 32.
-
Домашнее задание.
Учебник стр.88 - 91 читать, задания.
Индивидуальные задания: рассказы о защитниках Отечества, творческие проекты по теме урока.