- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект. Урок русского языка. Тема: Правописание сочетаний чк, чн, щн. Автор Полякова А. В
Конспект. Урок русского языка. Тема: Правописание сочетаний чк, чн, щн. Автор Полякова А. В
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смагина Н.А. |
Дата | 09.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока
Автор: Смагина Наталья Аркадьевна
Учитель 1 квалификационной категории
МОУ «Костинская СОШ»
Методическая разработка урока.
Аннотация Данный урок входит в систему уроков по формированию навыков письма сочетаний чк, чн, нч. Умение учащихся находить в словах данные случаи написания должно быть сформировано на достаточно высоком уровне, поэтому учебная деятельность на уроке организована так, чтобы в процессе наблюдений за словами дети сами формулировали правило, находили пути решения учебной задачи, делали выводы, т.е на данном уроке превалирует системно - деятельностый подход . Предмет : Русский язык, 1 класс. Автор учебника А.В.Полякова.
Цель: систематизировать знания о правописании буквосочетаний чк, чн, щк. Задачи: личностные - формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; метапредметные - освоение способов решения проблем поискового характера; учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять синтез как составление целого из частей; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
предметные - уметь определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой). Формировать орфографическую зоркость .
Технологии : частично - поисковый метод.
Оборудование : Красочные изображения букв Ч и Щ
Карточки для индивидуальной и групповой работы :
Карточки с фонетическим разбором №1
Карточка «Вставь сочетания» № 2
Карточка - помощница : Пиши ЧК без Ь
Маска ( белочка)
Презентация
План урока.
- Организационный момент.
- Эмоциональный настрой
- Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Постановка учебной задачи. Основная часть урока. Работа в парах. Решение учебной задачи . Формулировка вывода и правила.
- Физическая пауза.
- Закрепление. Работа на индивидуальных карточках( формирование умения анализировать словесный материал и находить изученные сочетания). Работа с учебником, упражнение 88 . Применение на практике полученных знаний.
- Рефлексия.
Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн
ХОД УРОКА
I .Орг. момент
II .Эмоциональный настрой (1 слайд)
- Добрый день. Сегодня у нас на уроке гости. Я желаю всем солнечного настроения.
III.Эпиграф урока ( 2 слайд)
-Начну урок с таких слов:
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
- Почему эти слова стали на нашем уроке эпиграфом, как вы думаете?
- Что предстоит нам на уроке ?
Учащиеся с опорой на символы рассказывают о ходе урока.
-
РАБОТА В ПАРАХ
А
УЧИМСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО
1,2,3
РАБОТАЕМ ПО АЛГОРИТМУ
!
ЖДИ ЛОВУШКУ
- Вы назвали действия. Какие это действия ? (УУД)
Учащиеся отвечают : универсальные учебные действия
- Почему универсальные ?
Учащиеся : эти действия пригодятся на всех уроках.
IV. Основная часть
-
Дата, классная работа.
-
Чистописание
- Мы будем отрабатывать умение красиво писать
На доске запись : Н, Р, Ч, М, Л
- Какая буква лишняя?
Учащиеся : Ч - она обозначает глухой шипящий всегда мягкий согласный звук, все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки, которые могут быть и твёрдыми, и мягкими
-
Актуализация
На доске :
П К Щ Д
- Какие буквы могут встать в один ряд с буквой Ч?
- Почему?
Учащиеся : Щ - она обозначает глухой шипящий всегда мягкий согласный звук
Целеполагание.
- Буквы Ч и Щ - особенные . Они очень любят секреты, сложные ситуации и загадки. Я предлагаю вам раскрыть секреты обозначения мягкости этих букв на письме.
Тема нашего урока :
«Правописание буквосочетаний с мягкими согласными Ч и Щ»
4. Новая тема. ( 3 слайд)
Карточка № 1 (работа в парах)
- Вам нужно решить фонетическую задачу , т.е. записать слово к каждой фонетической записи ниже в строчке.
[ д э н ] [ н о ч к а ] [ п а м о щ н и к ] [ п э ч н и к ]
( Учащиеся работают в парах)
Проверка работы:
Первое слово ДЕНЬ
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Как обозначена мягкость этих согласных на письме ?
- Могут ли эти буквы обозначать твёрдые согласные звуки?
Вывод - Значит , чтобы на письме показать мягкость некоторых согласных, необходимо после них писать гласные Е,Ё, Ю, Я, И и Ь.
- Второе слово НОЧКА.
- Назовите мягкие согласные .
- Как вы на письме показали мягкость этого согласного?
- Значит, между ЧК Ь писать не нужно, т.к. Ч - всегда мягкий.
- Третье слово ПЕЧНИК.
(Мягкие согласные п, ч, н. Мягкость П и Н обозначена гласными. Ч - всегда мягкий, значит Ь не пишем).
- В сочетании ЧН Ь писать не нужно.
- В слове Помощница в сочетании Щ Н между этими буквами вы написали мягкий знак?
- ВЫВОД: ( Формулируют дети)
Проверка (4 слайд)
Коллизии : (В слове ПОМОЩНИК сделана намерено ошибка. Дети находят её, исправляют 5 слайд)
- Мы сделали маленькое открытие .
Откройте учебник с. 52. Прочитайте правило. ( 6 слайд)
V. Физминутка. (Ребёнок надевает маску белочки) 7 слайд
Нашей белке не сидится
Шустро прыгает, резвится.
Грибочки собирает,
На ветки одевает.
VI. Закрепление.
- Весёлая белочка убежала, но оставила для нас корзинку.
1. Корзинка белочки. ( слайд)
- Белочка очень нравятся предметы с сочетаниями ЧК.
Давайте узнаем, что лежит в корзинке у белочки
КАРТОЧКА № 2
Впишите , где это можно, сочетания ЧК.
Грибо___и
Ягод ____и
Ябло__и
Шише___и
Семе___и
Оре__
- Проверка ( 8 слайд)
2. Работа с учебником
- Сравните два слова - БЕЛКА и БЕЛОЧКА - похожи слова? А чем отличаются?
Учащиеся : Белочка- очень ласково
- Верно, буквосочетание ЧК даёт слову уменьшительно -ласкательное значение. Я предлагаю вам изменить имена в упр. 88 так, чтобы они звучали ласково. (дети работают у доски - пишут по цепочке ).
- Помните, какую загадку мы разгадали?
Какие правила помогли вам написать слова правильно? (собственные, с ЧК)
VII . Итог урока. Тест
Давайте проверим свои знания. Укажи номера слов знаком « Х» , если в нём допущена ошибка.
-
птичька
-
ночьной
-
редька
-
деньки
-
ласточка
-
мучьной
Проверка ( 9 слайд ).
- Молодцы! Какое новое умение вы приобрели на уроке? А тренировались в чём?
VIII .. Рефлексия. Эпиграф урока. (10 слайд)
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».
- Ребята, как бы чувствовали себя на уроке. Было ли вам скучно? А скучать нам не пришлось, потому что мы учились , мы работали!
- Очень хочу, что бы вы запомнили новую тему, поэтому как напоминание дарю вам этого весёлого человечка с сочетанием ЧК. ( 11 слайд)