Конспект. Урок русского языка. Тема: Правописание сочетаний чк, чн, щн. Автор Полякова А. В

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.Конспект .Урок русского языка.Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн. Автор Полякова А.В.





Методическая разработка урока

Автор: Смагина Наталья Аркадьевна

Учитель 1 квалификационной категории

МОУ «Костинская СОШ»





































Методическая разработка урока.

Аннотация Данный урок входит в систему уроков по формированию навыков письма сочетаний чк, чн, нч. Умение учащихся находить в словах данные случаи написания должно быть сформировано на достаточно высоком уровне, поэтому учебная деятельность на уроке организована так, чтобы в процессе наблюдений за словами дети сами формулировали правило, находили пути решения учебной задачи, делали выводы, т.е на данном уроке превалирует системно - деятельностый подход . Предмет : Русский язык, 1 класс. Автор учебника А.В.Полякова.

Цель: систематизировать знания о правописании буквосочетаний чк, чн, щк. Задачи: личностные - формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; метапредметные - освоение способов решения проблем поискового характера; учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять синтез как составление целого из частей; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предметные - уметь определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой). Формировать орфографическую зоркость .

Технологии : частично - поисковый метод.

Оборудование : Красочные изображения букв Ч и Щ

Карточки для индивидуальной и групповой работы :

Карточки с фонетическим разбором №1

Карточка «Вставь сочетания» № 2

Карточка - помощница : Пиши ЧК без Ь

Маска ( белочка)

Презентация

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой
  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
  4. Постановка учебной задачи. Основная часть урока. Работа в парах. Решение учебной задачи . Формулировка вывода и правила.
  5. Физическая пауза.
  6. Закрепление. Работа на индивидуальных карточках( формирование умения анализировать словесный материал и находить изученные сочетания). Работа с учебником, упражнение 88 . Применение на практике полученных знаний.
Тест.
  1. Рефлексия.




Тема : Правописание сочетаний чк, чн,щн

ХОД УРОКА

I .Орг. момент

II .Эмоциональный настрой (1 слайд)

- Добрый день. Сегодня у нас на уроке гости. Я желаю всем солнечного настроения.

III.Эпиграф урока ( 2 слайд)

-Начну урок с таких слов:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

- Почему эти слова стали на нашем уроке эпиграфом, как вы думаете?

- Что предстоит нам на уроке ?

Учащиеся с опорой на символы рассказывают о ходе урока.


РАБОТА В ПАРАХ

А

УЧИМСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО

1,2,3

РАБОТАЕМ ПО АЛГОРИТМУ

!

ЖДИ ЛОВУШКУ

- Вы назвали действия. Какие это действия ? (УУД)

Учащиеся отвечают : универсальные учебные действия

- Почему универсальные ?

Учащиеся : эти действия пригодятся на всех уроках.

IV. Основная часть

  1. Дата, классная работа.

  2. Чистописание

- Мы будем отрабатывать умение красиво писать

На доске запись : Н, Р, Ч, М, Л

- Какая буква лишняя?

Учащиеся : Ч - она обозначает глухой шипящий всегда мягкий согласный звук, все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки, которые могут быть и твёрдыми, и мягкими



  1. Актуализация

На доске :

П К Щ Д

- Какие буквы могут встать в один ряд с буквой Ч?

- Почему?

Учащиеся : Щ - она обозначает глухой шипящий всегда мягкий согласный звук

Целеполагание.

- Буквы Ч и Щ - особенные . Они очень любят секреты, сложные ситуации и загадки. Я предлагаю вам раскрыть секреты обозначения мягкости этих букв на письме.

Тема нашего урока :

«Правописание буквосочетаний с мягкими согласными Ч и Щ»

4. Новая тема. ( 3 слайд)

Карточка № 1 (работа в парах)

- Вам нужно решить фонетическую задачу , т.е. записать слово к каждой фонетической записи ниже в строчке.

[ д э н ] [ н о ч к а ] [ п а м о щ н и к ] [ п э ч н и к ]

( Учащиеся работают в парах)

Проверка работы:

Первое слово ДЕНЬ

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Как обозначена мягкость этих согласных на письме ?

- Могут ли эти буквы обозначать твёрдые согласные звуки?

Вывод - Значит , чтобы на письме показать мягкость некоторых согласных, необходимо после них писать гласные Е,Ё, Ю, Я, И и Ь.

- Второе слово НОЧКА.

- Назовите мягкие согласные .

- Как вы на письме показали мягкость этого согласного?

- Значит, между ЧК Ь писать не нужно, т.к. Ч - всегда мягкий.

- Третье слово ПЕЧНИК.

(Мягкие согласные п, ч, н. Мягкость П и Н обозначена гласными. Ч - всегда мягкий, значит Ь не пишем).

- В сочетании ЧН Ь писать не нужно.

- В слове Помощница в сочетании Щ Н между этими буквами вы написали мягкий знак?

- ВЫВОД: ( Формулируют дети)

Проверка (4 слайд)

Коллизии : (В слове ПОМОЩНИК сделана намерено ошибка. Дети находят её, исправляют 5 слайд)

- Мы сделали маленькое открытие .

Откройте учебник с. 52. Прочитайте правило. ( 6 слайд)

V. Физминутка. (Ребёнок надевает маску белочки) 7 слайд

Нашей белке не сидится

Шустро прыгает, резвится.

Грибочки собирает,

На ветки одевает.

VI. Закрепление.

- Весёлая белочка убежала, но оставила для нас корзинку.

1. Корзинка белочки. ( слайд)

- Белочка очень нравятся предметы с сочетаниями ЧК.

Давайте узнаем, что лежит в корзинке у белочки

КАРТОЧКА № 2

Впишите , где это можно, сочетания ЧК.


Грибо___и

Ягод ____и

Ябло__и

Шише___и

Семе___и

Оре__
- Проверка ( 8 слайд)

2. Работа с учебником

- Сравните два слова - БЕЛКА и БЕЛОЧКА - похожи слова? А чем отличаются?

Учащиеся : Белочка- очень ласково

- Верно, буквосочетание ЧК даёт слову уменьшительно -ласкательное значение. Я предлагаю вам изменить имена в упр. 88 так, чтобы они звучали ласково. (дети работают у доски - пишут по цепочке ).

- Помните, какую загадку мы разгадали?

Какие правила помогли вам написать слова правильно? (собственные, с ЧК)

VII . Итог урока. Тест

Давайте проверим свои знания. Укажи номера слов знаком « Х» , если в нём допущена ошибка.

  • птичька

  • ночьной

  • редька

  • деньки

  • ласточка

  • мучьной

Проверка ( 9 слайд ).

- Молодцы! Какое новое умение вы приобрели на уроке? А тренировались в чём?

VIII .. Рефлексия. Эпиграф урока. (10 слайд)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

- Ребята, как бы чувствовали себя на уроке. Было ли вам скучно? А скучать нам не пришлось, потому что мы учились , мы работали!

- Очень хочу, что бы вы запомнили новую тему, поэтому как напоминание дарю вам этого весёлого человечка с сочетанием ЧК. ( 11 слайд)

© 2010-2022