• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на МО воспитателей по теме самообразования «Принципы народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся коррекционной школы-интерната 7 вида»

Выступление на МО воспитателей по теме самообразования «Принципы народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся коррекционной школы-интерната 7 вида»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО воспитателей по теме самообразования

Слайд 1

Тема самообразования

«Принципы народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся коррекционной школы-интерната 7 вида»

«Влияние принципов народной педагогики на формирование гражданского самосознания учащихся в условиях коррекционной школы-интерната 7 вида»

Выбрана мной не случайно

Слайд 2

Многочисленные глобальные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. Невозможно шагать в будущее, не зная прошлого: традиций, обычаев, народной культуры.

Актуальность изученной мной темы обозначена требованиями стандартов 2 поколения, где на первое место ставится духовно-нравственное воспитание будущих патриотов.

Уже на государственном уровне традиционная народная культура рассматривается как основа духовно-нравственного становления личности.

Вот что думает об этом Путин Владимир Владимирович

Клип на 2 слайде

Слайд 3

В соответствии с требованиями ФГОС к компонентам духовно-нравственного воспитания относятся: содержательный (1 уровень знать, ); эмоционально-побудительный (2 уровень понять прочувствовать,); деятельностный (3 уровень уметь, делать)

Клип на 3 слайде

«Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Это тоже слова Путина

Да, действительно, В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции… И все же они не были от этого менее «социально адаптированными». Возникает вопрос: почему

Я думаю, потому что они жили традициями и исторической памятью.

Слайд 4

Ведь народные традиции текст со слайда…

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня :

-помочь ребенку вспомнить свои национальные и родовые истоки;

-уважительно относиться к своим древним корням;

-чтить и уважать память предков;

-систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Слайд 5

Направления народной педагогики со слайда

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.

Важнейшее в воспитании детей - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе - народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности современного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: "ум", "доброта", "трудолюбие".

Фольклор и его традиции являются отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. В каждой стране история и опыт обращения к фольклору в общей системе воспитания связаны с историей и культурой своего народа. Но как же они все похожи по сути и по духу.

Слайд 6

"У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам".

В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке - этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.

Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Основоположник этнопедагогики Волков Геннадий Никандрович (р. 31.10.1927 с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), академик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982).

Клип на слайде 6

Слайд 7

Эффективность народной педагогики в том ещё, что вся она пронизана чувством. Текст со слайда

Слайд 8

Любовь к людям, к труду, к жизни - один из основополагающих принципов народной педагогики. Есть ещё 2 : природосообразность и сохранение народных традиций

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Учатся разумно относится к окружающей среде.

В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции, как уже было сказано, - это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения), это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это также основополагающий принцип народного воспитания.

Слайд 9

Каждый человек -частица мироздания

Методы воспитания в народе

Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

Это из житейской практики перекочевали к нам такие методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.


Слайд 10

Говоря о средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке, где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной язык фактором воспитания.

Родной язык - язык сказок, пословиц и поговорок, загадок, постулатов-назиданий, язык мудрости родного народа, язык народных идеалов. Родной язык - язык эмоций народа, язык народных песен, народной поэзии, метафор, метонимий, аллегорий, язык народной иронии и сатиры. Родной язык - язык общения с дедушками и бабушками, язык приобретения уроков народного опыта, зрелой мысли, заветов прошлого к будущему.

«Родной язык. Родное слово! В каких только формах эмоционального и нравственного воздействия не выступает слово! Совет, пожелание, благопожелание, поучение, благословение, назидание, увещевание, укор. упрёк, угроза…И дело выражается в словесной форме, и поверья, обряды, обычаи -тоже…

Большая духовная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. Сила пословиц и поговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многих человеческих поколений и в их художественных достоинствах - кратности, емкости, образности, энергичности. У каждого народа сотни и сотни пословиц и поговорок о руде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле и мастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.

Слайд 11

Ставя своей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства воспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но и для жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, в общественных делах. [3, с.263]

Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека.

В этнопедагогике есть такие понятия как материнская школа и школа сверстников. «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка как человека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становлении личности.

Многие наши дети лишены счастья иметь нормальную семью у себя дома , но они счастливы тем, что учатся в нашей школе. Условия как на курорте, школа сверстников в наличии . И мы им и папа и мама.

Слайд 12

Высокая эффективность народной педагогики - в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной школы. Использование народных традиции обеспечивает особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

Слайд 13

Хотите воспитать - организуйте деятельность»

А.С. Макаренко

Жизнь у наших детей насыщенна коллективной деятельностью: текст со слайда

Слайд 14

Уважением к старшим и заботой о младших

Слайд 15

Чувствами сопричастности и любви к истории нашего города, нашей родины

Слайд 16

И конечно же, творческой деятельностью, которая воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус , а главное объединяют всех нас.

Слайд 17

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения нас, воспитателей, использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Клип на слайде 17



© 2010-2022