Урок математики во 2 классе на тему Свойства противоположных сторон в прямоугольнике

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики во 2 классе МБОУ «Равнинная СОШ» (Кириченко Т.А.)

20.02.2013г.

Тема урока: «Свойство противоположных сторон в прямоугольнике» («Спасатели») Цель: учащиеся должны уметь показывать в прямоугольнике противоположные стороны и знать свойство противоположных сторон в данной фигуре. Задачи: Образовательная: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, раскрыть понятие «противоположные стороны» в прямоугольнике; познакомить со свойством противоположных сторон в данной фигуре; Развивающая: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы; развивать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 ; развивать устную речь учащихся; Воспитывающая: воспитывать стремление оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются; воспитывать интерес к возникновению крылатых фраз и выражений. Область применения: урок № 20 в теме "Сложение и вычитание в пределах 100. Письменные приемы" во 2 классе.
Результативность: В ходе урока идет формирование общеучебных умений: • учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля); • учебно-интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное); • учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией). Эффективность: Урок с использованием игровых технологий позволяет достичь большего эффекта, чем традиционный. Игра вносит разнообразие в урок, вовлекает детей в активную работу. Сказочные сюжеты, яркая наглядность позволяют удержать внимание обучающихся на основном математическом материале. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Оборудование: компьютер, проектор, карточки для устного счёта (геометрические фигуры), на которых записано математическое выражение, набор разрезных геометрических фигур, альтернативный тест- таблица для приёма «Верные и неверные утверждения» сигнальные карточки «настроение» в виде личика - смайлика, авторская презентация, учебник «Математика»,М.И.Моро, 2 класс (II часть, «Школа России»)
Ход урока:

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

И за дело, в добрый час!

Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились ,как умеем работать и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное. II. Сообщение цели урока (слайд №1) - Сегодня каждый из вас может принять активное участие в исследовательской работе и сделать научное открытие (по теме: «Свойство противоположных сторон прямоугольника».,). Ребята, к нам на урок математики пришли спасатели. К ним позвонила Баба-Яга. У нее случилось такое горе! Сбежала избушка на курьих ножках! У спасателей к нам необычная просьба: помочь найти избушку и вернуть её на место. -Как вы думаете, ребята, где надо искать избушку? (Избушку надо искать в лесу). Чтобы мы не заблудились, Баба-Яга передала нам волшебный клубок. Он укажет правильный путь. В дороге мы познакомимся со свойством сторон прямоугольника, и будем применять свои умения и знания в области математики (будем учиться решать задачи и примеры.) Итак, отправляемся в путь! Сделаем сначала умственную разминку:

Составить из числовых выражений верные равенства.

6+8

62-40

45-30

32+37

70-1

9+6

28-14

48-26 III. Актуализация знаний

  • Устный счет (слайд №2)
Не успели мы отойти, как к нам навстречу вышел Леший: -Знаю, знаю, зачем вы пришли в мой лес. Пропущу вас на дорогу, если вы поможете мне решить примеры.

Урок математики во 2 классе на тему Свойства противоположных сторон в прямоугольнике


-Итак, ребята, перед вами записаны примеры. -Какие действия используются в этих примерах? (В этих примерах используются действия сложения и вычитания). -Вспомним названия компонентов и результата действия при сложении (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма). -Как называются компоненты и результат действия при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) (Примечание: на слайде №2 имеется ссылка-памятка для повторения названий компонентов и результата действий сложения и вычитания - слайд №3) -Прочитайте примеры Лешего, используя названия компонентов и результата действия при сложении и вычитании. (Учащиеся устно решают примеры, ответ соотносится с числом на геометрической фигуре.)

  • Повторение понятия «прямоугольник»
-Какие геометрические фигуры нарисовал для вас Леший? Назовите их по порядку. (Леший нарисовал четырехугольник, прямоугольник, треугольник и круг). -Какая геометрическая фигура здесь лишняя? Почему? - Что вы знаете о треугольнике? - Что вы знаете о квадрате? -Вспомним знания предыдущего урока: какую фигуру называют прямоугольником? (Прямоугольник - это четырехугольник, у которого прямые углы). Леший дает нам ещё одно задание: -Сколько здесь всего прямоугольников? Выполнив, это задание, что мы повторили о прямоугольнике? (Дети- Мы выполнили задание Лешего и повторили знания о прямоугольнике.) -Всё ли мы знаем о прямоугольниках? IV. Изучение нового материала (слайд №4) -И покатился наш клубок дальше! Вдруг на лесной поляне мы увидели Аленушку с братцем Иванушкой. Сидят брат с сестрой, горюют: не могут замок на двери дома открыть. -Мы поможем им! Чтобы замок на двери открылся, надо выполнить задания. -Посмотрите внимательно на избушку. - На какую геометрическую фигуру похож сруб дома? (Сруб дома похож на прямоугольник). - Кто мне покажет, где на избушке находятся пол и потолок? Каким цветом они обозначены? (один учащийся выходит к доске и показывает на картинке пол и потолок: пол и потолок обозначены синим цветом). - Пол и потолок лежат друг против друга и называются противоположными. - Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Другие противоположные стороны обозначены зеленым цветом). - Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (Прямоугольник имеет две пары противоположных сторон) - Как вы думаете, а какие должны быть противоположные стороны прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны) Практическая работа (слайд №5) - Давайте проверим ваши предположения с помощью практической работы. - На столе у вас лежат два конверта. - Откройте конверт №1 (слайд №6) -Какие геометрические фигуры находятся в этом конверте? (четырехугольник и прямоугольник). - Найдите и покажите прямоугольник. Почему вы выбрали именно эту фигуру? Докажите (Ответ учащегося). - Как можно доказать, что противоположные стороны равны? (Можно измерить по линейке, проверить сгибанием) -Откройте конверт №2 (слайд №7) -Урок математики во 2 классе на тему Свойства противоположных сторон в прямоугольникеВо втором конверте лежат прямоугольники разного цвета. Согните геометрические фигуры желтого и красного цвета как показано на доске. (учащиеся выполняют практическую работу вместе с учителем по образцу; у зеленого прямоугольника измеряют противоположные стороны с помощью линейки). -Итак, что у нас получилось? (противоположные стороны прямоугольника равны). -Давайте еще раз повторим свойство противоположных сторон у прямоугольника: противоположные стороны в прямоугольнике равны (слайд №8) Вывод: выполнив практическую работу, мы не только помогли Аленушке и Иванушке попасть в дом, но и узнали свойство противоположных сторон в прямоугольнике (слайд №9). Зарядка для глаз (слайд №10) V. Закрепление новых знаний
  • Разминка для рук.Физминутка.
  • Работа в тетради
-Мы продолжаем путь дальше. Вдруг на нашем пути появляется Кощей Бессмертный. (слайд №11) Он хоть и сказочный злодей и не привык делать добрых дел, но сегодня ему самому требуется помощь. Его внук, Никита, не может решить задачи.
  • Решение задач
Задача №1 (устно) (слайд №12) Никита сделал из конструктора прямоугольную рамку. Когда он переносил ее, форма рамки изменилась. Длины сторон остались без изменения, а что изменилось? Почему теперь нельзя сказать, что рамка имеет форму прямоугольника?(углы рамки изменились, уже непрямые) Вывод: не каждый четырехугольник с равными противоположными сторонами будет считаться прямоугольником. Необходимо, чтобы у него еще были прямые углы! Задача №2 (письменно) Сначала по учебнику (слайд №13) Чтобы сделать тележку, Никите потребовалось 12 деталей конструктора, а для подъемного крана - на 8 деталей больше. Сколько всего деталей конструктора потребуется для изготовления поделок?
  • Разбор задачи, выполнение краткой записи, решение (фронтальная работа)
-Мы помогли внуку Кощея решить задачи. Мы можем продолжить путь.
  • Рассказ «Откуда пошло выражение "избушка на курьих ножках"?
-Вдруг впереди мы увидели красивую поляну, на ней стояла избушка на курьих ножках и горько плакала: - У меня куриные лапки болят. Думаете легко стоять весь день и ночь на ногах в болотине? И кто только придумал ставить избушку на курьи ножки? Откуда же пошло выражение "избушка на курьих ножках"? Это вовсе не сказочное явление. В древности на Руси избы строились не на фундаменте, не на земле, а на пнях спиленных деревьев. Место для строительства выбирали там, где деревья между собой образовывали прямоугольник. Деревья спиливались, а на их четырех пнях ставилась изба. Получалась изба на корьих (от "корень") ножках». На корнях деревьев стояла изба, а не на куриных ножках! Примеры (самостоятельная работа) (слайд №14) - Избушка на курьих ножках очень любит Бабу-Ягу, но жить на болоте не хочет. Если вы решите примеры, избушка вместе с Бабой-Ягой поселится на этой красивой поляне. (учащиеся решают примеры, записывая решение в столбик). 50-32 14+46 100-5 100-37 Проверка (фронтально) Самостоятельная работа: «Возьми карточку с пенёчка и реши ещё 4 примера» (Взаимопроверка) Не успели мы решить примеры, как в небе появилась Баба -Яга. -Ну что ж, Баба-Яга, мы нашли твою избушку и новое место под жительство: хватит на болоте мерзнуть. VI. Обобщение -А теперь соединим пенечки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (Прямоугольник). Игра. (Показ жестами) 1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые. 2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом. 3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны. 4. Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником. 5. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые. 6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны.
VII. Рефлексия: Проверяю себя: Возьмите из конвертика №1 прямоугольник и вычислите его периметр.(взаимопроверка в парах) Выберите и продолжите любое предложение:(Дети берут карточку из конвертика и читают)

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел(а)… VII. Итог: -С каким свойством прямоугольника вы познакомились на уроке?

-Сегодня на уроке вы все были спасателями.

У спасателей есть 3 главных правила:

Первое - это помочь тому, кто нуждается в помощи.
Второе - защитить того, кто беззащитен.
И третье - будьте добры друг к другу!

-Оцени себя «Лесенка».

Вы все получаете медаль. (Образец медали на слайде №15) Спасибо за урок!

Выставление оценок

- Молодцы, вы все сегодня на уроке хорошо работали. Оценки за урок…

(выставление оценок с комментированием)


© 2010-2022