• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов на тему: «Как жили раньше и сейчас саамы»+презентация на тему: «Олений народ»

Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов на тему: «Как жили раньше и сейчас саамы»+презентация на тему: «Олений народ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Как жили раньше и сейчас саамы»

Цели:1.образовательная-формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, познакомить с образом жизни и бытом саамов

2.развивающая -формирование навыков работы с книгой, умение находить новые слова и уметь самостоятельно находить значение их.

3.воспитательная- прививать любовь к малой Родине, уважение и интерес к коренным жителям Кольского полуострова.

Оборудование: выставка «Лапландия-Родина саамов», мультимедийная доска для показа я слайдов, музыка саамские песни, современная песня Малыхина.

Ход занятия.

Класс разбит на группы ученых. Каждой группе были подобраны саамкие сказки, в которых они должны найти новые слова и их значение. Свои результаты они должны оформить в виде сообщения с рисунком.

(Звучит песня Малыхина «Здравствуй, северный народ!)

Учитель: Здравствуйте все! Сегодня мы расскажем вам о коренном народе Севера. Вы, наверное ,догадались кто это? Саами. С незапамятных времен рассказывали :где-то на севере Европы есть Лапландия-страна холода и мрака. Люди там ходят в оленьих шкурах, стреляют из лука и умеют колдовать.

Ученик: Да, Лапландия страна

И мрачна и холодна,

Лишь полярное сияние

Вспыхивает иногда

Но в Лапландии живет

Стойкий северный народ.

Из оленя Каньги шьет,

Ловко он хингу плетет,

Старый мудрый их шаман

Прогоняет ураган

В тундру нас везет окас

По морю везет карбас.

Учитель: Мы попытаемся узнать ,что это за страна Лапландия и что за люди там живут ,чем занимаются? Вы все читали саамские сказки и встретились с новы ми словами и с учетом их распределены по группам .Каждая группа даст нам ответы на вопросы:

1 .Где жили и живут сейчас саамы?

2.Как называется жилище саамов?

3.Во что они одевались?

4.Чем они занимались?

5.Что такое сейды?

6.Как защищались от врагов?

1группа.1 ученик. Территорию севернее Полярного круга ,от Беломорья на востоке до норвежского моря на западе называют Лапландия. Это страна, где жили лопари. До 30-х годов ХХв лопарями называли саамов. Русские исследователи переводят «Лонь»-край.предел», «Лопарь» означает « человек ,живущий на краю».Сейчас страны такой нет. Саамы живут в разных государствах.Из50 тысяч саамов,30 тысяч -в Норвегии,15 тысяч-в Швеции,14 тысяч-В Финляндии,2тысячи -В России.

Леса и тундра, льды и горы,

Озера, реки и моря,

Раскинулась в своих просторах

Родная Кольская земля.

2 ученик. У нас на Кольском полуострове Родиной саамов считается Ловозерский край. Свое название он получил от озера Ловозеро и возникшего близ него саамского селения Луявр-сийт.

В настоящее время это поселок Ловозеро, которое является центром саамов. Недавно некоторые ездили на экскурсию.

Селились саамы на берегах рек, озер, морских берегах, так как вели кочевой образ жизни в поисках рыбы, животных. Жили погостами. Погост-деревня.»

2группа «Как назывались жилища саамов?»

1ученик.Кувакса-разборный чум из нескольких шестов ,покрытый оленими шкурами зимой и берестой летом. В центре разжигали костер.

2ученик.Вежа-зимнее жилище. Она имела форму пирамиды высотой до»2,5метров.Собирали ее из бревен .Крышу покрывали хворостом, дерном. Дверь смотрела на юг. На противоположной стороне находились окно, его заделывали рыбным пузырем. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство покрывалось оленьими шкурами.

3ученик.Тупа-избушка из бревен, высотой чуть больше 2 метров. Крышу тупы делали плоской. Очаг делали из камней, обмазывая глиной. Изба имела 1или2 окна. Появились стол, скамья и посуда.

3группа. «Как одевались?»

1ученик.Верхняя одежда шилась из оленьих шкур. Из сухожилий олений вытягивались нитки. Ими шили обувь, одежду, нанизывали бисер. Мужчины и женщины зимой одевали печок или малицу, на нижние конечности меховые штаны ,на руки- меховые рукавицы, на ноги яры. Отличалась одежда мужчин и женщин головным убором ,у женщин он шлемообразный.

Печок - верхняя одежда глухого покроя, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.

Малица- зимняя одежда с капюшоном ,мехом внутрь, немного расширенная книзу.

Яры- длинные меховые сапоги. сшитые из чередующихся полосок светлого и темного оленьего меха. Мужская и женская одежда отличалась головным убором.

Сейчас традиционная одежда вытеснена ненецкой одеждой -малица и пимы.

2ученик.Летнюю одежду шили из кожи, чтоб не пропускала комаров. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных. На ногах каньги. Каньги -короткие полусапожки с длинными завязанным оборами спереди. Оборы -длинные ,сплетенные из шерсти завязки к обуви. Саамы украшали кусочками из оленьей шкуры. Меховая мозаика-узор из темных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми вставляют кусочки цветного сукна. Узор мозаики простой состоит из прямоугольника, квадрата и ромбов .вышивают бисером. Бисер -трех цветов(белого, голубого, желтого.)Никогда не употребляется черный бисер.

4группа. «Чем они занимались?»

1ученик.В основном занятия были связаны с животными. На первом месте это охота на животных песца, лисицу, зайца, иногда на белого или бурого медведя.

2ученик.На втором месте рыболовство. Для этого мужчины делали лодки, плели рыболовные снасти. В устьях рек ловили семгу (лус),треску (торек) камбалу, палтус. В озерах -сиг, щуку, плотву, окуней и т.д.

3ученик.Саами почитали оленя. Позднее стали разводить оленей. Домашний северный олень- прирученный дикий олень. Это отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство- смысл жизни саамов. Говорили о себе ,что они «Олений народ». Зимой пастухи вместе со своими семьями кочуют за оленями. Олени добывают корм из-под снега. Мужчины не только добывали еду ,но готовили сами. Это считалось их обязанностью.

Учитель. В летнее время саами собирали бруснику, голубику, воронику ,морошку. А вот грибы не любили. Мужчины занимались вязанием ,плетением из бересты, резьбой по дереву. Женщины шили одежду и обувь. В настоящее время занятия саамов не изменились ,единственно мужчины не готовят есть , это делают женщины.

5группа. «Что такое сейд?»Издревле люди пытались понять: почему идет снег, полыхает северное сияние. Жители Кольского полуострова верили в сверхъестественную силу. Они пытались влиять на различные явления природы. Помогали им северные колдуны (нойды).Они умели общаться с сейдами.

Послушайте сказку «Морская бабушка»

Сейды -камни, в которые превратились люди, олени, звери.

Камень имел человеческие черты. Сейд нужно задабривать ,ему приносили подарки. Сейд в переводе окрик, испуг ,гнев на родственников -причина окаменения. За внимание сейд помогал ловить рыбу, охотиться. За невнимание наказывал болезнями, лишением промысла. Северное сияние по их мнению было отголоски душ умерших предков. 6группа. «Как защищались от врагов?» Из века в век саамам приходилось бороться с врагами, которые стремились оттеснить рыбаков, охотников, оленеводов к северу, отнять их добычу . С тех пор на Кольской земле остались кровавые горы, острова, напоминающие о тех временах, битвах со шведами ,немцам и и т.д.Послушайте сказки «О нападении шведов», Итак ,саами спасались от врагов хитростью и ловкостью. (звучит песня Малыхина ). Нас призывает беречь традиции саамов и природу. А теперь отгадайте кроссворд.Приложение1. Наша встреча подошла к концу, желаем вам хорошего настроения в течении всего дня.

© 2010-2022