Урок Что такое корень слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обеспечение урока: Учебник Русский язык 3 класс, часть1, интерактивная доска, проектор, ноутбук, плакат «Дерево», картинки осенних листьев с заданиями, картинки солнечной и пасмурной осени.

Дидактичская структура

(этапы урока), время

Смысловой блок

(содержание)


Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Словесный.

Фронтальная.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность

-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- В природе есть солнце, оно всех нас любит и согревает. Я хочу, чтобы у нас сегодня в классе было свое солнышко (слайд), и оно радовало вас и придавало сил на протяжении всего урока. Но я не хочу, чтобы вы забывали о сложностях, которые нас ждут, поэтому в гости пригласила и тучку. (слайд) Я верю, что в конце урока тучка от нас уйдет. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и с таким замечательным настроением мы начнем наш урок.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Постановка учебной задачи


Выявление темы урока.


Формулирование целей, задач урока.

Метод случайных ассоциаций.

Фронтальная. Словесный.


Приём «яркое пятно»

-Закройте глаза и скажите слово «детектив»

-Какие ассоциации у вас возникли?

-Какими качествами он должен обладать?

- Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство». (слайд)

-В наше детективное агентство пришла посылка. (достаю корень)

-Ребята, что это такое?

-Уместно было бы это показывать на окружающем мире, а у нас с вами урок русского языка. Как это связано с темой урока, кто может предположить?

-Тема сегодняшнего урока «Что такое корень слова?»(слайд)

-В соответствии с темой, какую цель мы поставим перед собой?

-Чему должны будем научиться на сегодняшнем уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

-Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать


-Вспомнить что такое корень.

-Писать без ошибок однокоренные слова.

Извлекают необходимую информацию из сведений учителя. Осознают и принимают учебную задачу

Минутка чистописания

Чистописание.


Пальчиковая гимнастика.


Работа с пословицей.

Практический

Индивидуальная.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает.

-Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе, это ваши тетради. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать.

-Почему?

-Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.

-Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

-Но прежде давайте наденем перчатки, чтобы не оставить следов.

(число, классная работа).

-Ребята, что такое «семья»?

-Как вы думаете, какое слово мы пропишем в минутке чистописания? (слайд)

-Приступайте к выполнению задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами.

-Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

-Объясните пословицу «Вся семья вместе, так и душа на месте. (слайд)

-Будьте внимательны к своим родным, не заставляйте их переживать.

-Запишите пословицу с новой строки с большой буквы.

-Первый ряд выписывает словосочетание из данного предложения; второй ряд делит слово «душа» на слоги для переноса.

-Что у вас получилось?

-Я знаю, что вы закончили изучение темы «Разделительный мягкий знак». Что произойдет со словом «семья», если из него сбежит мягкий знак? (слайд)

-Что обозначает слово «семя»?

Отвечают на вопросы, выполняют письмо
по образцу

Высказывают свои предположения

-Семья

-Когда все члены семьи в сборе, то душа спокойна и человек не волнуется.


-Изменится смысл, получится слово семя

Владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Выведение правила.

Работа с правилом в учебнике.


Проблемное задание

Метод конструирования правил


Эвристическая беседа

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

-Из семени появляется корень и росток. (видео). Так и в русском языке рождаются из корня новые слова.

-Ребята, нам необходимо составить фоторобот.

-Что мы уже знаем о корне?

-Ребята, жители Волшебной страны прислали нам свой фоторобот.

Письмо

Лес, ник, ая

Вы поняли, что означает 1 слово?

- А попробуйте прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень - это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него "растут" другие слова.

(слайд)

-Что нам поможет узнать, правы мы или нет?

-Открываем учебник на с.74. Находим правило. (работа с правилом)

-Как обозначается корень?

Ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения. Строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Осознают и принимают учебную задачу.

Слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания».

Первичное закрепление.

Работа по учебнику, в тетради.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

Метод «если бы…»

Формулирует задание упражнения, организую его выполнение.

-Найдите упражнение 130.

-Катя, прочитай задание.

-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? (по правилу)

-Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

-Ребята, а что бы случилось, если бы корня слов вообще не было? (слайд)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. выполняют задания. Применяют новые знания. Записывают однокоренные слова

Владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, используют различные способы поиска информации.

Осознают и принимают учебную задачу.

Слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Работа по учебнику, в тетради.

Словесный,
практический. Фронтальная, индивидуальная.

Организует работу с учебником.

-А сейчас мы проведем следственный эксперимент.

-Находим упражнение 126. Я читаю задание, а вы внимательно следите.

-Саша, прочитай предложения.

-Найдите однокоренные слова.

-Объясните их лексическое значение.

-Какая часть во всех словах общая?

-Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

-Можно все выписанные слова назвать родственными?

-Значит они тоже семья, семья слов. В каждой семье родственники похожи чем-то друг на друга.

- Все они похожи, но и своё в каждом есть.

-Наши слова отличаются чем-то?

-Выписанные слова отличаются другими частями слова, о которых вы узнаете на следующих уроках.

Физкультминутка

Физкультминутка

Практический Коллективная

Проводит физкультминутку под музыку

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику, в тетради.

игра-тренажер

Словесный,
практический. Фронтальная, индивидуальная.

-В наше детективное агентство поступило еще одно задание. Нужно спасти братьев Лосей, а для этого необходимо…

(игра-тренажер)

Обобщают способы действия по правилу, применяют их на практике.

Планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах по карточкам

Словесный,
практический.

Фронтальная, индивидуальная.

-Ребята, жители Волшебной страны прислали для вас последнее задание, чтобы проверить, как вы усвоили тему «Что такое корень слова?».

-Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре даются картинки осенних листьев, на обратной стороне задание. Прочитайте задания внимательно.

-Кому не понятно, что делать?

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.-Приступайте к выполнению.

-Сравните свою работу с образцом. (образцы на партах)

-Какая пара не допустила ни одной ошибки?

-Кто выполнил задание, может выходить и вешать свои листочки на наше дерево. (иллюстрация дерева)

-Вот и усвоили вы, что такое корень слова, дело закрыто и отправляется в архив.

Обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в паре, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)


Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление отметок

Словесный.

Фронтальная.



Метод

самооценки

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам.

-Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Почему?

-Ушла от нас тучка?

-Ребята, у нас с вами получилась солнечная и красивая осень, но я же тоже детектив и я узнала, что осень может быть и другой - пасмурной, грустной.

-У вас на столах лежат картинки солнечной осени и осени пасмурной. Подумайте, какое настроение вызвал у вас сегодняшний урок. Если радостное, солнечное и веселое, то прикрепите картинку такой осени к дереву настроения, а если у вас урок вызвал грустные эмоции, то прикрепите картинку печальной осени.

Продолжите фразы:

- На уроке мне было (трудно, легко), потому что …

- Я работал …

- Мне надо …, чтобы …

-За урок я себе поставил(а) бы…, потому что…

-Вы замечательно поработали, и я вручаю вам удостоверение настоящих детективов.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Домашнее задание: Стр. 75 упр. 132. Правило.

Записать 5 однокоренных слов*

(по желанию)

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Фронтальная. Словесный.

Проговаривает и объясняет домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.

Проверяет соответствующие записи в дневниках.

-Спасибо за внимание!

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают и сохраняют учебную задачу, продумывают поиск средств ее достижения



© 2010-2022