Конспект урока по русскому языку Корень слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа - гимназия № 12








Открытый урок по

русскому языку

2 класс

Тема: «Корень слова. Родственные слова»










Провела: Романчук О. И.












г.Талдыкорган 2012 г.

Предмет: русский язык. Класс : 2 Тема: Корень слова. Родственные слова. Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Задачи: 1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; 2. Развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь; умения анализировать и обобщать; 3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе. Тип урока: Формирование новых знаний. Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, репродуктивные, частично - поисковые, проблемные, исследовательские.

Ход урока. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
  1. Запись числа, классной работы.
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
  1. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает». (Дерево) - Объясните смысл загадки. - Пропишите буквенные сочетания. Дд до дя
2. На доске написано предложение: ЗРИ В КОРЕНЬ. - Как называется такое выражение? ( крылатая фраза или фразеологический оборот). - Какие еще фразеологические обороты вы знаете? ( ответы детей) - Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы. - Ребята, как вы понимаете слово "зри"? (смотри) - Как можно сказать по-другому? (смотри в корень) - Объясните, что обозначает выражение "зри в корень"? (В корень смотреть - вникать в самую суть дела). -Какие значения имеет слово «корень»: *подземная часть растения, *часть волоса, зуба, ногтя, *начало, источник чего-либо. * корень уравнения. - Если у слова не одно, а несколько значений, как мы называем такие слова? (многозначными) 2. Прочитайте пословицу: Дерево живет корнями, а человек друзьями. - Что это за высказывание? (Пословица) - Как вы её понимаете? (ответы детей) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. - Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне) - Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов, но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСВИЙ. -Что же такое корень? Выделите главное. Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня)

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень».
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Задание 1. Слайд № 5: «Как растут слова»:
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. Это слово - слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло - Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова. Выделите корень. Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
- Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова. Слайд № 6.
Задание 2. Слайд № 7
- Шли мы с вами по лесу и вышли к реке. Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом «рыба». Назовите одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя корень.
Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Ловить рыбу. (Рыбачить)
Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбачить)
Задание 3. Слайд № 8.
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
- Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли». - Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
- Какое значение в жизни человека имеет вода?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ. Задание 4. Слайд № 8. «Какое слово лишнее?» Списать однокоренные слова, выделить корень. Лес, лесной, лестница, лесник. Гора, гореть, горный, пригорок. Тепло, теплица, тёплый, жаркий. Гриб, грибок, грибной, грибница.

Задание 5 Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает: гусята гуляют гуськом; Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнет подойти босиком. Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
ПРИМЕНЕНИЕ Задание 6. Слайд № 10. Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ежиха.
Серый еж был очень тих, И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
ИТОГ УРОКА
- Какие слова называются родственными?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.

© 2010-2022